Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Как составить финансовый план организации

27 ноября 2019
79
Средний балл: 5 из 5
План финансовой деятельности предприятия: образец, как его составить

Финансовый план – это прогноз развития компании на определенный период. Его цель – понять, будет ли организация эффективно и бесперебойно функционировать в заданных условиях.


Вы узнаете:

  • Для чего нужно финансово-экономическое планирование на предприятии.
  • Какие существуют виды финансовых планов.
  • Как разработать финансовый план.

С глобальной точки зрения финансовый план предприятия – это план развития и корректировки различных финансовых показателей с целью обеспечить финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. В плане содержится оптимальное соотношение показателей, позволяющее достичь наибольшей эффективности от деятельности фирмы.

Цели финансового планирования

Главная цель – обеспечение финансовых возможностей и бесперебойной работы компании в соответствии с глобальной стратегией развития. При детальном подходе можно выделить несколько других целей:

  • Планирование финансовых потоков от различных видов деятельности и контроль кассовых разрывов.
  • Анализ эффективности использования средств компании.
  • Выбор оптимального объекта для вложения капитала.

План «Б»: что предпринять, если у компании нет денег

Узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор» алгоритм из 8 шагов на случай, если компания столкнулась с кассовым разрывом.

Смотреть алгоритм

Виды финансовых планов

Для классификации финансовых планов предприятия можно использовать множество критериев. Среди главных:

  • Срок планирования. Краткосрочные планы разрабатываются на год. Период планирования среднесрочных – от года до трех. Планы, разрабатываемые на отдаленную перспективу, относятся к долгосрочным.
  • Тип организации – коммерческая, некоммерческая, либо получающая финансирование из бюджета.
  • По охвату процессов планы делятся на основные и вспомогательные. В основном плане содержится информация по главным и общим показателям. Во вспомогательных расписывается весь процесс достижения каждого отдельного показателя.
  • Цель составления финансового плана предприятия.
  • Стадия жизненного цикла компании.

Самая известная классификация – по стадиям жизненного цикла. Финансовые планы предприятия бывают:

  • Организационные - это часть бизнес-плана компании, аккумулирующая все, что нужно сделать для создания и развития бизнес-проекта. 
  • Операционные планы - в них прописывают текущие операции, которые необходимо выполнять ежедневно для удовлетворения всех потребностей потребителей. 
  • Антикризисные планы – их создают для оптимизации работы предприятия в сложных условиях.
  • Объединительные планы - разрабатываются при необходимости синтезировать показатели подразделений одной фирмы или нескольких организаций.
  • Разделительные - необходимы при создании дочерних предприятий, отделов и т.д.
  • Ликвидационные планы - разрабатывают, если нужно избавиться от каких-то отделов, подразделений, производства низкорентабельных товаров или ликвидировать организацию в целом.

Финансовый план: этапы разработки

Создание финансово-экономического плана предприятия, независимо от того, с какой целью он разрабатывается, состоит из нескольких последовательных этапов. Рассмотрим их подробнее.

Ретроспективный анализ

Изучение отраслевых и ретроспективных показателей – это база, лежащая в основе процесса планирования. На этом этапе оценивается текущее положение дел в компании и уточняется, какие факторы на него повлияли. Анализ ретроспективных данных позволяет судить о тенденциях изменения показателей и коэффициентов, что позволяет наметить отправные точки для дальнейшего финансового планирования.

Ретроспективный анализ проводится на основе следующих документов:

  • Бухгалтерский баланс, составленный по форме №1.
  • Отчет о финансовых результатах, составленный по форме №2.
  • Отчет о движении денежных средств, составленный по форме №4. 

В процессе анализа нужно рассчитать показатели эффективности компании: прибыльность, платежеспособность, сумму затрат и реализованной продукции.

При составлении финансового плана обычно анализируют отчетность за несколько лет. Наименьший срок – два года, оптимальный – 5 лет и более. Если же компания присутствует на рынке совсем недолго, можно изучить статистику по отрасли и основные данные по конкурентам.

Поиск главных показателей

Проведя ретроспективный анализ, мы можем увидеть состояние фирмы на сегодня и наметить цели плана. Полный перечень целей и показателей каждая компания определяет для себя индивидуально. Есть несколько основных показателей, которые необходимо рассчитать в любом случае:

  • Выручка от реализации продукции, работ, услуг.
  • Величина продаж.
  • Рентабельность производства, продаж, активов.
  • Себестоимость продукции.
  • Срок оборачиваемости задолженности (как кредиторской, так и дебиторской), а также запасов.
  • Коэффициент текущей ликвидности, показывающий, может ли компания погашать свои текущие обязательства за счет оборотных активов, не прибегая к другим источникам.
  • Коэффициент быстрой ликвидности, показывающий возможность погашения текущих обязательств с помощью реализации наиболее ликвидных активов.
  • Коэффициент абсолютной ликвидности, с помощью которого можно оценить способность предприятия рассчитываться по краткосрочным обязательствам с помощью наличных денег, финансов на расчетных средствах и краткосрочных вложений.

Большинство показателей имеют установленные нормативные значения. Однако при расчете необходимо учитывать не только нормативы и особенности конкретной отрасли, но и стадию, на которой находится компания. К примеру, нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в диапазоне 0,2-0,5. При этом если фирма к настоящему моменту переживает активный рост, значение ниже 0,2 также допустимо. На этой стадии важно обеспечить и поддерживать определенную величину запасов.

Расчет доходов и расходов

На этом этапе составляется «прогнозный отчет» о прибылях и убытках. По всем доходам и расходам дается детальная динамика роста или падения доходов, выручки, реализации. Доходы и расходы компании лучше планировать на краткосрочную перспективу – месяц, максимум квартал. По итогам периода делают выводы, вносят исправления, после чего составляют план на следующий период. 

Главная цель каждой компании – рост чистой прибыли, которую предприятие может расходовать по своему усмотрению и даже направить на дальнейшее развитие. Увеличить прибыль можно различными способами:

  • Снизить расходы на себестоимость продукции.
  • Сократить административные затраты.
  • Увеличить выручку.

Также возможны поступления от инвестиционной и иной деятельности. Ретроспективный анализ позволит оценить, что оказывало наибольшее влияние на рост чистой прибыли в предыдущих периодах, и сделать прогноз на будущее.

План поступлений и затрат

На этом этапе прогнозируется поступление и расход финансов по кассе и расчетным счетам компании. Здесь всегда возможны корректировки. Так, отдельным клиентам может предоставляться отсрочка платежа, из-за чего выручка и платежи за конкретный период не совпадут. Отсрочкой перед кредиторами может воспользоваться и сама компания, что также приведет к несовпадению сумм.

Прогнозирование платежей на период позволит свести к минимуму риски возникновения кассовых разрывов. Напомним, что кассовый разрыв – это ситуация, когда приход и остаток на начало периода - меньше расхода за текущий период. 

✪ Читайте также: Анализ финансового плана организации: основные методы и особенности применяемых коэффициентов »

Пример составления финансового плана

Рассмотрим упрощенный пример составления финансового плана организации. Компания разрабатывает онлайн-проект любой направленности, имеет собственную клиентуру. Наша задача – составить финансовый план ее развития. План можно сделать в виде обычной таблицы Excel.

Так как бизнес только начинается, ретроспективный анализ не проводим. Взамен рассчитываем расходы, которые компания понесет в рамках подготовительных мероприятий. Все цифры примерные.

  • Юридическое оформление – 30000 рубрей.
  • Закупка оборудования – 100000 рублей.
  • Создание сайта и затраты на рекламу – 100000 рублей.
  • Прочие затраты – 50000 рублей.

Итого нам понадобится 280 тысяч рублей.

На следующем этапе мы ищем источники покрытия расходов. Таковыми могут быть:

  • Собственные активы.
  • Средства сторонних инвесторов или партнеров.
  • Банковские кредиты.
  • Поддержка государства и иные источники финансирования.

Оптимально – погасить все затраты за счет собственных денежных средств. С инвесторами и банками впоследствии придется рассчитываться. Допустим, мы погасили все затраты, и никому ничего не должны. Переходим к плану расходов и доходов, чтобы понять, насколько рентабельным является проект.

Расходы на год:

  • Заработные платы и налоги: 200000 * 12 = 2400000 рублей.
  • Расходы на аренду, оплату коммунальных платежей и прочие сопутствующие платежи: 40000 * 12 = 480000 рублей.
  • Управленческие расходы и оплата приходящего бухгалтера: 30000 * 12 = 360000 рублей.
  • Прочие расходы: 20000 * 12 = 240000 рублей.

Итого: 3480000 рублей.

Планируем доходы:

Доход от основной деятельности компании: 700000 * 12 = 8400000 рублей.

Доход от прочей деятельности: 100000 * 12 = 1200000 руолей.

Итого: 9600000 рублей.

Некоторые данные можно взять из маркетингового плана – например, стоимость услуг, объем продаж. Это позволит правильно рассчитать возможные доходы и расходы. 

По этому образцу финансового плана можно сделать вывод, что предприятие вполне рентабельно. Его прибыль до налогообложения составит 9600000 (общий доход) – 3480000 (расход за год) – 280000 (затраты на реализацию проекта) = 5840000 рублей. Чистую прибыль, которая останется после уплаты всех налогов и прочих расходов, можно направить на расширение компании, закупку нового оборудования, открытие дополнительного офиса, привлечение целевой аудитории и т.д. 

Как составить финансовый план организации

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.