Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Исключительное право: что о нем должен знать каждый предприниматель

15 октября 2019
37
Средний балл: 0 из 5
Исключительное право: что о нем должен знать каждый предприниматель

Субъекты бизнеса постоянно сталкиваются исключительными правами. Будь то защита товарного знака и иных средств индивидуализации компании, право использовать результат интеллектуального труда своих работников, регистрация патента на новое изобретение.

Любой бизнесмен должен понимать основы, правовую природу и специфику защиты исключительных прав. Обо всем этом, а также о том, что часто мы упускаем из виду в работе с исключительными правами, поговорим в настоящей статье.

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое исключительные права?
  • Что относится к объектам исключительных прав? Является ли этот перечень закрытым и исчерпывающим?
  • Каким средством индивидуализации пополнится перечень объектов исключительных прав с 2020 года?
  • В каким ситуациях бизнесмен чаще всего сталкивается с применением исключительных прав?
  • Зачем нужно регистрировать товарный знак и патент на изобретения компании?
  • Принадлежат ли компании автоматически права на все произведения, которые создают их работники?
  • Какую роль играют нематериальные активы в обеспечении безопасности бизнеса?

Что такое исключительное право

Исключительное право (далее по тексту – ИП) – это базовое право собственности, которое защищает результаты интеллектуального труда или средства индивидуализации. По сути это целый имущественный комплекс, который может принадлежать как физическому лицу, так и юридическому, а также группе лиц. А прибыль от использования объекта ИП, как правило, распределятся поровну между несколькими правообладателями (но они могут в договорном порядке предусмотреть распределение и в других долях).

Еще одной характерной чертой исключительного права является ограниченный срок его действия.

Так, на товарный знак право действует 10 лет, на изобретение – 20, а на промышленный образец – только 5.

Исключительные права допускается передавать другим лицам по авторскому договору об уступке прав или только в пользование по лицензионному договору. Также они относятся к наследственной массе и могут передаваться по наследству.

Резюмируем, что ИП является имущественным правом, хотя и отличается от традиционных прав собственности на материальные вещи. То есть оно отчуждаемо, передаваемо другим лицам, вполне обособляется от личности автора или другого правообладателя.

Сейчас в Государственной Думе находится законопроект о долях в исключительном праве. Если данные поправки в ГК РФ будут приняты, то в скором будущем исключительные права можно будет дробить на доли, и продавать их таким же образом, как доли общества. Планируется, что поправки вступят в силу уже в 2020 году.

Объекты исключительного права

Перечень видов объектов ИП, которые указаны в гражданском законе, следует считать исчерпывающим, хоть и не закрытым. Сегодня многие сферы жизни стремительно меняются, и могут появляться новые охраняемые объекты исключительных прав. Но чтобы их считать таковыми, они обязательно должны быть названы в законе.

Согласно действующему законодательству (п. 1 ст. 1225 ГК РФ), интеллектуальной собственностью являются:

  • Результаты интеллектуальной деятельности (авторского труда);
  • Приравненные к ним средства индивидуализации / персонификации.

Охране подлежит исключительное право на такие результаты интеллектуальной деятельности, как

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для ЭВМ;
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. вещание организаций эфирного или кабельного вещания;
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);

Объектами исключительных прав являются следующие средства индивидуализации

  1. фирменные наименования;
  2. товарные знаки и знаки обслуживания;
  3. наименования мест происхождения товаров;
  4. коммерческие обозначения.

С 27.07.2020г. перечень средств индивидуализации дополняется еще одним объектом – «географическое указание».

 Что будет пониматься под этим термином: географическое указание - это обозначение, которое дает произведенному на определенной территории товару особое качество, репутацию или другие характеристики. При этом на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик.

К примеру, потребитель проникается доверием к товару, если на нем стоят такие географические указания: «грузинское вино», «вологодское маслоо», «тульский пряник» и т.д.

В каких случаях бизнесмен сталкивается применением исключительных прав

Перечислим самые распространенные обстоятельства, в которых компания непосредственно столкнется с регистрацией, использованием или защитой исключительных прав.

  • Необходимость закрепления за субъектом бизнеса своего бренда, логотипа, слогана, торговой марки. Все эти понятия можно собрать в одно – «товарный знак». По сути, это лицо компании, товарный знак размещается на упаковках товара, используется во всех видах рекламы от билбордов до баннеров в Интернете. Так продавец индивидуализирует свой товар, выделяет его из однородной продукции, создает яркое впечатление у потребителей, таким образом, стимулирует спрос. Право на товарный знак должно быть зарегистрировано в Роспатенте, чтобы находиться под защитой закона.
  • Использование объектов авторского права таких, как сайт компании, рекламные материалы, видеоролики, фотографии, копирайт и прочее. Эти объекты и их отчуждение не требуют регистрации в Роспатенте, но компании рекомендуется позаботиться о приобретении исключительных прав у автора произведения. Переход прав осуществляется по простому письменному договору об отчуждении (уступке) исключительных прав (как минимум, должна быть специальная оговорка в трудовом договоре). Если этим пренебречь, автор может потребовать компенсацию за использование его работы или передать конкуренту. И компания понесет серьезные финансовые потери.

Распространенная ошибка работодателей — полагать, что раз они платят зарплату, а дизайнер или копирайтер работает в штате, то права на все произведения автоматически принадлежат компании. Как показывается судебная практика, закон чаще всего на стороне автора.

  • Регистрация и использование других объектов патентных прав, к примеру, изобретений, промышленных моделей и образцов. К ним относятся любые виды собственных разработок компании: уникальная упаковка, методы производства, конструктив оборудования. Регистрация также проводится в Роспатенте и срок исключительных прав составляет 2 года.
  • Защита секрета производства. Ноу-хау (секреты производства) – это уникальные рецептуры и другие индивидуальные элементы, которые делают бизнес особенным, и их необходимо сохранить в коммерческой тайне. Многие государства имеют закон, согласно которому присвоение коммерческой тайны является преступлением и влечет наказание вплоть до лишения свободы. В России, конечно, нет таких строгих норм, но нужно быть внимательнее с информацией, от которой зависит экономическая прибыль и репутация компании.

Итак, надлежащее оформление исключительных прав, в том числе государственная регистрация в Роспатенте – это ключевой элемент обеспечения безопасности вашей коммерческой деятельности, экономической стабильности и развития бизнеса. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать как юридическому лицу, так и физическому, то есть индивидуальному предпринимателю, за некоторыми исключениями. Например, фирменное наименование как средство индивидуализации может зарегистрировать только компания, но не ИП.

Обязанности маркетолога: что можно требовать от такого сотрудника

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×

Подтвердите свободный доступ и читайте без ограничений все статьи главного издания для руководителей - «Генеральный Директор».

Предложение действует 1 час. Подтвердите свой 3-х дневный доступ и используйте идеи для развития вашего бизнеса. 

0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
0 5 4 3 2 1 0
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Подтвердить доступ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.