Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Как внедрить agile: персональное новаторство против бюрократии

10 октября 2019
203
Средний балл: 0 из 5
Как внедрить AGILE: персональное новаторство против бюрократии

Сегодня в бизнес-тренде - умение «быть agile», то есть, быстро делать, быстро соображать. Agile – американский термин, который в России получил известность благодаря Герману Грефу. Он употребил его на одном из выступлений, и agile мгновенно внедрился в словарь прогрессивного менеджмента.

Вы узнаете:

- Что такое agile.

- В чем принципиальное отличие философии agile в бизнесе. 

- Почему agile повышает качество продукта.

- Реальные примеры применения agile.

- Как внедрить agile-принципы в компанию.

Agileв буквальном переводе с английского «проворный, сообразительный» – это совокупность гибких подходов к разработке программного обеспечения, которые активно применяются, в том числе, для управления проектами. Сегодня проект-менеджмент в стиле Agile применяется в бизнесе, маркетинговой среде и обучении.

Agile – это больше, чем просто инструкция к действию, это общие принципы построения работы компании, философия реализации задач. Фундамент Agile — предельная простота. И организационная структура, и процессы работы, и правила должны быть максимально простыми. Это позволяет людям сконцентрироваться на продукте, который они создают, а не на регламентах и границах полномочий. Яркий пример философии Agile – широко упоминаемый в литературе по менеджменту завод Toyota, где любой работник производства имел право остановить конвейер, чтобы внести рационализаторское предложение или устранить замеченный им дефект. Принципы Agile противодействуют устаревшей бюрократизированной системе, здесь теряет свое ключевое значение проектная документация. Для консерваторов это отсутствие дисциплины, для новаторов – прорыв в эффективности.

Манифест Agile

Термин «agile» в проектной работе появился в 2001 году вместе с «Манифестом гибкой методологии разработки программного обеспечения» (Agile Manifesto). Манифест содержит 4 идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из всех разработанных систем управления, опирающихся на Agile, так или иначе содержит эти идеи.

Идеи Agile:

  1. На первом плане – люди и коммуникация, на втором – процессы и инструменты;
  2. Работающий продукт важнее сопроводительной документации;
  3. Прямое сотрудничество с заказчиком важнее контракта и согласования;
  4. Есть изначальный план, но важна готовность к его изменению.

Принципы Agile:

  1. Приоритет – удовлетворение потребностей заказчика, благодаря регулярной оперативной поставке продукта.
  2. Изменение требований приветствуется на любой стадии разработки. Agile-процессы обеспечивают клиенту конкурентное преимущество.
  3. Работающий продукт следует выпускать регулярно: каждую неделю, месяц или чаще.
  4. Разработчики и заказчики ежедневно работают над проектом совместно.
  5. В команде – квалифицированные и мотивированные профессионалы, обеспеченные поддержкой и доверием.
  6. Коммуникация лицом к лицу – самый эффективный путь обмена информацией.
  7. Работающий продукт – показатель результата и прогресса.
  8. Инвесторы, разработчики и пользователи должны
    поддерживать устойчивый процесс разработки на неограниченный срок.
  9. Постоянное внимание к качеству и росту технического мастерства.
  10. Минимизация лишней работы – искусство простоты.
  11. Лучшие требования, архитектурные и технические решения создаются самоорганизующимися командами.
  12. Адаптация к обстоятельствам и поиски способов повышения эффективности.

Тонкости Agile

  1. Визуализация процессов. Участники команды пользуются цветными карточками. Цвета символизируют стадии исполнения какого-либо элемента продукта: к примеру, один – разработка, другой – завершение разработки, третий – полная готовность. Визуализация гарантирует одинаковое видение проекта всеми сотрудниками.
  2. Команда и заказчик – лицом к лицу. Руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, все процессы понятны и прозрачны для каждого, любые возникающие проблемы решаются здесь и сейчас.
  3. Дробление общей задачи на подзадачи. Каждая исполнительная группа фокусируется на своей части: работая над одним циклом, участники проекта получают новые навыки, самостоятельно анализируя ошибки и делая выводы. Такой опыт минимизирует ошибки в будущем.
  4. Спринты – короткие дедлайны, за которые команда успевает выполнить четкую задачу. Благодаря спринтам каждая команда видит свой результат.
  5. Ежедневные встречи команды. В отрезке каждого спринта команда ежедневно встречается для обсуждения продолжительностью не более чем 15 минут. На встрече каждый отвечает себе самому на три вопроса:
  • Чем я был занят вчера?
  • Что буду делать сегодня?
  • Что мешает мне работать?

Ответы позволят контролировать процесс, оценивая текущие успехи каждого из участников.

Мы внедрили Agile в реальном бизнесе. Что из этого вышло?

Каким образом модная технология позволила медикам больше зарабатывать, - рассказывает эксперт журнала "Генеральный директор".

Читать кейс >>>

Плюсы методов Agile

- Методология легко адаптируется не только под требования заказчика, но и под запросы потребителя.
- Каждый производственный этап (спринт) проекта завершается проверкой качества, а значит, продукт получается максимально выверенным и соответствующим текущим задачам.
- Agile быстр, адаптивен, открыт в реальном времени обеим сторонам: заказчику и исполнителю.

Минусы методов Agile

- Гибкость может спровоцировать бесконечный перенос сроков и невозможность построения долгосрочной перспективы.  Если заказчик на каждом этапе видит результат, но не осознает усилий для его достижения, он может бесконечно повышать планку.
- Проектная документация меняется параллельно с самим проектом. Важно держать информацию открытой, проверяя актуальность документов.
- Постоянные встречи могут выступить как плюсом, так и минусом.  Коммуникация, какой бы эффективной она ни была, отвлекает от самой задачи.

А теперь давайте сравним со стандартным подходом и посмотрим, как работает Agile.

  1. Кондитерская фабрика классического устройства

Технолог получает задачу от директора: нам нужен новый шоколад.  Что происходит дальше? Задачу перенаправляют к маркетинговой группе предприятия для проведения исследований. Истинным мотивом становится – нет, не стремление узнать предпочтения будущих покупателей – скорее, стремление угодить руководителю. По результатам исследований технолог создаст шоколад на свой вкус и продемонстрирует новинку директору. Тот попробует, даст оценку: «казнить», то есть переделывать, или «миловать» и отдать в производство. По мере согласования кондитеры получают технологические карты для массового выпуска – и в путь! Таков традиционный для России вариант: персонал получает указания сверху, а принятие решения принадлежит только руководящему составу.

  1. Кондитерская фабрика в стиле Agile

У генерального директора появляется мысль: выпустить новый сорт шоколада. И тут начинается самое интересное, для разработки нового лакомства собирают команду: технологов, маркетологов, специалистов по продажам, логистов, кондитеров, а еще обычных покупателей. Каждый из участников на всех этапах разработки дает обратную связь и постоянную оценку результатов. Здесь нет иерархии, кроме главенства гендиректора. Итогом общих усилий станет не чествование лучшего работника, а появление принципиально нового сорта шоколада, который реально полюбят покупатели. С таким подходом компания всегда готова быстро перестроиться на новую цель и выдать конкурентоспособный продукт.

Внедрение Agile

Принципы Agile позволяют достаточно быстро приступить к работе над тем или иным проектом. Но само внедрение системы в работу компании потребует комплекса важных мероприятий.

Приступаем к проекту в режиме Agile:

  1. Выбираем конкретный метод, исходя из максимального соответствия требованиям проекта.
  2. Формулируем задачи и цели, общий дедлайн делим на спринты.
  3. Определяем численность команды и прочие необходимые инструменты.
  4. Подбираем или обучаем квалифицированных специалистов с должной мотивацией, знанием идей и принципов Agile, а также навыками их применения. Это особенно важно для внедрения Agile-управления в работу компании.
  5. Приглашаем профи с опытом работы в режиме Agile, который разъяснит суть, определит спринты и функции, сформулирует прочие необходимые тезисы. Формируем команду, распределяем обязанности, подбираем формы отчетности и так далее.
  6. Стартуем первый проект под эгидой Agile. Важно в процессе адаптации не быть к себе сразу слишком критичными, ошибки на первых порах – норма. Но в процессе можно будет «менять коней на переправе» – варьировать инструменты, менять ролями специалистов, если потребуется. 

Agile в деле: примеры успеха

Сегодня выигрывает тот, кто подвижен и готов меняться. Пример технологий agile в динамике: IT-компании копируют банковские продукты и преобразуют их в еще более продвинутые, за которыми самим банкам не угнаться. Новые микрофинансовые компании мгновенно создают сервисы, быстро выдают кредиты под высокие проценты – и их прибыльность взлетает выше банковской. Оперативная реакция таких организаций на изменения рынка помогает им конкурировать с банковскими махинами. Такие же тенденции практически в любом бизнесе. Мобильные операторы разворачивают создание собственных платежных систем. Uber за несколько лет совершили революцию в пассажирских трансферах по всему миру, Airbnb – в гостиничном бизнесе, Aviasales – в авиаперелетах. Ярый последователь принципов Agile – американская IT-компания Hewlett-Packard.
Казалось бы, agile не приживется в сугубо бюрократических аппаратах госструктур, но и тут есть прекрасные примеры: правительство Нигерии и Новой Зеландии и Пенсионный фонд Норвегии.
Передовиком во внедрении принципов среди российских компаний стал «Сбербанк», за ним последовали «Альфа-банк», «Додо пицца», бухгалтерский сервис «Кнопка» и ряд других компаний.
Agile – идеальная почва для стартапов. Динамичная и молодая команда единомышленников меньше всего заинтересована в формализации общения: создавая нечто совершенно новое коллективным разумом, оптимальный формат – гибкость и адаптивность.

Обязанности маркетолога: что можно требовать от такого сотрудника

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.