Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Вертикальная структура управления: как упорядочить хаос

18 августа 2019
90
Средний балл: 0 из 5
Вертикальная структура управления: как упорядочить хаос

Вы узнаете:

  • Что такое вертикальное управление в организации.
  • В чем преимущества и недостатки вертикальной структуры.
  • Чем отличается горизонтальная структура от вертикальной.

Структура организации – набор взаимосвязей между подразделениями компании  и работающими в них сотрудниками. 

Среди параметров, влияющих на структуру:

  • Взаимоотношения между сотрудниками и связи с осуществляемой ими деятельностью. 
  • Политика руководства, меры по мотивации подчиненных.
  • Обязанности работников компании. 

Для большинства современных организаций типичны два типа структуры: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная структура

Вертикальная система управления также называется иерархической или бюрократической. Большая часть компаний имеет именно этот тип построения. Условно эту иерархию можно представить в виде пирамиды или дерева. Высота положения символизирует статус и широту полномочий. Вершина пирамиды – самые высокопоставленные представители структуры, наделенные наибольшей властью. Их количество невелико. Основание пирамиды включает людей, не имеющих подчиненных. 

Рассмотрим пример. На подшипниковом заводе есть цех, которым управляет начальник цеха. В его подчинении находится еще несколько начальников, каждый из которых отвечает за свой участок. У них, в свою очередь, тоже есть подчиненные: мастера. У мастеров – бригадиры. То есть даже в рамках цеха на предприятии четко прослеживается вертикальная структура. Но при этом начальник цеха – не руководитель всего подшипникового завода. Над ним еще несколько уровней руководства.

В компаниях руководители выполняют координационную деятельность. Однако зачастую они контролируют других руководителей, ниже рангом. Те, в свою очередь, управляют менеджерами и так далее, до низших звеньев иерархии – младших менеджеров, бригадиров, продавцов-консультантов, стажеров и т.д. То есть формально руководитель, организуя работу фирмы, на активность сотрудников нижнего «этажа» или основания пирамиды напрямую не влияет. 

Крупнейшие иерархические системы в обществе – государственные структуры. К примеру, во главе страны обычно находится президент или конституционный монарх. Это вершина пирамиды. Функции контроля над отдельными сферами принадлежат парламенту, думе, конгрессу и т.д. При этом в демократических государствах конституционно оговаривается, что вершиной иерархии в государстве должны считаться люди. По факту их роль в деятельности государства ограничена участием в выборах.

Инструкция: как в десять раз ускорить работу сотрудников

Как оптимизировать работу коллектива и улучшить продукт - электронный журнал «Генеральный директор» поговорил с теми, кому это удалосью

Читать инструкцию >>

Особенности вертикальной структуры

Иерархическая структура организации характеризуется значительной централизаций при принятии решений. Как правило, власть сосредоточена в руках одного руководителя, либо совета директоров.  Такая структура управления позволяет руководству осуществлять тотальный контроль над процессами, происходящими в компании. В то же время директор, либо совет директоров принимает на себя большую ответственность и подвергается повышенной нагрузке.

Также для вертикальных организаций свойственна значительная формализация бизнес-процессов. Это, с одной стороны, позволяет принимать решения быстрее, четко очерчивает границы личной ответственности каждого подчиненного. С другой, стандартизованность рабочих процессов сказывается на творческом потенциале сотрудников и ограничивает проявление инициативы.

Понятие высоты иерархии

В иерархических структурах организации применяют термин «высота». Понятие отображает количество уровней управления. Соответственно, чем больше уровней в структуре, тем значительней высота. Обычно высокий показатель характерен для крупных, влиятельных, давно созданных организаций. Они имеют обширный штат и множество бизнес-процессов.

Однако этот показатель не всегда благоприятен. В высоких вертикальных организациях руководство зачастую находится слишком далеко от конечного потребителя. Наиболее осведомленными о нуждах покупателей являются низшие уровни организации. 

В результате информация не доходит до вышестоящего начальства или доходит в искаженном виде. На каждом уровне присутствует свой руководитель, и именно он оценивает степень важности сведений и целесообразность их дальнейшей передачи. В конечном счете это становится одной из главных проблем иерархических компаний и сказывается на эффективности работы. 

Достоинства и недостатки

Среди положительных сторон вертикальной структуры управления можно отметить:

  • Сравнительную простоту менеджмента и принятия решений.
  • Согласованность действий подчиненных.
  • Централизованное планирование использования ресурсов.

Однако есть ряд недостатков:

  • Высокая нагрузка на руководителя, отвечающего за все подразделения.
  • Отдаленность руководства от потребителя.
  • Низкая скорость принятия решений.
  • Слабость горизонтальных связей.
  • Низкая инициативность подчиненных.

Горизонтальная структура

Так называют организацию с децентрализованным контролем структурных элементов и работников, выполняющих единую задачу. В последнее время такой тип оргструктуры становится все популярнее, сменяя привычную вертикальную систему. 

Преимущества:

  • Быстрота и четкость принятия решений, их согласованность с разными подразделениями.
  • Проблемы потребителя решают специалисты на местах.
  • Организация эффективно работает в режиме многозадачности.
  • Сотрудники имеют больше возможностей для проявления фантазии и креативности.
  • Все члены организации – одна команда.

Недостатки:

  • Решения, принятые без участия компетентного начальства, бывают ошибочны.
  • Могут возникнуть проблемы с коммуникацией подразделений.
  • Высокий риск конфликтов из-за разного понимания ситуации сотрудниками. 
  • Коллективная ответственность зачастую мешает определить, кто действительно в ответе за проблему.

Комбинированная структура

Для данного типа характерно совмещение вертикальных и горизонтальных элементов в оргструктуре предприятия. Пример – линейно-функциональная структура. В этом случае каждое подразделение формируется на основании конкретного вида деятельности и набора обязанностей.

Вертикальная структура управления: как упорядочить хаос
logo
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.