Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Бережливое управление: отсечь лишнее

25 июля 2019
305
Средний балл: 0 из 5
Бережливое управление: отсечь лишнее

Издержки неизбежны в деятельности любой компании, но их нужно и можно свести к минимуму.  На этом принципе построен lean-менеджмент – философия, работающая исключительно на потребности клиента. Её логика проста, а эффективность доказана практикой.

Вы узнаете:

  • Как работает система бережливого управления.
  • Как виды потерь существуют.
  • В каких сферах инструменты бережливого управления наиболее эффективны.

Основные принципы lean-менеджмента

В самом простом виде  бережливое управление – система менеджмента компании, при которой всё, что мешает производству и портит результат, устраняется. Процесс производства товара или услуги должен быть таким быстрым, качественным и недорогим, насколько это только возможно.

Lean  в переводе с английского – тощий, поджарый, стройный. Применительно к производству, это слово приобретает дополнительный смысл: lean – это отсутствие лишнего. В концепцию lean входит не только бережливое производство. Это ещё и бережливое управление, бережливое мышление и преобразование.  

Главная цель lean – создание максимально качественного продукта по определенной стоимости при сниженных затратах времени и ресурсов на его производство.

При этом в центре концепции стоят ценности клиента. В традиционной системе управления все издержки, расходы, связанные с браком, порчей, переделками, ложатся на потребителя. Lean считает, что потребителю не нужно, чтобы готовый продукт лежал на складе. Поэтому все процессы имеют значение только тогда, когда работают на увеличение ценности для потребителя. В ином случае – это потери, которые надо устранить.

Для достижения результата достаточно следовать простым и понятным правилам:

  • всё, что не увеличивает ценность продукта для клиента - мусор, который должен быть безжалостно ликвидирован;
  • границы ценности определяет потребитель, поэтому его требования надо знать;
  • производство должно следовать за потребительским спросом, под который минимизируют запасы и максимизируют потоки;
  • всё должно быть сделано в срок и с первого раза без переделок;
  • расширение потенциала персонала, обучение сотрудников и создание базы для их постоянного развития;
  • создание культуры непрерывного совершенствования системы, используя простые решения.

      Всё началось с Toyota

      Идея бережливого управления возникла в японской компании по производству автомобилей. Страна, потерпевшая поражение во второй мировой войне, находилась в разрухе и остро нуждалась в автомобильном транспорте.  Опыт американского концерна Ford не подходил под эту задачу, поскольку был ориентирован на массовое производство. Японцам же нужны были небольшие партии разных машин, к тому же у них не было столько дешевой рабочей силы, как у американцев.

      Выход предложил инженер-разработчик Тайити Оно: работать не на опережение спроса, как  Генри Форд, а на выстраивание отношений с поставщиками по факту заказа. Отправной точкой стал потребитель, на решение проблемы которого и был направлен весь процесс. Коллега Тайити Оно Сигео Синго дополнил концепцию  методом быстрой переналадки.  

      В 1950-х годах были начаты первые шаги по оптимизации производства, которая развивалась на протяжении нескольких поколений Тоёда - основателей компании Toyota.

      Позже уже американцы стали изучать японский опыт, и производственная система Toyota с легкой руки  Джона Крафчика получила название «lean».

      8 видов потерь 

      Вид

      Суть

      Последствия

      1

      Перепроизводство

      Основной вид потерь, порождающий другие. Выпуск больших партий товара. Избыток оборудования. Невозможность быстро перезапустить линию, наладить станки

      Затраты на закупку лишнего сырья, нестабильность в достижении высокого качества, устаревание товара до его продажи

      2

      Ожидание

      Простой людей, техники из-за неполадок, отсутствия нужных материалов, доступа к ресурсам и информации. Распоряжения, поступающие с опозданием, длительные согласования, проверки результатов

      Расходы на оплату труда работников, которые за это время ничего не произвели.

      3

      Транспортировка

      Нерациональное размещение цехов, оборудования и складских помещений, просчеты логистики, ведущие к лишним перемещениям сырья и готового товара, документов

      Увеличивается стоимость продукции, происходит ее повреждение при многократных перегрузках

      4

      Обработка

      Лишние этапы не добавляют полезных свойств, перерасход энергоресурсов, сырья и трудовых затрат при производстве

      Удлиняется период производства продукции, которая становится дороже

      5

      Запасы

      Сырье, материалы, готовый продукт лежат на складе, занимают место, а значит, нерационально используются

      Требуются дополнительные усилия на хранение, сортировку запасов, которые могут портиться

      6

      Лишние движения

      Ненужные хождения сотрудников по кабинетам, цехам, от станка к станку. Дополнительные и безрезультатные встречи с поставщиками

      Утомляемость работников, увеличение травматизма, снижение производительности труда

      7

      Дефектная продукция

      Низкое качество, несоответствие стандартам, заказу или регламенту предприятия.

      Брак необходимо перерабатывать либо ликвидировать

      8

      Нереализованный потенциал сотрудников

      Несправедливость в оплате, отсутствие возможностей для проявления  инициативы, карьерного роста работников

      Текучесть кадров, равнодушное отношение со стороны сотрудников к своим обязанностям

      Как навести порядок в офисе, используя lean

      Принципы бережливого производства обычно внедряют в цехах, мало кто реализует их в офисе. Однако и здесь они прекрасно работают. Руководитель московской компании сумел организовать пространство с умом. О том, как у него это получилось, рассказывает редакция электронного журнала «Генеральный директор».

      Читать историю

      Инструменты бережливого управления

      Семейство Тойода долго совершенствовало  концепцию бережливого управления. Каждый из руководителей стремился привнести что-то свое. В итоге  бережливое производство  дополнилось множеством инструментов, большинство из которых можно стали самостоятельными методами управления производством.

      Kanban - «точно в срок»

      Kanban (канбан ) – это так называемая вытягивающая система. Она регулирует непрерывную подачу небольших партий сырья ровно в том, количестве, которое необходимо в данное время. Запасы материалов не нужны, склады минимальны. Готовая продукция   также минует склад, сразу идет к покупателям.

      Такая система требует четкого расчета необходимых объемов полуфабрикатов на каждом этапе производственного цикла. Потребность в комплектующих или готовой продукции определяется с помощью сигнальных карт (canban в переводе с японского – «карточка»).

      При грамотном использовании метода запасы сведены к минимуму и полностью обновляются в 10-30 раз чаще, чем при других системах. Скрыть производственные проблемы не получится. Отсутствие запасов требует сведение дефектов на каждом участке к нулю, иначе застопорится весь производственный процесс. Для этого работает механизм всеобщего и выборочного контроля качества изделий. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров и их ротации.

      Кайдзен – постоянное изменение к лучшему

      Именно так переводится с японского «кайдзен». Эта система стимулирует работников предлагать идеи для улучшения производства и оперативно их реализовывать. Философия «кайдзен» держится на 5 основных постулатах:

      • наличие прямого и равноправного взаимодействия всех ступеней компании от руководителя до исполнителя;
      • высокая исполнительская дисциплина каждого сотрудника;
      • поддержание положительного морального микроклимата в коллективе;
      • кружки контроля качества, работающие на добровольных началах;
      • предложения об усовершенствовании могут касаться всего, что влияет на ценность потребителя.

      Такой подход позволил Японии быстро достичь преимуществ в конкурентной борьбе.

      Технология 5S 

      Еще один не менее интересный и простой инструмент системы lean менеджмент – технология 5S. Она направлена на правильную организацию рабочего места. Порядок на рабочем месте поможет снизить время на поиск деталей, избавит от залежей инструментов и так далее. Технология основана на пяти принципах, названия которых начинаются в японском языке на одну букву S. Вот эти принципы:

      1. Рассортировать всё и убрать то, что не используется.
      2. Расположить в удобном порядке то, что используется.
      3. Поддерживать чистоту и порядок.
      4. Создать стандарты контроля.
      5. Совершенствовать, применяя созданные стандарты.

      Где может рационально работать бережливое производство

      Lean-менеджмент работает абсолютно в любой отрасли, в любой сфере предпринимательской деятельности, потому что оптимизировать можно абсолютно любой процесс. Его можно внедрять, как на этапе стартапа, так и перестраивать давно существующий бизнес. Но парой алгоритмов, по которым действуют раз в год, обойтись вряд ли удастся. Lean требует постоянного обновления. В условиях жесткой конкуренции эта концепция может стать единственным вариантом сохранения позиций фирмы на плаву и ее дальнейшего развития.

      Бережливое управление: отсечь лишнее

      logo
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      и продолжить чтение статьи
      Зарегистрироваться
      ×
      Простите, что прерываем Вас...

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      и скачать материал
      Зарегистрироваться
      ×

      Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

      Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

      0 5 4 3 2 1 0
      0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
      0 5 4 3 2 1 0
      0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
      Подтвердить доступ
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.