Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Креативная экономика как способ быстрого прогресса для отрасли

5 сентября 2019
32
Средний балл: 0 из 5
Главный специалист по обучению продажам в ювелирной компании "Рута"
Креативная экономика как способ быстрого прогресса для отрасли

В Европейском союзе изобретательную концепцию в развитии бизнеса применяют уже несколько десятков лет. Поэтому в развитых странах постоянно возникают нестандартные продукты для населения и промышленности.

В этой статье поговорим о том, как обстоят дела с креативным направлением экономики в России и есть ли в нем необходимость.


Вы узнаете:

  • Что такое креативная экономика.
  • Какие 5 шагов креативной экономики применяются в Европе для развития бизнеса.
  • Что из элементов креативной экономики внедряется в России.

Что такое креативная экономика

Креативная экономика – это видение бизнеса, в котором самым дорогим товаром выступают идеи.

Основы этого подхода к делу разработал руководитель компании BOP Consulting Джон Хокинс еще в 2001 году. Он описал в своей книге «Креативная экономика» системы, в которых от изобретательного потенциала сотрудников зависит реальная ценность продукта.

Основная мысль книги «Креативная экономика»: мир на пороге глобальных изменений; именно свежие идеи, а не технологии приносят преимущество на конкурентном рынке.

Европейские эксперты считают, что каждый, кто хочет жить хорошо, должен вписаться в эту реальность. Потому что в предприятиях будущего будут цениться кадры, способные генерировать нестандартные решения для повседневных задач.

Однако в случае, если идеи закончатся, произойдет стагнация рынка, что уже наблюдалось в XXI веке несколько раз.

Креативная экономика как способ быстрого прогресса для отрасли

Нажмите на изображение для увеличения

5 способов найти прорывную идею

Как понять, что идея действительно стоящая, если нет объективных данных? Рассказывает редакция электронного журнала «Генеральный Директор» в статье по ссылке.

Узнать 5 способов »

Продукты креативной экономики

В качестве примеров продукции творческой отрасли могут выступать:

  • Технологические

Актуальные модели бытовой техники брендов Zanussi, Indezit и др., телефоны Apple или Samsung. Разработки в индустрии моды и красоты, косметика и инновационное оборудование для промышленных предприятий.

  • Интеллектуальные

Программное обеспечение для компьютеров и смартфонов, системы безопасности, сигнализации, любые разработки в сфере искусственного интеллекта и управления технологиями, например, «Умный дом».

  • Маркетинговые

Реклама – это синоним слова креатив. В этой отрасли рынка технологии развиваются с огромной скоростью. Каждый год появляются новые сервисы для анализа спроса и изготовления ярких образов – Rookee, Canva.

Указанные особенности в создании товаров формируют основную ценность креативной экономики – потребителю постоянно нужно предлагать что-то свежее, устаревшее обесценивается.

Именно за инновации люди готовы платить, а там, где они запатентованы и популярны, появляется дефицит. При наличии активного спроса он позволяет задавать высокую планку цены на ассортимент и добиваться максимальной прибыльности.

Еще одна особенность творческих отраслей заключается в том, что все ниши бизнеса держатся на предприятиях, генерирующих актуальные решения. Именно они выступают основой, вокруг которой строится инфраструктура. Даже сырьевые фирмы зависят от креативной экономики, поскольку сами по себе ресурсы не несут большой ценности. Основной спрос на них формируют как раз отраслевые холдинги, создающие продукцию.

По прогнозам в недалеком будущем все предпринимательство будет строиться по этому принципу. Уже сейчас компании, не имеющие собственных разработок, выступают в основном в качестве обеспечения инфраструктуры. Они вынуждены обслуживать флагманов отрасли или вести постоянную охоту за «своим» продуктом и нишей в поисках денег.

5 шагов креативной экономики, которые применяются в Европе

Европейцы давно поняли, что вести постоянную борьбу с конкурентами за клиентскую базу – это не единственный способ для становления успешной фирмы. Можно пойти путем выхода из конкуренции за счет создания новых технологий и товаров.

Даже те организации, которые изначально не имеют для этого возможностей, нанимают специалистов по креативной экономике для подготовки особых продуктов.

Если посмотреть на опыт Китая, то там давно вошло в нормальную практику предоставлять свою инфраструктуру для известных брендов и разработчиков. Таким образом формируется симбиоз между креативным предприятием и производителями, который приносит прибыль и взаимную выгоду.

Она достигается для обеих сторон созданием особых условий, которые помогают выпускать ассортимент высокого качества по приемлемой цене. Тогда разработчик не тратит свои деньги и силы на поддержание производства, а промышленники имеют постоянный заказ на свои мощности.

Рынок постоянно меняется, если посмотреть на него в разрезе истории, то станет заметно, как нематериальный актив вырос в капитализации с 17 % в 70-е годы прошлого века, до 85 % в текущее время. Примером успеха дорогостоящих компаний стали такие технологичные гиганты как Google, Facebook и Apple.

Однако так было не всегда, и Европе пришлось пройти непростой путь в развитии креативной экономики. Рассмотрим 5 основных шагов, которые были сделаны за рубежом и могут быть смоделированы в России.

Шаг 1. Выработка программ государственной поддержки

Образцом этого шага является подход, который применяется в Великобритании. Там правительство еще 20 лет назад исследовало потенциал творческого сектора, после чего разработало программу поддержки. Она включает в себя доступные кредиты, гранты, недорогие офисные помещения и привлечение частных капиталов.

Шаг 2. Внедрение специального образования для создания кадрового потенциала

Институт бизнес-тренингов в Европе давно переродился в частные школы, которые обучают специалистов по самым востребованным профессиям в креативной экономике: от программирования до дизайна.

Шаг 3. Возникновение инкубаторов и акселераторов

Достаточно назвать несколько крупных проектов, получивших жизнь благодаря акселерации бизнеса, – Reddit, Dropbox, Stripe. Наличие подобных организаций в стране существенно ускоряет прогресс стартапов.

Шаг 4. Кластеризация

Группа изобретателей объединяется с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами для достижения общей цели – разработки инновационного продукта. В такой связке прогресс достигается намного быстрее, чем просто при самостоятельном поиске решений. Внутри сегмента все связи построены по принципу взаимодополнения, например, в ТОП-4 Европейских кластеров входят Берлин, Каталония, Лондон и Северная Голландия.

Шаг 5. Интернационализация бизнеса

Заключительный шаг в формировании креативной экономики, примером его реализации могут послужить Германия и Великобритания, активно продвигающие свою продукцию на новые рынки. Рекламные компании брендов этих стран стремятся адаптировать свои идеи под население регионов в которых ведется торговля.

Одним из важнейших инструментов созидательных отраслей является ноомаркетинг – это подход к продвижению услуг и товаров, который опирается на разумное применение инструментов. Бренды используют его преимущественно для борьбы с конкурентами в сочетании с разработкой свежих продуктов. Его смысл в точечном размещении рекламы для целевой аудитории.

Какие элементы креативной экономики внедряются в России

В нашей стране вектор развития отраслей также существенно изменился за последнее десятилетие. Только в 2018 году в стартапы было вложено почти 30 млрд рублей из государственных фондов и частных финансовых организаций. Предпринимателей и специалистов, выбирающих творческие направления в профессиональной деятельности, также становится все больше.

Отчасти этому способствуют бизнес-акселераторы, готовые вкладывать силы и деньги в актуальные идеи россиян. Среди них есть как платные, так и бесплатные организации:

  • Сбербанк.
  • Инкубатор МГУ.
  • GenerationS.
  • Fintech Lab.

По прогнозам экспертов, в течении 10 ближайших лет треть профессий в стране исчезнет из-за роботизации. Это означает, что высвободится существенный человеческий ресурс, который нужно будет обеспечить работой. Учитывая, что в России не хватает предприятий с моделью креативной экономики, такая ситуация может послужить на благо целой отрасли.

Поэтому вложения в человеческий ресурс – это то, на чем стоит сконцентрироваться обществу в ближайшее время. Исследователи считают, что на текущий момент, несмотря на потенциал, отсутствуют программы помощи и весь сектор находятся в упадке. Однако можно его оживить, используя Европейский опыт, внедрить новые установки и укрепить следующие сильные стороны:

  • Искусство

Сюда относятся архитектура, медиа, живопись и прочие проекты, в которых активно участвует молодёжь. Специалисты и продукты из этих сфер уже прочно зарекомендовали себя на мировой арене. Для активного прогресса направления необходимы государственные программы и профильные школы в регионах.

  • IT-проекты

Программисты прочно ассоциируются с креативной экономикой, однако яркого успеха на текущий момент в этой сфере не наблюдается. По статистике Санкт-Петербургских акселераторов, в первый год работы закрывается около 45 % IT-стартапов, во второй год – еще около 30 %.

Причиной стало элементарное отсутствие взаимодействия между проектами на стадии формирования. Для идеи необходима качественная реклама и упаковка – а это дизайн, творчество и статистика. Создание кластерных образований, включающих в себя стартапы по похожим направлениям, поможет устранить эту проблему в будущем.

Сами предприниматели отмечают, что необходимым шагом для развития креативной экономики в России является государственная поддержка этого сектора. Поскольку на текущий момент в рамках министерств такого понятия даже не обсуждается, творческий бизнес вынужден выживать, балансируя на грани самоокупаемости.

Креативная экономика как способ быстрого прогресса для отрасли

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.