Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Гибкий график работы: правила, вопросы, спорные моменты

11 сентября 2019
68
Средний балл: 0 из 5
Гибкий график работы

Вы узнаете:

  • Чем гибкий график отличается от свободного посещения.
  • Какие существуют преимущества и недостатки внедрения гибкого расписания.
  • Может ли человек, работающий по гибкому графику, рассчитывать на соцпакет и другие компенсации и льготы.

Известно, что во многих европейских компаниях доминирует гибкий график работы. Лидирующая роль отдана Швеции – подобный подход используют около 80 процентов работодателей. Немного отстают британцы, чехи, немцы – здесь выбирать оптимальное время для начала работы может половина персонала. В России гибкий режим лишь набирает обороты: так, в 2011 году компания МТС объявила, что четверть ее сотрудников будет работать по свободному графику.

Что такое гибкий график

Гибкий режим работы регулируется статьей 102 ТК РФ. Это некая договоренность между работодателем и сотрудником, касающаяся рабочего режима. Ни одна сторона не имеет права вводить подобное расписание в одностороннем порядке, без согласия другой стороны. Также от лица работника не может выступать профсоюз или иной орган, представляющий его интересы.

В ряде случаев работник не может выполнять свои обязанности в оговоренное время – например, с 8 до 17 часов. Он может появиться на работе на час позже, и сделать всю необходимую работу. При гибком графике работник сам может выбирать время начала рабочего дня и его продолжительность. Требуется лишь учитывать следующие факторы:

  • Работодатель может установить собственные лимиты на продолжительность рабочего дня.

  • Между работником и компанией должна быть договоренность.

  • На предприятии должна быть возможность использования скользящего расписания.

  • Есть ряд нормативных актов, которым компания должна неукоснительно следовать.

Гибкий график и свободное посещение - отличия

Некоторые люди считают, что гибкий график – это полная свобода и возможность появляться в офисе на пару часов в неделю. Этот подход в корне неверен. Работник должен проводить на своем рабочем месте оговоренное количество часов. Единственное отличие от обычного графика – рабочий день начинается не в одно и то же время, а в момент, удобный для работника.

В качестве примера рассмотрим компьютерную компанию. Есть несколько отделов: разработчики, бухгалтерия, охрана. Бухгалтерия пользуется стандартным расписанием: с 09.00 до 18.00, с перерывом. Разработчики появляются на рабочем месте в 12-13 часов и заканчивают в 21-22 часа.

Как вариант, для отдельных сотрудников может быть рассчитана не продолжительность рабочего дня, а количество часов, которые он должен отработать в течение недели. К примеру, в понедельник он может отработать 4-5 часов, а во вторник прибавить к стандартному рабочему дню еще 3-4 часа. 

Зачем устанавливать гибкий график

Сегодня гибкий график является одним из критериев, на который ориентируются специалисты при выборе работодателя.

гибкий график как это работает



Однако пока свободный график существует только в 7% российских компаний. В 53% работа начинается в 9 утра, в 21% — в 10, в 13% — в 8. 

Тем временем, в мире переход на гибкий режим становится важной тенденцией. Он касается не только IT и телекома, но и любых других белых воротничков. Нужно ли заставлять приходить на работу к девяти утра всех поголовно или сделать исключение для особо ценных сотрудников? Журнал "Генеральный директор" поможет вам подобрать оптимальный режим работы для коллектива.

Кому положен гибкий график

В большинстве случаев гибкий график – это результат соглашения. Однако есть несколько категорий работников, деятельность которых изначально не рассчитана на жесткое расписание. К ним можно отнести:

  1. Ликвидаторы аварий

  2. Сотрудники центров связи

  3. Операторы связи и другие лица.

Это люди, чья работа не предполагает стабильности: никто не знает, когда случится авария. 

До января 2017 года к этим категориям относились женщины с детьми. Сегодня соответствующий законодательный акт утратил силу, и введение гибкого расписания для них решается через соглашение с руководством. 

Как установить гибкий график

Вне зависимости от того, по какому графику работают сотрудники компании, работодатель обязан предоставлять им выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Данные о том, что сотрудник работал по гибкому расписанию, в трудовой не отображаются. Человек имеет равные права и обязанности с сотрудниками, работающими по стандартному фиксированному расписанию.

Есть ряд условий, которые компания не может нарушать или изменять:

  1. Рабочий день ни по обычному, ни по скользящему расписанию не может длиться больше десяти часов. Если приходится работать больше, компания должна выплатить сотруднику переработку по увеличенному (чаще всего двойному) тарифу.

  2. Если планируется перевод сотрудника или группы сотрудников на гибкое расписание, они должны быть информированы об изменениях минимум за два месяца до вступления соглашения в силу.

  3. Норма рабочего времени при плавающем графике практически идентична фиксированному. Сотруднику обеспечивается стандартный социальный пакет, установленный руководством компании. Он может  рассчитывать не только на выходные, отпуска и больничные, но и на выплату премиальных.

При разрешении трудовых споров используются те же самые законодательные нормы, что и в фиксированном рабочем дне. Единственное, что меняется для работодателя и работника – чуть больше свободы, чуть больше доверия.

Если стороны договариваются о гибком графике перед приемом на работу, этот момент отражается в трудовом договоре. Если меняется режим работы действующего сотрудника, работодатель обязан предварительно получить его письменное согласие, на основании которого оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если режим работы меняется для отдела или подразделения, это необходимо закрепить не только в трудовом договоре или дополнительном соглашении, но и во внутреннем распорядке и иных локальных актах.

Гибкий график: приказ и заявление

Скачать образцы приказа и заявления на оформление гибкого графика можно ниже.

Управленческое лидерство

Как коммуницировать с людьми разного типа, как подбирать и оценивать удалённых сотрудников, как управлять удовлетворенностью персонала - ответы на действительно важные для руководителя вопросы вы получите на курсе "Управленческое лидерство" от Школы Генерального директора.

Узнать больше о курсе >>

Преимущества внедрения гибкого графика

Индивидуальная система учета может быть использована в компаниях, где нет необходимости в одновременном присутствии на рабочем месте всего персонала. В крупных IT-компаниях, рекламных агентствах и других компаниях, где требуется творческий подход к делу, знают, что каждый человек имеет собственный биоритм. У некоторых людей пик активности приходится на утро, другие более плодотворно работают вечером. Потому многие работодатели стараются минимизировать время, которое работники просиживают на рабочем месте, не занимаясь ничем полезным.

Есть и другие причины внедрения штатного расписания.

  1. В компанию приходят опытные специалисты. Многих привлекает возможность выбора удобного графика. Не все могут вставать в три часа утра, чтобы добраться до работы без пробок.

  2. Повышается ответственность сотрудников. Это идеально для компаний, где важно не то, что человек отбыл положенное время в офисе, а то, что он сделал свою работу. Работник получит стимул выполнить работу в сжатый срок.

  3. Свобода. Компания доверяет сотрудникам, отношения между ними и руководством становится более доверительными, работники становятся более лояльными к компании.

  4. При необходимости, отслеживать время, проведенное сотрудником на рабочем месте, можно с помощью специальной автоматической системы учета.

Сложности гибкого графика

Одно из неудобств связано с тем, что свободный график возможен не везде и не в любой момент. К примеру, крупные компании могут работать над проектами, требующими максимальной координации всех отделов, что приводит к появлению жестких рамок. Также есть профессии, для которых такой режим попросту не предусмотрен – например, водители рейсового автотранспорта или педагоги.

Есть несколько проблем, которые предстоит решить руководству, планирующему внедрить нечто индивидуальное:

  1. Как будет осуществляться учет выработки времени. Если нет четкого понятия, что работник должен отработать от сих до сих, возникает риск, что отдельные сотрудники будут злоупотреблять полученной свободой и манкировать своими обязанностями. Как следствие – срыв сроков, недостаточное качество работы, финансовые и репутационные потери компании. Чтобы этого избежать, можно внедрить на предприятии современные автоматизированные системы, позволяющие проконтролировать момент прихода и ухода сотрудника из офиса.

  2. Как состыковать работу сотрудников из нескольких отделов. Выше мы упоминали, что в компьютерной фирме бухгалтерия может работать с 09.00 до 18.00, а программисты – с 12.00 до 21.00. Компания может назначить некий период времени, в который все сотрудники должны находиться в офисе – к примеру, с 13.00 до 17.00. В это время можно проводить все необходимые совещания и планерки, распределять задания, уточнять информацию.

  3. Как проконтролировать качество работы. В первом пункте мы уточнили, как можно проконтролировать факт нахождения человека на рабочем месте. Однако если он находится в офисе, это не значит, что он работает. Многие сотрудники испытывают сложности с самоорганизацией, и в конечном счете сами просят вернуть их на фиксированный режим работы.

Гибкий график недопустим в кризисных ситуациях. Кризис – это не только негатив, но и переход компании на качественно иной уровень, изменение политики, попытка выжить в конкурентных условиях. И на первые позиции выходят не свобода, творчество и индивидуальный подход, а дисциплина и максимальная слаженность работы.

Как пример – запрет удаленной работы в одной крупной IT-корпорации. Сотрудникам, работающим в удаленном режиме, в ультимативной форме было предложено перейти на работу в офисе по фиксированному графику или покинуть компанию. С точки зрения руководства этой компании, качество работы выше, когда сотрудники работают в одной команде. Это пример того, что гибкий график не всегда способствует успеху.

Еще один нюанс касается работников, чья деятельность проходит во вредных и опасных условиях. Для этой категории предусмотрены различные льготы, к которым относятся и дополнительные перерывы. Обязанность работодателя – предоставить работнику этот перерыв и проконтролировать, чтобы время использовалось именно для отдыха. Если работодатель не сможет это проконтролировать, есть риск понести административную ответственность за невозможность обеспечить оптимальные условия работникам.

Гибкий график работы: правила, вопросы, спорные моменты

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.