Активировать доступ

Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Коучинг в управлении персоналом: золотые правила общения с сотрудниками

8 октября 2019
175
Средний балл: 5 из 5
Основатель и директор кадрового агентства Persona Colta
Коучинг в системе управления персоналом

Вы узнаете:

  • Что представляет собой коучинг в управлении.
  • С чего начать, если вы хотите применить коучинговый подход в управлении персоналом.
  • Как коучинг в управлении помогает создать эффективное лидерство.
Плохой VS хороший руководитель-коучанализ ошибок в коучинге

Роль недирективных методов управления персоналом в последнее время возрастает. Связано это не только с хайпом или модой на коучинг. Скорее мы можем говорить об изменении корпоративной среды, которые вносят новые поколения сотрудников. Еще 10 лет назад, чтобы тебя слушали, было достаточно предъявить статус или подчеркнуть разницу в возрасте. Сейчас этого мало для того, чтобы команда активно включилась в работу, да еще и моментально начала показывать качественные результаты. Именно поэтому слово «коучинг» все крепче оседает в бизнес-среде, а значит – пришло время разобраться с мифами и легендами данного термина.

Стать действительно эффективным руководителем-коучем вам поможет программа повышения квалификации «Управленческое лидерство» от Школы генерального директора

Чем бизнес-коучинг не является

  1. Бизнес-коучинг – не замена регулярному менеджменту. Пожалуй, это один из самых важных тезисов, который  я хочу озвучить. Не стоит подменять одно другим. Задача менеджмента – управление оперативным циклом: планирование, постановка целей и задач, мотивация, контроль. Задача коучинга – содействовать в достижении заявленных результатов.
  2. Бизнес-коучинг – это не мотивационные речи. «Благодаря» коллегам по рынку, в обиходе коучами стали называть всех мотивационных спикеров, тренеров, консультантов и прочих представителей помогающих профессий. Безусловно, интонация это один из инструментов в коучинге. Но далеко не единственный и не последний. В основе истинного коучинга все же лежит принцип недирективности, когда беседа представляет из себя диалог «на равных», без манипуляций и призывов к совершению каких-либо действий сотрудником.

Как мотивационные тренинги могут разрушить бизнес

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор», как избежать ошибок при общении с мотивационными тренерами, а также 5 советов, как правильно выбрать мотивационный тренинг.

Узнать »

Что такое коучинг в системе управления

Коучинг представляет из себя беседу, в рамках которой у клиента (в бизнес-коучинге это, как правило, сотрудник) возникает запрос, который он желает решить в недирективном формате. При этом коуч (в бизнес-коучинге это чаще руководитель), соблюдая принципы коучинга, ведет эту беседу и содействует разрешению запроса у клиента. Приведу две возможные ситуации.

  1. Сотрудник приходит к руководителю и заявляет: «Сил моих больше нет, ничего не успеваю, что делать?» (пример персонального коучинга).

В традиционном формате взаимодействия руководитель скорее всего начал бы поддерживать сотрудника и произносить фразы: Не переживай, ты давай держись, скоро месяц закончится и т.д. Или занял бы еще более твердую позицию: «Ты чего раскис, иди работай, солнце еще не село». 

В коучинговом же подходе руководитель задаст такие вопросы:

  • Расскажи подробнее, что произошло? (попытается выявить источник состояния сотрудника).
  • Что бы ты хотел взамен, вместо этого состояния? (поможет переформулировать проблему в цель).
  • Какими способами ты хотел бы этого добиться? (предложит сотруднику озвучить свои способы решения ситуации).
  • Почему для тебя так важно изменить ситуацию? (проверит приверженность сотрудника по выполнению цели).
  • Как ты поймешь, что проблема решена, а цель достигнута? (поможет вывести индикаторы  желаемого состояния).
  • С чего начнешь? (поможет «заземлить» вышесказанное, переведя мысли в намерения).

И только на этом этапе руководитель скажет: «Ты знаешь, мне кажется план довольно насыщенный. Пусть у тебя всё сложится. Нужна ли от меня какая то поддержка?». Скорее всего, сотрудник поблагодарит и откажется, и вы продолжите заниматься каждый своим делом.

А вот ещё пример:

  1. Руководителю важно, чтобы команда отдела продаж выполнила план на месяц и для этого собирает планёрку (пример командного коучинга).

В директивном формате проведения совещания руководителю отводится роль менеджера и лидера. Часто он произносит фразы вроде: «Коллеги, у нас амбициозные цели, нам нужно выполнить план». И далее – «нарезает» задачи каждому сотруднику. 

А как в бизнес-коучинге? Руководитель, озвучив целевые значения на месяц, задаёт такую рамку разговора:

  • Коллеги, давайте обсудим, насколько реально выполнить эти цифры? Насколько данная задача амбициозна для вас? Насколько она откликается?
  • Какие вызовы в реализации вы видите? Какие барьеры нашей команде придется преодолеть?
  • Как будете эти барьеры обходить? Какие для этого есть инструменты (помощники, ресурсы)?
  • На чем вы планируете сфокусироваться? Что не должно выпасть из поля вашего внимания?
  • Как вы поймете, что двигаетесь в нужном темпе, что совершаете оптимальные действия?
  • Может ли что-то пойти не по плану? Что именно?
  • Каким будет ваш план Б, если что-то пойдет не так?
  • Нужна ли от меня какая то помощь? В чем?

И в конце, как и в предыдущем примере, руководитель поддержит команду, сказав, что верит в потенциал каждого, в силу команды, что желает каждому успехов в этой сложной, но интересной задаче.

Подчеркну: в приведенных примерах приведена не обязательная (не жесткая) последовательность вопросов. Это лишь канва, в которой может проходить бизнес-коучинг. Сама по себе коучинговая беседа может быть и глубже, и объемнее по времени. Здесь показан возможный формат диалога.

Принципы коучинга

Для того чтобы руководитель мог оставаться в так называемой коуч-позиции (не переходить стихийно от недирективной беседы к директивной) важно ознакомиться с принципами коучинга, которые также называют принципами Милтона Эриксона.

Милтон Эриксон

Милтон Эриксон

Милтон Эриксон своими идеями перевернул сознание многих людей. Это выдающийся психотерапевт двадцатого века, который сделал значительный вклад в современную медицинскую и психологическую науку. Эти пять принципов помогали ему и его последователям изменять мышление человека. Они же легли в основу коучинга. Вот как они звучат: 

5 принципов Милтона Эриксона

  1. Со всеми всё в порядке. Не существует неправильных людей

Достаточно веское замечание. Если руководитель считает членов команды неспособными на достижение нужного результата, или склонен корить себя в неправильных действиях, вероятнее всего коучинговый стиль не сработает. Как в спорте – только здоровые спортсмены достигают высот, так и в бизнесе – только здоровые во всех смыслах сотрудники компании способны к диалогу на равных.

  1. У человека уже есть все ресурсы, которые ему необходимы для того, чтобы достичь желаемого

Руководителю важно занимать оптимальную дистанцию и давать возможность сотрудникам проявлять свои лучшие качества и демонстрировать свои возможности.

  1. За каждым поведением лежит позитивное намерение

Сотрудник может выбрать не идеальный способ решения проблемы, но сложно представить, что он намеренно ищет плохой путь. И задача руководителя увидеть логику действия подчиненного, чтобы далее оказать поддержку и при необходимости скорректировать действия сотрудника.

  1. Люди постоянно меняются

Все мы имеем опыт прихода в компанию – в коллектив, который уже устоялся, в котором работали эксперты и своего дела. И мы были новичками. Но шло время, которое меняло и нас, и корпоративную среду. Поэтому важно видеть и допускать, что сотрудники могут (да впрочем – и должны) меняться к лучшему и как следствие – корректировать свое отношение к их экспертизе и возможностям.

  1. Люди делают наилучший выбор из доступных им возможностей

Иными словами, если сотрудник к один момент времени принял некое решение, он руководствовался теми  знаниями, идеями, ресурсами, которые были у него именно в тот момент. В другой ситуации он поступил бы иначе.

Допускаю, что эти принципы с первого раза не сразу «лягут» и примутся. Общая идея в том, чтобы по-новому выстроить взаимоотношения с сотрудником, которые будут  опираться на доверие, прозрачность и целостность.

В каких ситуациях бизнес-коучинг будет работать

  • Когда руководителю близок развивающий стиль в управлении персоналом (т.е. когда руководитель искренне заинтересован в развитии сотрудников, когда она ощущает себя наставником).
  • Когда сотрудник находится на достаточно высоком уровне осознанности (т.е. обладает высокой степенью рефлексии, склонен критически мыслить, способен сформулировать запрос на коучинг).
  • Когда предмет беседы связан с текущий деятельностью сотрудника и логично дополняет существующие процессы коммуникации.

Чтобы познать всю глубину коучинга, я рекомендую познакомиться со специализированной литературой и пройти соответствующее обучение. А пока можно начать с малого – задавать себе вопросы и стараться быть честным, в первую очередь, с собой. Ведь не даром коучинг считают отличным способом наладить честный диалог с самим собой.

✪ Читайте также: Как выбрать своего коуча, если вы топ-менеджер или генеральный директор »

Коучинг в управлении персоналом: золотые правила общения с сотрудниками

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.