Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Товарный знак как средство защиты вашего бизнеса

19 ноября 2019
40
Средний балл: 5 из 5
Что такое товарный знак: примеры

Мы привыкли не заострять на этом внимание, но товарные знаки окружают нас повсюду: на упаковках продукции, в интернете, на вывесках, в документах, на нашей одежде. Чаще всего это изображение, однако, есть и иные виды. 


Вы узнаете:

  • Что такое товарный знак и для каких целей он нужен.
  • Какие виды товарных знаков существуют.
  • Что означают отметки R, ТМ, C.
  • На чье имя может быть зарегистрирован товарный знак.
  • Какова общая процедура государственной регистрации.

Эти документы будут вам полезны:

Товарный знак: что это такое и зачем он нужен

Сегодня общеупотребимыми стали термины «бренд», «логотип», «товарная марка», и уже сложно представить себе компанию, которая работала бы без своего лого на упаковке или имела домен в интернете, не схожий словесно с названием бренда.

Но все эти термины легко объединить понятием «товарный знак». Он представляет собой средство индивидуализации, которое требует государственной регистрации в Роспатенте.

Одним словом, товарный знак – это «визитная карточка» компании или определенного продукта, словесное или графическое обозначение, которое служит для выделения его из группы аналогичных товаров.

Товарный знак должен быть уникальным, четким, понятым потребителю и желательно запоминающимся: тогда он сможет отвечать своим главным целям. Но с маркетинговой точки зрения попасть во все перечисленные критерии не так просто.

Итак, для каких целей создают товарный знак:

  • узнаваемость на рынке,
  • выделение продукта или услуги из группы аналогичных и здоровое участие в конкурентной борьбе,
  • ориентирование покупателя на некий стандарт качества, 
  • создание нематериальных активов компании, возможность в будущем распоряжаться исключительным правом на товарный знак (франчайзинг или продажа ТЗ третьим лицам).

Обратите внимание, что зарегистрирован товарный знак может быть на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, то есть только субъекта бизнеса. В зависимости от количества лиц, имеющих право на пользование товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки.

Как действовать, если ваш товарный знак украли

Законодательство предусматривает возможности правомерного использования чужого товарного знака. Например, Вы можете использовать франчайзинг или получить согласие на регистрацию сходного товарного знака, обратившись к правообладателю с письменным запросом.

Однако недобросовестные предприниматели предпочитают действовать в обход законных способов. В статье электронного журнала «Генеральный Директор» приведена подробная инструкция, что делать в такой ситуации.

Смотреть инструкцию

Виды товарных знаков

Виды товарных знаков

В статье 1482 ГК РФ сказано, что товарные знаки - это словесные, изобразительные, объемные (3D) и другие обозначения или их комбинации.

При этом правовая защита распространяется и на цветовые решения средства индивидуализации. 

Разберем на примерах, что из себя представляет каждый из перечисленных видов товарного знака.

Словесный товарный знак

Это может быть отдельное слово, словосочетание или короткая фраза. Слова, в свою очередь, могут быть существующими и неологизмами, названиями и аббревиатурами. Регистрируются только буквенные символы без применения графики. Часто словесный товарный знак связан с названием компании-правовладельца, он может воспроизводить его полностью или частично.

Примеры: ТНТ, Facebook, Instagram, Yandex, Google, Сбербанк и и т.д.

Кроме того, товарный знак может быть зарегистрирован на определённую линейку, категорию товара и не иметь очевидной связи с названием фирмы. Например, «Активиа», «Доктор Мом» и так далее.

Как словесные товарные знаки регистрируются также слоганы компании: «Connecting people» - Nokia, «Just do it» - Nike, «Think Different» - Apple, «Тает во рту, а не в руках» - M&M’s.

Изобразительный товарный знак

Это графическое обозначение в виде значка товарного знака, любое изображение, орнамент, символ. Изобразительный товарный знак (эмблема) может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, в определенном соотношении (комбинации) цветов. 

В России это самый регистрируемый вид ТЗ, его действительно удобно наносить на упаковку товара, использовать в различной рекламе. Изобразительный товарный знак легко запоминается, потому что у большинства людей лучше развито именно визуальное восприятие.

В качестве изобразительного товарного знака может быть зарегистрирован логотип, то есть текст, выполненный в оригинальной графической манере.

Примеры изобразительных товарных знаков:

Товарный знак Apple

Apple 

Товарный знак Shell

Shell (автозаправки)

Товарный знак ГазПром

ГазПром

Товарный знак Альфа-Банка

Альфа-Банк

Объемный товарный знак

По сути, это 3D-изображение знака, оно регистрируется как соотношение в трех измерениях: по длине, высоте и ширине. Объемным ТЗ может быть либо оригинальная форма самого изделия (капсулы лекарственного средства, мыло, свечи, фурнитура и т.д.), либо упаковка товара (бутылка, флакон, упаковка Tetra-Pak). Важно, чтобы объемный товарный знак был оригинальной, необычной формы, имел уникальный внешний вид. Невозможно зарегистрировать общеизвестный предмет как собственный ТЗ. 

В качестве распространенного примера можно привести упаковку косметических средств, туалетной воды:

Товарный знак NinaRicci

Туалетная вода Nina Ricci

Товарный знак CocaCola

Бутылка Coca Cola

Комбинированный товарный знак

Этот ТЗ может включать все вышеперечисленные элементы: слова, изображения, определенную цветовую комбинацию. 

Товарный знак Царь-Булка

Сеть булочных 

Товарный знак CocaCola

Газированный напиток

Товарный знак Starbucks

Сеть кофеин

Товарный знак Lays

Снеки, чипсы (продукты питания)

Подобные сочетания обычно несут смысловую нагрузку, элементы логично дополняют друг друга и вызывают у потребителя устойчивую ассоциацию с продуктом. Комбинированные ТЗ наносят на упаковку товара, этикетки, наружные вывески и активно используют в различной рекламе. 

Это неограниченный перечень видов товарных знаков. Широко распространены также звуковые товарные знаки. Чаще всего это мелодии телеканалов и радиостанций, музыкальные заставки в рекламе («I'm Lovin' it» - Макдональдс), шумовые эффекты (щелчок зажигалки у фирмы Zippo).

В меньшей мере используются в России, но могут быть зарегистрированы световые (различные свето-эффекты) и обонятельные товарные знаки (запах товара или его упаковки).

Рассказываем, что делать, если к вам обратилась компания, которая зарегистрировала такой же товарный знак »

Что означают отметки R, ТМ, C

Отметки R, ТМ, C являются предупредительными, обычно их размещают на упаковке товара, рекламных печатных материалах (буклетах, брошюрах, баннерах) рядом с товарным знаком.

Виды товарных знаков

Как этом может выглядеть: 

Товарный знак WiFi ZoneТоварный знак Алга Товарный знак Nestle

Разберемся, что означает каждая из них:

  • R или ® (от английского термина «registered» - зарегистрировано) ставится рядом с товарным знаком в подтверждение, что он зарегистрирован в соответствии с законом и охраняется на территории России.
  • ТМ (от английского «trade mark») - значок товарного знака обычно используют в случаях, когда обозначение передано на государственную регистрацию, но свидетельство пока не получено, то есть правовая охрана ТЗ временно отсутствует.
  • С или © (от английского «copyrigh» - авторское право) чаще всего это обозначение используется при размещении какой-либо информации в интернете, либо на материальных носителях произведений (фильмы, компьютерные программы, книги) и означает, что объект защищен законом об авторском праве.

Обязательно ли включать эти отметки в товарный знак и что грозит за незаконное их размещение

Включение отметок в изображение товарного знака является добровольным, если обозначение зарегистрировано в Роспатенте, оно и так будет охраняться законом. 

Но знак зарегистрированного товарного знака R все равно часто наносят рядом, потому что:

  • такая продукция вызывает больше доверия у потребителей;
  • это предупреждает потенциальных нарушителей о правах компании на товарный знак. 

Обратите внимание, что размещение отметки R на товарном знаке, который не зарегистрирован в Роспатенте, противозаконно. Это является актом недобросовестной конкуренции и грозит административным штрафом со стороны Федеральной антимонопольной службы. 

Если же компания использовала предупредительную маркировку в отношении незарегистрированного товарного знака неоднократно, и это привело третьих лиц к крупному ущербу (более 250 тысяч рублей), то речь идет уже об уголовной ответственности. Поэтому будьте внимательней при оформлении упаковки товара и составлении рекламы.

Правовая защита товарного знака: что делать, если Роспатент не помогает »

Процедура регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака

Разберём поэтапно, ка зарегистрировать товарный знак, чтобы обеспечить его правовую охрану.

Документы на регистрацию заявитель (юрлицо или ИП) подает в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). По результатам рассмотрения госорган выдает свидетельство на товарный знак. 

Этап 1. Составление заявки

Заявка заполняется на каждый ТЗ отдельно, по установленной форме. К не й дополнительно должны быть приложены документы (доверенность на поверенного или согласие на обработку персональных данных заявителя, перевод документов на иностранном языке и т.д.).

Форму заявления, как и образец заполнения можно найти на официальном сайте Роспатента.

Этап 2. Оплата госпошлины за регистрацию заявки и проведение экспертизы

Документ об оплате пошлины рекомендуется предоставлять в Роспатент вместе с заявкой на товарный знак. Размеры пошлин для такого случая можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Этап 3. Передача заявки в Роспатент

Подача документов возможна как лично, так и через патентного поверенного или иного представителя по доверенности. Представить заявку можно:

  • в орган Роспатента;
  • по почте или факсу;
  • через официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности;
  • через единый портал госуслуг.

Этап 4. Проведение экспертизы

Роспатент проводит две экспертизы: формальную (на соответствие представленных документов требованиям закона) – около 1 месяца, и детальную (на предмет нарушения заявленного обозначения прав и интересов третьих лиц, включая иных правообладателей).

Кейс по доработке товарного знака:

Этап 5. Одобрение Роспатентом и оплата госпошлины за регистрацию товарного знака

Если заявка оформлена верно, и у госоргана не возникает вопросов к представленным документам и самому обозначению, то он дает свое одобрение, регистрирует заявку. 

После чего заявитель должен оплатить еще одну пошлину -  за регистрацию самого ТЗ.

Этап 6. Регистрация товарного знака

С момента оплаты второй госпошлины Роспатент в течение месяца проводит регистрацию обозначения в Государственном реестре товарных знаков и еще в течение месяца выдает свидетельство заявителю.

Как видим, процедура довольно сложная и длительная по времени, поэтому лучше обратиться к опытным патентным поверенным. Но есть и плюсы -  свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет, а это значит, что вы надолго освободитесь от этой трудоемкой процедуры.

Если вы планируете выйти на международный рынок, то вам нужно также пройти и международную регистрацию товарного знака »

Заключение

Сегодня товарные знаки рассматриваются как инструмент связи между потребителем и субъектом бизнеса, они укрепляют ассоциации с определенным продуктом, повышают его узнаваемость на рынке и степень доверия покупателей. Государственная регистрация товарных знаков необходима, прежде всего, как мера безопасности от недобросовестной конкуренции и контрафакта. Зарабатывая кропотливым трудом признание и потребительскую любовь, совсем не хочется нести потери из-за того, что кто-то из конкурентов скопирует ваш товарный знак.

Товарный знак как средство защиты вашего бизнеса

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.