Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Типы кадровой политики: как эффективно управлять персоналом

11 октября 2019
86
Средний балл: 0 из 5
Типы кадровой политики: как эффективно управлять персоналом

Мы подготовили для вас обзор основных типов кадровой политики. Расскажем, какой стиль взаимодействия с персоналом выбрать, чтобы у вас не возникало внештатных ситуаций с кадрами.

Вы узнаете:

  • Что такое открытая и закрытая кадровая политика.
  • Какого направления кадровой политики придерживается ваша компания и к чему это может привести.
  • Когда нужно сменить подход к кадровой политике.

Виды кадровой политики организации: открытая и закрытая политика

Кадровая политика – это все мероприятия, которые имеют отношения к работе с персоналом:

  • Определение требований к соискателям.
  • Аттестация и обучение персонала.
  • Составление штатного расписания и правил внутреннего распорядка.
  • Разработка системы мотивации сотрудников и перспектив карьерного роста.
  • Определение способов и критериев применения дисциплинарного наказания.
  • Создание корпоративной культуры компании.
  • Стиль руководства.

По степени открытости организации выделяют следующие виды кадровых политик:

Открытая политика

Компания доступна для всех соискателей, можно без опыта работы в данной сфере. Для построения карьеры в ней необязательно начинать с «низов»: кандидат со стороны может претендовать как на рядовую, так и на руководящую должность – если обладает нужным опытом и квалификацией. В сотрудниках ценится инициативность и самостоятельность. Head-hunting: желаемого кандидата могут «переманить» из другой компании. Обучение во внешних центрах, приветствуются уже обученные кандидаты. Минус: затруднен карьерный рост внутри самой компании – обычно должность, на которую сотрудника взяли, и будет его «потолком». Этот вид кадровой политики характерен для новых компаний, которые стремительно завоевывают рынок и желают быстро занять лидирующие позиции.

Закрытая политика

Ее придерживаются компании, которые стабильно работают на рынке не первый год и обладают особым корпоративным духом. Возможен карьерный рост внутри самой организации, но на высокие должности трудно претендовать кандидатам со стороны: при появлении вакантной должности – приоритет «своим». Новичок в таких компаниях может рассчитывать только на низшие должности. Повышение квалификации на базе самой компании, развит институт наставничества. Закрытая кадровая политика характерна для бюджетных организаций или компаний, которые дорожат своими уникальными корпоративными ценностями и атмосферой.

Основные типы кадровой политики

По стилю руководства и осознанности подхода к управлению персоналом выделяют следующие типы кадровой политики:

  1. Активная кадровая политика

Руководство и отдел персонала разрабатывают кадровые программы, следят за их реализацией и вносят коррективы в случае необходимости, принимают антикризисные меры. Этапом планирования кадровая политика не ограничивается: на работу с персоналом выделяют деньги.

Активная кадровая политика характерна для клиентоориентированных компаний с высоким уровнем сервиса, высокими требованиями к персоналу.  

Есть два подвида активной кадровой политики:

  • Рациональная кадровая политика

Осознанный подход руководства к кадровым вопросам. Есть обоснованный прогноз развития персонала: в нескольких вариантах, на краткосрочный и долгосрочный периоды. Разработаны механизмы влияния на ситуацию.

В целом это один из самых эффективных типов кадровой политики. Руководство держит руку на пульсе, а сотрудники могут рассчитывать на карьерный рост и развитие. Но без четкого донесения до персонала того, что от него требуются, принимаемые меры не всегда эффективны. Чрезмерная активность в кадровых вопросах может нарушить баланс: обилие мероприятий для персонала мешает его продуктивной работе.

  • Авантюристическая кадровая политика

Руководство не понимает, почему ситуация складывается определенным образом, но пытается влиять на ситуацию: часто интуитивно, не аргументировано, без четкого алгоритма. У отдела персонала есть план мероприятий, но не предусмотрены варианты в случае неожиданных изменений.

Политика эффективна, если интуитивный расчет оказывается верным, а ситуация на рынке – стабильной. Но при появлении непредусмотренных факторов возможны проблемы из-за недостаточной гибкости и плохой адаптации к переменам.

Пример: на рынке появился новый продукт, но не запланировано и не проведено своевременное обучение персонала – в итоге компания становится неконкурентоспособной.

  1. Пассивная кадровая политика

Политика «невмешательства». Нет четкого плана развития, нет анализа причин сложившейся ситуации и недовольства персонала. Руководитель вмешивается только чтобы погасить острые конфликты, назначить дисциплинарные взыскания, уволить. Кадровая служба или отсутствует или работает без прогнозирования, без качественных методов оценки персонала. Пассивная политика характерна для мелких компаний с небольшим штатом или фирм на грани закрытия.

Такой вид кадровой политики является наименее эффективным: хаос, текучка кадров. Вовремя не выявленный конфликт может перерасти в «офисную войну» между сотрудниками или между персоналом и руководством, когда приказы директора молча саботируются. Потребность в кадрах вовремя не выявляют: нередки ситуации, когда сотрудники, перегруженные обязанностями, не выдерживают и уходят, после чего нужно в экстренном режиме искать специалиста.

  1. Реактивная кадровая политика

Руководство отслеживает текущую ситуацию, но в основном в плане выявления негативных моментов: чем недовольны сотрудники, есть ли конфликты между ними, почему снижается мотивация. Разрабатываются меры по ликвидации этих ситуаций и предотвращению их повторения. В отличие от пассивной политики, руководство заинтересовано в том, чтобы понять причины сложившейся ситуации, но работу проводит по факту. Нет системы планирования.

Хорошая реакция на кризисные ситуации помогает эффективно с ними справляться. Но подход «проблемы решаются по мере их возникновения» не решает задачи по развитию персонала. Повышение квалификации, обучение сотрудников никто не планирует, как следствие компания стоит на месте, проигрывает конкурентам в плане квалификации своего персонала, теряет клиентов. Такой подход неэффективен на долгосрочную перспективу.

Превентивная кадровая политика

Работа на опережение. Отдел персонала пытается предусмотреть все будущие проблемы с кадрами, строит планы развития на долгосрочный период.

Акцент на предвидение может помешать решать текущие, срочные проблемы.

Заключение

Независимо от типа кадровой политики организации, ее принципы должны быть прозрачны и понятны персоналу. Хорошо, когда они имеют выражение в документах:

  • правила внутреннего распорядка;
  • должностные инструкции;
  • коллективный договор;
  • корпоративный кодекс.

Все рассмотренные типы кадровой политики различаются по степени влияния руководства на ситуацию с персоналом. Чтобы выдержать конкурентную борьбу и сохранить в штате квалифицированных сотрудников, компании стоит придерживаться активной кадровой политики, при этом понимая необходимость смены курса в случае изменений на рынке или в трудовом законодательстве.

Обязанности маркетолога: что можно требовать от такого сотрудника

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.