Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Как качества руководителя влияют на успешность компании

  • 31 июля 2019
  • 197
Как качества руководителя влияют на успешность компании

Вы узнаете:

  • почему от качеств руководителя зависит деятельность всей компании;
  • каковы основные качества руководителя, и на какие группы они подразделяются;
  • какие стили управления  применимы для определенного набора качеств.

Качества идеального руководителя: миф или реальность?

Сложно требовать от коллектива выполнения задач, если сам руководитель далёк от идеала. Лидеру важно стремиться к той модели поведения, которая будет вдохновлять команду.

Главная задача руководителя - принимать решения и управлять. Независимо от количества подчинённых он должен организовать работу возглавляемого им коллектива так, чтобы все знали свои обязанности, выполняли их профессионально и результативно. По большому счёту руководитель несет ответственность за все: правильность принятых решений, расстановку кадров, микроклимат между сотрудниками, обеспечение ресурсами и так далее. И в идеале со всеми этими задачами персонал должен справляться, даже когда его нет на месте.

К требованиям, которые предъявляют к соискателям на руководящую должность, обычно относят:

  • уровень образования и его профиль, соответствующий роду деятельности;
  • определенный опыт работы;
  • высокий уровень компетентности в сфере, которую он возглавит;
  • дополнительные требования могут включать владение определенным программами, иностранными языками и другие.

Качества хорошего руководителя: личные, деловые, профессиональные

Руководящая деятельность также подразумевает набор определенных качеств из разных сфер. Для наглядности сгруппируем их в таблице.

Личные качества руководителя имеют отношение к психологии и эмоциональному интеллекту

Деловые качества руководителя связаны с организацией  рабочего процесса, принятием решений

Профессиональные качества руководителя – знания и компетенции, характеризующие его как грамотного специалиста

  • системное мышление - способность видеть перспективу, предлагать нестандартные варианты, новаторские идеи;
  • быстрота оценки ситуации, ориентация на конечный результат;
  • способность к самоанализу, умение критически оценивать себя;
  • стрессоустойчивость, уравновешенность;
  • целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, энергичность, здоровые амбиции;
  • высокий интеллектуальный уровень.

 

  • умение правильно распределять время, расставлять приоритеты, планировать;
  • коммуникативные навыки, позволяющие находить подход к разным людям;
  • лидерские качества – умение принимать решения и нести за них ответственность;
  • делегирование полномочий;
  • организаторские способности, направленные на сплочение коллектива и достижение общих целей;
  • интересы фирмы ставить на первое место;
  • умение обрабатывать большие массивы разноплановой информации;
  • компетентность и осведомленность в профессиональной сфере и смежных областях;
  • знание структуры своей компании;
  • экономические и маркетинговые знания;
  • владение основами менеджмента и психологии;
  • основы юридических знаний в области трудового, административного, гражданского права;
  • стремление к повышению своего профессионального уровня, квалификации (Не обязательно знать все тонкости работы каждого отдела, но важно понимать взаимосвязь и общие механизмы).

Если личностные качества руководителя заложены от природы, то остальные знания и навыки формируются в процессе опыта. Руководителями не рождаются, ими становятся, имея желание развиваться и двигаться по карьерной лестнице.

10 способов стать уверенным и продуктивным

Одеваться стильно, говорить громко, обязательно ценить себя - что ещё надо уметь тому, кто хочет стать эталоном уверенности и продуктивности? Читайте в статье электронного журнала «Генеральный директор».

10 способов >>

Важные качества руководителя, не идеального, но успешного

Портрет хорошего управленца мог бы выглядеть так:
  • не сомневается, всегда знает, каким курсом вести свою команду;
  • умеет так похвалить, что вырастают крылья, так поругать, что появляется желание исправить ошибку и не допустить ее впредь, а главное – делает это справедливо и вовремя;
  • способен сохранить человеческие качества, не превратившись в небожителя, которому дозволено все, ценит людей, готов защищать и отстаивать их интересы;
  • не пасует перед проблемами, не перекладывает ответственность за них на других, готов и умеет их решать;
  • отказывается от мелочного контроля, навязчивого собственного мнения;
  • любит дело, которым занимаются, всегда старается быть честны с самим собой и окружающими.

Стили управления: демократия или авторитаризм

Успешному руководителю недостаточно иметь необходимые качества. Нужно выстроить стратегию поведения и стиль управления. Тогда положительные качества руководителя станут залогом успеха компании.  

Авторитаризм не есть своенравность

Авторитаризм представляет собой жесткий тип лидерства, основанный на неукоснительном подчинении. Он больше характерен для российских компаний. И это вовсе не значит, что при таком подходе невозможно добиться высоких результатов. Если внутренняя система бизнеса хорошо выстроена, то директивные методы позволяют не тратиться на привлечение квалифицированных специалистов, а работать с теми, кто привык к жесткой исполнительской дисциплине.

Управленец авторитарного стиля  должен быть волевым, умеющим держать удар. Во время конфликтных ситуаций быть бескомпромиссным, уметь абстрагироваться, не становиться на  какую-либо сторону, переключать свое внимание, сохранять дистанцию между собой и подчиненными. При этом он должен быть сильным специалистом, разбирающимся во многих вопросах.

Есть множество примеров компаний, которые не выдержали конкуренции на рынке из-за своих руководителей. Они не обладали достаточными компетенциями, неправильно выстраивали стратегию, не желая учитывать справедливые замечания и слушать разумные предложения подчиненных. Таких сотрудников они считали угрозой для своей власти и выдавливали их из компании.

Принцип «я начальник – ты дурак» не может быть эффективным в современном менеджменте.

Демократия  не значит попустительство

Демократический стиль управления рассматривается как мягкое лидерство. Большинство известных европейских и американских  корпораций придерживаются этой модели. Руководитель выстраивает свои отношения с нижестоящими сотрудниками на общности интересов, обратной связи, делегировании полномочий. Он заинтересован в сильных профессиональных кадрах, с которыми готов считаться, слушать советы, не боится признавать свои ошибки.

При таком стиле важно не допустить панибратства, не поддаваться манипуляциям или напору тех подчиненных, которые пользуются доверием и порядочностью руководителя. Другие могут целенаправленно провоцировать конфликтные ситуации, чтобы сыграть на чувстве вины начальника и добиться реализации собственных интересов.

По статистике компании с демократическим стилем управления более конкурентоспособны.

Начать с себя и совершенствоваться всю жизнь

Мы определили какими качествами должен обладать руководитель. Но важно помнить, что требуя от подчиненных выполнения определенных действий, необходимо начать с себя.

Например, начальник хочет, чтобы сотрудники соблюдали дисциплину, не опаздывали.  Если сам он пунктуален, вовремя приходит на работу, не позволяет неоправданных чаепитий, уходов до окончания рабочего дня по личным делам, то аналогичные требования от сотрудников будут восприняты адекватно. Он с полным моральным правом сможет применять санкции к нарушителям. Но если от других директор требует дисциплины, сам являясь ее нарушителем, рассуждая, что ему можно, он не достигнет осознанного результата от подчиненных. 

Пример достойных качеств личности руководителя демонстрирует председатель правления «Газпрома» Алесей Миллер. У него нет ярко выраженных харизматических черт. Но он умеет создать эффективную команду. Держится с достоинством, хорошо владеет своими эмоциями. Окружение отмечает его высокий профессионализм и мощную волю.

Американский автор деловых бестселлеров и бизнес-консультант Джим Коллинз, проанализировав управленческую деятельность руководителей множества известных компаний, утверждает, что есть масса примеров для подражания. Он отмечает, что невозможно изначально прогнозировать эффективного менеджера по определенному набору качеств человеку. Глава «Washington Post Co.»  Кэтрин Грэм, получив свою должность вынужденно после самоубийства мужа, была напугана тем грузом ответственности, который на нее свалился. Дарвину Смиту, директору компании Kimberly-Clark, в годы учебы в военном училище заявили, что он никогда не сможет руководить людьми.  Недостаточно подходящим для руководства компанией Boeing считал себя юрист Билл Аллен, впоследствии один из самых успешных ее руководителей.

Управленческие навыки развиваются и, чтобы не отстать от жизни, совершенствоваться придется постоянно.

Как качества руководителя влияют на успешность компании

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.