Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Госзакупки: 5 главных изменений в 2019 году

9 сентября 2019
65
Средний балл: 0 из 5
Госзакупки: изменения в 2019 году

В 2019 году в сфере госзакупок произошел ряд серьезных изменений. Рассказываем об основных нюансах, которые необходимо учитывать при участии в торгах.


Вы узнаете:

  • Какие изменения в N 44-ФЗ вступают в силу в 2019 году.
  • Как упростились закупки товара в 2019 году.
  • Как изменения отразились на малом бизнесе.

1 июля вступил в силу пакет поправок к Федеральному закону N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В апреле 2019 года были приняты три законопроекта, разработанные Министерством финансов и напрямую касающиеся изменений в N 44-ФЗ. Изменения вводятся поэтапно: часть из них вступила в силу в мае, часть официально работает с 1 июля, часть будет введена в октябре.

22 апреля 2019 года были приняты:

  • Законопроект №682010-7, касающийся некоторых положений о закупках.
  • Законопроект №614282-7, совершенствующий некоторые моменты в области культуры.
  • Законопроект №640257-7, касающийся государственных закупок услуг по организации детского отдыха и оздоровления.

Кроме этого, с 01.07.2019 в силу вступает ряд изменений, которые были приняты в 2018 году.

1. Ускорение закупок

Основная часть изменений ускоряет процесс осуществления государственных закупок.

  • С 01.07.19 извещение о закупке можно размещать уже на следующий день после принятия решения об изменении графика. До первого июля размещать извещение можно было лишь по истечении десятидневного срока.
  • Следующее изменение касается коротких аукционов. С первого июля начальная (максимальная) цена повышается до 300 млн рублей. Для аукционов, связанных со строительными работами, НМЦ возрастает до 2 млрд рублей. Таким образом, число закупок по сокращенному варианту увеличивается в несколько раз.
  • Уменьшены сроки принятия решений по заявкам и проведения аукционов. Заявки в коротких аукционах теперь рассматриваются в течение одного рабочего дня. В случае с длинными аукционами – все зависит от НМЦ: если она ниже 300 млн рублей (2 млрд в случае со строительными работами), то заявка рассматривается в течение трех рабочих дней.
  • Еще одно изменение касается момента начала торгов. С середины лета торги начинаются в первый рабочий день, который следует за рассмотрением первых частей заявок. Торги по строительным работам начинаются через 4 часа с момента опубликования протокола по первым частям заявки.
  • Убран минимальный шаг. До июля нижний лимит шага аукциона составлял 100 рублей. Сегодня этот лимит убран, и в теории можно предлагать от 0 рублей до 5 % от максимальной цены контракта; или от 0 до 5 млн рублей.
  • С 1 июля 2019 года изменился процесс заключения контракта с поставщиком. Если в рамках одной процедуры дважды не поступили заявки, больше не нужно создавать новую процедуру и увеличивать сроки торгов. Контролирующий орган проводит предварительную проверку, после чего можно заключить договор с любым поставщиком, удовлетворяющим проектным требованиям.
  • Изменяется процесс одностороннего расторжения контракта. Больше не нужно реализовывать новую процедуру. Заказчик может заключить договор с другим участником. Единственное условие – нарушение условий контракта со стороны первого исполнителя.

3 инструмента, которые упростят участие в закупках

В госзакупках денежное обеспечение, которое потенциальный поставщик должен внести в качестве гарантии исполнения, – это обязательство. И для многих поставщиков необходимость внесения этого обеспечения становится главным барьером для участия в закупке.

Но есть финансовые инструменты, которые позволяют успешно решить эту проблему. Узнайте о них из статьи в электронной версии журнала «Генеральный Директор».

Узнать 3 инструмента »

2. Закупки и конкуренция

До июля 2019 года наблюдалась слабая конкуренция в закупках в связи с бюрократией: участники заполняли множество документов, из-за малейшей ошибки исключались из процедуры. С 1 июля ситуация изменилась. К примеру, для строительных работ необходимо лишь согласие с выложенной в публичный доступ проектной документацией и подтверждение, что все процедуры, которые в ней описаны, будут проведены в установленный проектом срок.

Для предотвращения демпинга рекомендуется проводить несколько дополнительных процедур:

  • Проверять, является ли поставщик или исполнитель достаточно опытным, есть ли у него опыт в реализации аналогичных проектов.
  • Запретить авансы, если цена проекта упала на четверть и более от первоначальной.

3. Изменения в N 44-ФЗ и малый бизнес

Главное, что несут изменения в N 44-ФЗ с 1 июля 2019 года для субъектов малого бизнеса – это уменьшение финансовой нагрузки.

Так, отдельные субъекты освобождаются от обеспечения выполнения договора. До июля обеспечение проводилось для всех в стандартном порядке. С 1 июля необходимость предоставлять обеспечение отпала для субъектов, которые уже реализовывали аналогичные контракты в течение последних трех лет. Если НЦМК (начальная минимальная цена контракта) не превышает 1 млн рублей, то заказчик имеет право вообще не устанавливать сумму обеспечения.

Также изменились размер обеспечения и порядок расчета суммы для обеспечения. Изначально она рассчитывается в процентах от начальной максимальной цены контракта. Теперь если в рамках торгов произойдет заметное снижение этой цены, сумма обеспечения рассчитывается на основании той цены, которую дал победитель, а не той, которая была указана изначально. Изначально в законе подразумевался (но не закреплялся) порог от 1 до 5 млн рублей. С 1 июля обеспечение может составлять:

  • От 0,5 до 1,0 % начальной минимальной цены контракта, если она не превышает 20 млн рублей.
  • От 0,5 до 5,0 %, если она превышает 20 млн рублей.

В ряде случаев участник может предоставлять как наличные денежные средства, так и банковскую гарантию. С июля 2019 года это возможно в следующих случаях:

Выбирать, в какой форме предоставлять гарантию, будет сам предприниматель.

Рассмотрение заявки на предоставление банковской гарантии потребует нескольких рабочих дней – этот момент нужно учитывать, планируя участие в торгах.

Кроме этого, оговорено разделение обязательств по контракту. С 1 июля предусмотрено раздельное обеспечение поставок закупленного товара и гарантийного обслуживания. Обязательства по поставкам выделяются в основную часть контракта, обязательства по гарантиям – в дополнительную.

4. Упрощение закупок товара

До июля в закупках существовало заметное неудобство, связанное опять же с бюрократией. Заказчик должен был составлять план по закупкам, план-график с указанием всех дат, продумывать формулировки для обоснования. С 1 октября предусмотрено снижение документов, которые должен оформлять заказчик. Он будет составлять лишь план-график. Обоснование закупок также убирается, нужно лишь обосновывать начальную максимальную цену контракта.

Еще одно изменение в части упрощения закупок – теперь можно заказывать товар без указания точного объема. Не все заказчики в момент оформления договора точно знают, какой объем продукции им необходим. В этом случае рассчитывается цена единицы товара или услуги, и по максимальному значению этих цен рассчитывается сумма контракта. Это разновидность начальной максимальной цены контракта, сумма в дальнейшем меняться не будет. Однако по этой сумме заказчик может получить больший объем товара.

В случае, если запрос предложений в обычной или электронной форме признается несостоявшимся из-за отсутствия заявок, заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком. Это также введено с 1 июля, ранее можно было лишь инициировать новую закупку. Также увеличен порог НЦМК при работе с единственными поставщиками со 100 до 300 тысяч рублей.

5. Создание ГИС

В октябре 2019 года запланирован старт работы государственной информационной службы (ГИС). В ее функции будет входить мониторинг и фиксация всех действий участников в единой информационной системе (ЕИС) и электронных торговых площадках. Помимо фиксации действий и бездействий эта служба будет мониторить и сохранять данные о работоспособности площадок, о сформированных документах и т.д.

Правительством РФ назначается специальный федеральный орган, который будет отвечать за информационную службу, разрабатывается порядок ее внедрения и ведения, создаются технические требования и условия, при которых она будет функционировать и взаимодействовать с другими системами.

Госзакупки: 5 главных изменений в 2019 году

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Доступ действует 3 дня. Активируйте его сегодня, и используйте идеи для развития вашего бизнеса.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.