Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-222-1592

Генеральный директор

Бизнес-планирование по правилам

  • 5 августа 2019
  • 93
Бизнес-планирование по правилам

Вы узнаете:

  • Что такое бизнес-план
  • Чем от него отличается бизнес-планирование
  • Какие виды бизнес-планирования существуют
  • Как составить бизнес-план и провести бизнес-планирование

Чем бизнес-планирование отличается от бизнес-плана

Для начала рассмотрим, что такое бизнес-планирование и бизнес-план, и чем одно отличается от другого.

Бизнес-планирование – это процесс. Сбор информации о рынке, конкурентах, анализ, поиск дополнительных инвесторов, лучших поставщиков и подрядчиков.

Бизнес-план - по определению это продукт, который можно «потрогать». Его составляют в письменном виде, заверяют, и в дальнейшем он служит инструкцией для предпринимателя.

К примеру, через полгода с момента открытия собственного предприятия бизнесмен может сравнить запланированные показатели с полученными, и сделать выводы. Если фактическая выручка больше или равна плановой, бизнес-план составлен правильно. Если выручка меньше, чем намечалось, стоит пересмотреть некоторые пункты плана, и, при необходимости, задействовать «запасной вариант».

План, основанный на анализе и оценке потенциального бизнеса, решает сразу две главные задачи:

  1. Для предпринимателей он является основным источником информации и своеобразной инструкцией.
  2. Для инвесторов он является документом, на основе которого можно сделать вывод об окупаемости вложений.

Рассмотрим подробнее, что такое бизнес-планирование. К его текущим задачам можно отнести:

  • Поиск потенциальных рынков для реализации продукции компании
  • Определение места, которое компания сможет занять на рынке
  • Определение сферы деятельности фирмы
  • Разработка текущих и перспективных целей
  • Разработка способов достижения этих целей
  • Оценка всех возможных издержек, связанных с производством и реализацией продукции
  • Назначение ответственных лиц
  • Оценка финансового состояния компании и проверка того, насколько оно сообразуется с заявленными целями
  • Оценка оптимального числа работников компании и создание первичной мотивационной стратегии.

Как устроена система показателей в Splat

При разработке бизнес-плана важно следить не только за теорией, но и изучать опыт коллег и конкурентов. Редакция электронного журнала «Генеральный директор» рассказывает, за какими показателями бизнеса следят топ-менеджеры компании Splat, и  почему они выполняют план, несмотря на отклонения от него.

Читать кейс >>

Некоторые нюансы бизнес-планирования

Как правило, любое предприятие начинается с идеи. Человеку однажды приходит в голову, что можно создать собственное производственное или торговое предприятие. Он начинает подбирать материал, изучать рынок и все, что связано с выбранной отраслью. По мере накопления информации, человек начинает составлять план.

Планирование и бизнес-планирование может быть краткосрочным (до года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Если план рассчитывается на пять лет и больше, там отражаются возможные перспективы, которые не всегда близки к реальности. Наибольшей популярностью пользуется годовой бизнес-план. Если требуются серьезные капитальные вложения, лучше составить план на несколько лет.

Планирование основывается на качественных и количественных показателях. Качественные – это, например, улучшение престижа компании. Количественные – рост продаж, снижение себестоимости и другие измеримые показатели.

Виды бизнес-планирования

Существует несколько видов бизнес-планирования, которые отличаются в зависимости от целей и сферы применения.

Планирование может быть директивным. Руководство компании диктует нижестоящим отделам показатели, которых нужно достичь к определенному времени.

Планирование может быть индикативным. Четко оговоренных рамок не существует, можно менять планы при необходимости и лавировать в зависимости от ситуации.

Еще одна классификация касается горизонта планирования и его уровня. В соответствии с этим различают:

  1. Стратегическое бизнес-планирование. Разработка решений на длительную перспективу. Чаще всего они связаны с глобальными целями, стоящими перед компанией.
  2. Тактическое бизнес-планирование. Решает задачи по реализации глобальных целей. Тактическое планирование относится к среднесрочным и включает в себя разработку инструментов, с помощью которых будет реализовываться стратегия, координироваться действия структурных подразделений.
  3. Оперативное планирование является краткосрочным. К его объектам можно отнести объем производства и реализации продукции, работу с кадрами, запасами и многое другое.

Как составить бизнес-план

Существуют различные программы и сайты, позволяющие в течение нескольких минут составить типовой бизнес-план на основе введенных данных. Однако если предприниматель хочет предложить рынку что-то нестандартное, проводить расчеты и составлять бизнес-план придется самому.

Строго говоря, весь бизнес-план можно свести к двум вопросам: какое количество денег необходимо для открытия проекта, и в какой срок он сможет окупиться.

Рассмотрим усредненный алгоритм составления бизнес-плана.

Резюме

Несмотря на то, что эта вставка вкладывается в начало проекта, она заполняется в самом конце, после проведения все необходимых расчетов. Резюме аккумулирует всю информацию о проекте, включая краткое описание, беглый анализ конкурентов, потребителей и контрагентов, главные этапы развития проекта, примерное время окупаемости и требуемую сумму.

Объем – 1-2 листа, редко больше. Цель резюме – дать основную информацию, заинтересовать. Все подробности будут в основной части документа.

Описание продукта

В разделе содержится подробное описание продукта, который компания планирует предложить рынку. Указываются основные преимущества и недостатки.

Если на рынке есть похожие товары, можно привести краткий сравнительный анализ с упором на достоинства собственного продукта и разработать варианты его дальнейшего совершенствования. Если товар уникален, необходимо объяснить его свойства.

Анализ рынка

В первую очередь, стоит понять, есть ли вообще потенциал у нового бизнеса. Для этого изучается спрос и предложение. Если продукт востребован или ожидаем, можно выходить на рынок. Если конкуренция слишком велика, в лучшем случае можно отработать «в ноль».

Чтобы проанализировать рынок, нужно не только изучить конкурентов, но и определиться с целевой аудиторией. На рынке могут быть и миллионы покупателей. Охватить всех практически невозможно. Нужно найти свою целевую аудиторию, и делать упор именно на том, что нужно ей.

При определении целевой аудитории надо ответить на ряд вопросов:

  • Что нужно клиенту?
  • Каким образом человек принимает решение о покупке?
  • Где аудитория предпочитает покупать товар – в обычных магазинах или в интернете

Производственный план

На этом этапе оцениваются прямые и косвенные издержки, связанные с производством и реализацией продукции. Это могут быть:

  • Расходы на сырье, упаковку
  • Производственные издержки
  • Затраты на заработную плату работников
  • Оплата аренды и прочие косвенные расходы
  • Разработка и оформление рекламной кампании
  • Затраты на обслуживание займов, если таковые имеются. Практика показывает, что большинство новых предприятий начинаются с кредитных или заемных денег.

Продвижение

Одна из целей бизнес-плана – показать, каким образом планируется вывод товара на рынок. Чтобы захватить свою часть ниши, необходимо разработать торговое предложение.

Вне зависимости от того, какой товар предлагается, предложение должно включать не только его стоимость, но и дополнительные услуги – к примеру, бесплатную доставку.

В бизнес-план включается подробный разбор затрат на продвижение во всех возможных направлениях.

Организация

В этом разделе прописывается структура компании, подразделения и т.д., включая штатное расписание и перечень должностей с примерным указанием окладов. Если планируется привлечение сторонних специалистов, этот момент тоже надо указать.

Финансовый  раздел

Здесь необходимо проработать все доходы и расходы, как разовые, так и постоянные. Разработчик рассчитывает количество свободных средств, которые может вложить в развитие бизнеса, обосновывает необходимость обращения к банкам и профессиональным инвесторам.

Методы бизнес-планирования

При создании бизнес-плана и проведении расчетов используется несколько основных методов бизнес-планирования. Каждый метод включает в себя несколько десятков подвидов, приемов и т.д. К основным видам относится четыре:

  1. Балансовый. Разрабатываются специальные таблицы, в которых сопоставляются ресурсы и источники их формирования с потребностями.
  2. Опытно-статистический. Основывается на предыдущей работе предприятия, со всеми достижениями и ошибками. К примеру, существует расчет показателей, основанный на ежегодном проценте изменений.
  3. Нормативный. Рассчитываются различные нормы и нормативы – например, нормы расходов сырья и материалов.
  4. Экономико-математический, который заключается в поиске взаимосвязи между различными социально-экономическими и другими процессами, выраженными в коэффициентах.

Бизнес-планирование по правилам

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.