Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Процессное управление: схема, заточенная на результат

6 августа 2019
215
Средний балл: 0 из 5
Процессное управление: схема, заточенная на результат

Вы узнаете:

  • Что такое процессное управление.
  • Чем процессное управление отличается от других форм менеджмента.
  • Как поэтапно внедрить процессное управление.

В России частой формой организации служат структурно-функциональные модели. Они появились в советское время и до сих пор занимают основные позиции в менеджменте.

Однако развитие бизнеса показывает, что эта концепция управления морально устарела. Теперь популярность набирает так называемый процессный подход. Он начал использоваться в 70-е годы 20 века и признается экспертами выгодной схемой организации деятельности.

Процессное управление – это контроль за деятельностью компании через систему взаимосвязанных бизнес-процессов.

В его основе – понятие «процесса». Им в бизнесе обозначают последовательность шагов, нацеленных на достижение определенного результата, значимого для компании. Процессами можно считать:

  • закупку сырья;
  • производство товара;
  • продажу готовой продукции;
  • работу с клиентами и др.

Главное отличие процессного менеджмента от других форм управления – фокус на конечном результате деятельности. Также важно идти к его достижению наиболее быстрыми и эффективными способами.

Проще говоря, компания с данным типом управления выглядит так: каждый работник имеет ясное представление о том, каковы его обязанности, сроки выполнения, требования к качеству конечного продукта. Всё нацелено на то, чтобы бизнес-процесс был максимально эффективен. Организация имеет прозрачную структуру, мотивация сотрудников обусловлена степенью их вовлеченности в деятельность компании.

Совет директоров: почему он может пригодиться даже небольшому бизнесу

На этапе роста компании и рынка единоличный стиль управления оправдан и приводит к успеху. Но со временем этот стиль порождает усталость. Как компании среднего размера создают у себя наблюдательные советы и почему их генеральные директора перестают после этого обращаться к консультантам и коучам, читайте в статье электронного журнала «Генеральный директор».

Читать кейс >>

Схемы управления

Внедрение процессного управления организацией лучше начать с анализа. На этом этапе надо понять, как лучше переходить на такой тип управления, рассмотреть его преимущества и минусы. Рассмотрим несколько схем управления компанией.

Амфорная схема

В такой модели менеджмента присутствует формальная иерархия. Однако рабочие потоки хаотичны и зависят от ситуации. Амфорная форма менеджмента типична для компаний, которые недавно на рынке и еще не разработали четкой схемы управления и взаимоотношений между сегментами деятельности.

Минусы схемы:

  • Нет четкого распределения функциональных обязанностей: каждый делает то, что может.
  • Подчиненные сильно загружены, от этого страдает эффективность.

Преимущество лишь в том, что такие компании обладают гибкостью в вопросах реагирования на изменяющуюся рыночную обстановку и внутренние перемены.

Функциональная схема

Данная форма менеджмента типична для большинства давних и солидных предприятий. Управление разделено по функциям, потоки движутся по своеобразным колодцам, к примеру «Снабжение», «Производство», «Финансирование». Руководство спускает задачи конкретно по подразделениям, которые нацелены на выполнение лишь своих показателей.

Однако связь между ними отсутствует, что замедляет деятельность и снижает эффективность: требуется постоянное согласование между разными участками.

Недостатки модели:

  • Низкая скорость работы, длительные периоды согласования.
  • Медленное реагирование на изменения обстановки.
  • Низкая мотивированность служащих: нет стремления к общему процветанию компании, лишь к успехам собственного сегмента.
  • Руководителям приходится координировать деятельность разных подразделений в каждый момент времени.
  • Большое количество уровней управления.

Так что эту модель управления деятельностью также сложно назвать эффективной.

Процессная схема

Переходим к процессному управлению. Что это такое и как эта схема влияет на успех организации?

Как было отмечено, главный минус функциональной модели – отсутствие горизонтальных связей, что сказывается на обмене информацией и взаимодействии подразделений и руководителей. Процессное управление позволяет решить эту проблему.

Главные руководители организации сосредотачивают внимание на внутренней среде фирмы – системе процессов. Руководство передает полномочия и ответственность подчиненным. Это обеспечивает максимальную прозрачность процессов для всех сотрудников компании. Это, в свою очередь, ключ к эффективности и вовлеченности персонала.

Бизнес-процессы четко регламентированы: обрисовывается требуемое течение процесса. Подразделения получают не только специалистов, компетентных в конкретной области, но и профессионалов из разных сфер. К примеру, в «Производство» привлекаются специалисты по продажам, в «Снабжение» – юристы.

Главное следствие внедрения подхода – упрощение иерархии. Уровни пересекаются и взаимодействуют между собой.

Эту модель менеджмента в организации называют также процессно-ориентированным подходом. Руководители фирмы четко представляют функционал сотрудников, потоки ресурсов, распределение обязанностей. Они замечают, какие участки работы нуждаются в улучшении, и своевременно реагируют на изменения и трудности.

Порядок внедрения процессной схемы

Для успешного перехода на новую систему управления необходимо пройти несколько этапов.

Этап 1. Подготовка ключевых сотрудников

Если ключевые работники организации не понимают необходимости изменений и их сути, то переход невозможен или же займет длительное время. Недостаточно лишь директору фирмы понять принцип, а затем самостоятельно внедрять нововведения. Сотрудники на ответственных позициях должны пройти соответствующее обучение, чтобы эффективно донести информацию до всех подчиненных.

Этап 2. Выделение и описание процессов верхнего уровня

Оптимальный подход – разделить бизнес-процессы на три группы:

  • Основные (закупка, продажа).
  • Обеспечивающие (бухучет, юридическое обеспечение).
  • Управленческие (управление финансами, продвижением).

Например, работа с претензиями, управление логистикой и прием оплаты от покупателя – процессы совершенно разных уровней и сфер работы, поэтому их не стоит описывать вместе. Начать необходимо именно с основных направлений деятельности.

Затем каждый выделенный процесс разбивается на последовательность действий, «подпроцессов». К примеру, в закупку входит:

  • Составление списка необходимых товаров.
  • Поиск поставщиков.
  • Подготовка заказа.
  • Его оформление.
  • Оплата.
  • Возврат при необходимости и др.

Этап 3. Аналитика

Следующий шаг – анализ выделенных бизнес-процессов. Необходимо выделить наиболее проблемные направления, разобраться в причинах возникновения сложностей, проработать стратегию по их устранению.

Самые проблемные процессы подвергаются оптимизации в первую очередь. К примеру, частой проблемой на этапе закупки становится возврат товара поставщику из-за ненадлежащего качества. Это потеря времени, энергии и средств. Значит, нужно привлекать новых поставщиков и формировать надежную базу.  

Этап 4. Регламентация процессов

Здесь требуется прописать, как бизнес-процесс должен выглядеть в идеале. Это необходимо, чтобы он проходил без отклонений. Важно: регламентируются только те процессы, которые прошли оптимизацию. Те, что еще находится на этапе преобразований, регламентировать нет смысла, поскольку они еще не раз изменятся.

Этап 5. Управление процессами

Когда процессы выделены, описаны, оптимизированы и регламентированы, остается лишь управлять ими, то есть следить за их следованием намеченному курсу.

Преимущества

Плюсы процессного управления:

  • Налаженная взаимосвязь разных подразделений.
  • Стандартизованность процессов.
  • Возможность уделять внимание стратегическому планированию.
  • Мотивация сотрудников, их вовлеченность в процесс и расширение их полномочий.
  • Прозрачность функционирования компании.
  • Возможность оперативного реагирования на изменения вовне и изнутри.

Причины возможной неудачи

Переход не всегда проходит безукоризненно. Среди причин неудачи можно назвать следующие:

  • Слабая информированность служащих, их недостаточная вовлеченность.
  • Отсутствие быстрых результатов, которое приводит к отказу от стратегии.
  • Некачественное внедрение возможностей взаимодействия подразделений.

Избежать этих проблем поможет заблаговременное и тщательное планирование.

Итак, процессное управление – это управление бизнес-процессами, происходящими в каждой компании, с целью упрощения иерархической структуры, повышения прозрачности, четкости функционального контроля, мотивации и производительности сотрудников. При умелом переходе на этот тип менеджмента организация может выйти на новую ступень развития и улучшить позиции на рынке.

Процессное управление: схема, заточенная на результат

logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.