Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Внутреннее предпринимательство: как идеи сотрудников помогают развивать ваш бизнес

4 октября 2019
60
Средний балл: 5 из 5
Внутреннее предпринимательство

Вы узнаете:

  • Что такое внутреннее предпринимательство.
  • Какие выгоды оно приносит работодателю и сотруднику.
  • Как развивать внутренних предпринимателей в вашей компании. 

Внутреннее предпринимательство позволяет владельцу бизнеса опробовать новые механизмы увеличения прибыли. Расскажем, как поддержать инициативу способного сотрудника и создать подходящие условия для развития его предпринимательской жилки на благо вашей компании.

Как определить процент вовлеченности сотрудников

Переведите количество положительных ответов в проценты. Примите количество всех ответов (и отрицательных, и положительных) за 100 %, а затем, составив пропорцию, рассчитайте, сколько процентов составляют положительные ответы. Это и есть процент вовлеченности.

Как работает внутреннее предпринимательство

Творческие и предприимчивые работники есть в любой компании. Мудрый руководитель способен направить их энергию и инициативность в нужное русло. 

Внутреннее предпринимательство – это предоставление сотруднику возможности развивать собственную бизнес-идею или возглавить проект, не уходя из компании. Внутренний предприниматель (интрапренер) официально устроен как сотрудник компании. Для него предусмотрены заработная плата и соцпакет. Интрапренер имеет полномочия для разработки новых продуктов или услуг и может пользоваться для этого всеми ресурсами компании.

Внутренний предприниматель – это не обязательно выходец из вашей фирмы: многие крупные корпорации открывают свои бизнес-инкубаторы и принимают молодых и перспективных предпринимателей извне. Владельцам бизнеса интересны люди, которые имеют инновационные идеи и видение собственного бизнеса, но не имеют стартового капитала для его открытия. 

Чтобы распознавать и воспитывать крутых интрапренеров в своей команде, важно обладать определенными навыками лидерства. Развейте эти навыки в себе, пройдя программу повешения квалификации для руководителей «Управленческое лидерство» в Школе генерального директора.

Внутренние бизнес-акселераторы – привычное явление в западных компаниях (Google). Из наших компаний ярким примером служат «Лаборатория Касперского», «Газпром». 

Как растить внутренних предпринимателей

5 способов найти прорывную идею

Как понять, что идея действительно стоящая, если нет никаких объективных данных? Редакция электронного журнала «Генеральный Директор» перечисляет 5 проверенных способов.

Узнать 5 способов

Внутреннее предпринимательство: выгоды для интрапренера и для владельца бизнеса 

Поощрение инноваторов – не самый бюджетный способ развития компании: нужно вкладываться в обучение, выделять денежные средства для реализации инициатив. Но выгоды для работодателя налицо:

  • Внутренний стартапер – всегда более мотивированный сотрудник, чем остальные, а значит, работает более эффективно, не ограничиваясь предписаниями должностной инструкции.  Он не боится сложной и ответственной работы.
  • Инициативность сотрудника, его нестандартное мышление, умение пойти на риск могут увеличить прибыль вашей компании. В результате работы интрапренера у вас появится новый проект, продукт или услуга. Это позволит компании вырасти, выйти на новые рынки.
  • Вы удержите ценного и талантливого сотрудника, дав ему возможность роста.
  • Работник не унесет с собой клиентскую базу к вашим конкурентам или в свой бизнес.
  • Вы сможете подготовить себе полноценную замену.

Казалось бы, зачем начинающему предпринимателю делиться своей гениальной идеей с работодателем, когда можно открыть собственное дело и весь доход забирать себе? Но выгоды работы в рамках состоявшегося бизнеса очевидны для интрапренера:

  • Он получает возможность самореализации, развития предпринимательских навыков, не решаясь при этом на кардинальные перемены (уход с работы, перерыв в карьере, вероятность остаться на мели).
  • Ему не нужно рисковать своими деньгами, брать кредит на открытие бизнеса, влезать в долги – интрапренер получает поддержку работодателя и его ресурсы (финансовые, кадровые, технологические). 
  • Можно проверить жизнеспособность своей бизнес-идеи в условиях, приближенных к реальному бизнесу, заложить базу для открытия своего дела.
  • Можно сосредоточиться на продукте, поиске рынков сбыта, а не искать инвесторов и проекты.
  • Не нужно самостоятельно разбираться с налогами, маркетингом, ведением бухгалтерии, другой рутиной.
  • Компанию работодателя можно использовать для собственного продвижения. Молодой предприниматель нарабатывает нужные деловые связи, репутацию в деловых кругах, получает выход на ЛПР в разных компаниях. Если проект не выгорит, сотрудник все равно получит полезные навыки и опыт, дополнительный плюс в резюме.

Интрапренер – это человек, наделенный творческими способностями и воображением, предприимчивостью и умением мыслить нестандартно. Бесспорно, такой ресурс ценен для любой компании. Но шанс стать внутренним предпринимателем дадут не каждому. 

  1. Во-первых, ваш проект должен представлять собой что-то более детальное, чем просто идея. Никто не будет вкладывать деньги во что-то абстрактное. Предоставляя интрапренеру шанс развиваться и пробовать свои силы в рамках собственной компании, ее хозяин рассчитывает на отдачу: долю от будущих доходов. 
  2. Во-вторых, ваши разработки должны соответствовать профилю компании, основному направлению ее деятельности. От руководителя в свою очередь требуется вовремя выявить в своем сотруднике потенциал и создать благоприятные условия для его развития. 

Как растить внутренних предпринимателей: 14 принципов

  • Создайте благоприятный климат и дружественную среду для развития личных инициатив. Лучший способ лишить сотрудников желания мыслить – это жесткая политика руководства. Если вы ее практикуете, знайте: ни одной инновационной идеи вы от своих подчиненных не услышите. Не давите на корню личные проекты, воспринимайте их не как угрозу, а как возможную пользу своему бизнесу. Больше вовлекайте сотрудников в процесс управления, развивайте в них бизнес-мышление. 
  • Развивайте корпоративный дух сотрудничества, культуру открытости и равноправия. Перспективная идея не должна остаться невысказанной и нереализованной, потому что ее автор боится противодействия других коллег из-за того, что он «слишком умный» и «много на себя берет», «высовывается».
  • Просто высказать идеи мало. Разработайте для сотрудников механизм развития перспективных идей. Например, совещания раз в неделю: сотрудники высказывают свои идеи, вы их фиксируете, выбираете из них стоящие и просите ответственных лиц за неделю составить план будущего внутреннего стартапа. Через неделю вы обсуждаете с ними план, продумываете его финансовое обеспечение.
  • Создайте специальный фонд для финансирования внутренних бизнес-проектов. Дайте интрапренеру доступ к этим ресурсам. 
  • Откажитесь от парадигмы «начальник – подчиненный», при которой работа строится на получении и выполнении указаний. Она противоречит самой сути внутреннего предпринимательства. Дайте интрапренеру больше полномочий. Его задача – стать самостоятельным, обрести масштабное видение, научиться искать решение проблем (например, нанять себе помощника на удаленной работе). Должна произойти трансформация сознания внутреннего предпринимателя: раньше он от кого-то зависел, теперь другие зависят от него.
  • Определите цель. Если интрапренер работает в условиях самостоятельности, это не значит, что и цель он себе устанавливает сам. Или обходится без нее. 
  • Не муштруйте. Помните, что интрапренер – это не рядовой сотрудник и подход к нему нужен особый. Не нужно мучить его ежедневной отчетностью, заполнением разных таблиц и участием в совещаниях. Его задача – генерировать идеи и проверять их на состоятельность, нарабатывая опыт, развивая бизнес-мышление и принося финансовую выгоду вашей компании (не сразу, но в будущем). Определите точный порядок и график обратной связи с сохранением определенной степени свободы интрапренера: вы проверяете результат, но не вмешиваетесь в процесс работы. 
  • Пересмотрите организационно-штатную структуру своей компании. Внутренний предприниматель редко трудится в одиночку: обычно в помощь ему требуются другие сотрудники. Можно организовать в рамках отдела проектную группу во главе с внутренним предпринимателем. Правильно подберите состав группы с учетом их личностных качеств: это должны быть работники с предпринимательской жилкой, умеющие работать в ситуации неопределенности. 
  • Заранее обсудите и пропишите критерии, по которым будет оцениваться работа интрапренера. Установите, сколько денег вы готовы в него вложить и когда потребуете первых результатов. Вы можете считать, что в первые три месяца вы должны получить с нового проекта прибыль. Сам интрапренер может счесть свою работу успешной, если за этот срок он вышел в ноль, не допустив убытков. До запуска проекта придите по этому вопросу к общему знаменателю. 
  • Определите и срок самого проекта, который позволит понять, «выстрелит» он или нет – полгода, 9 месяцев, год. 
  • Пропишите вознаграждение для внутреннего предпринимателя и его команды: размер и порядок начисления оклада, бонусов от прибыли.
  • Продумайте особую систему мотивации. Для внутреннего предпринимателя часто важно не материальное вознаграждение, а возможность поработать самостоятельно. Проявите терпимость к возможной неудаче. 
  • Обучайте. Многие молодые, но перспективные бизнесмены, привыкшие к офисной работе, не имеют элементарных навыков: как выступать перед публикой, как выходить на рынки, как тестировать продукт. Вы должны быть не столько начальником, сколько бизнес-тренером.
  • Оформите результат работы интрапренера. Если создан новый успешный продукт, поручите маркетологам поработать над его ценообразованием и продвижением. Отделу продаж пропишите инструкцию о свойствах нового продукта или сервиса, о том, как предлагать его клиентам.  
О преимуществах работы в бизнес-инкубаторе расскажет видео: 

Не важно, кто ваш внутренний предприниматель – ваш собственный сотрудник или молодой инноватор, принятый вами извне. В любом случае это творческий и предприимчивый работник с неограниченным потенциалом. Он не боится сложностей и неопределенности и стремится к успеху. Ваша задача – рационально использовать себе во благо этот ценный кадровый ресурс. 

Внутреннее предпринимательство: как идеи сотрудников помогают развивать ваш бизнес

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.