Горячая линия: 8-800-511-46-74

Генеральный директор

Фокус-группа как метод исследования: взглянуть на продукт глазами клиентов

29 ноября 2019
40
Средний балл: 5 из 5
Исследования фокус-группы

Получить уникальные данные и изучить восприятие покупателями вашего продукта или услуги помогает фокус группа. Подробнее об этом методе исследования читайте в статье.


Вы узнаете

  • В чем суть метода фокус-групп.
  • Где применяется данный метод.
  • Какие существуют виды фокус-групп.
  • В чем преимущества использования фокус-групп.

Что собой представляет метод фокус-групп

Исследование фокус группы представляет собой коммуникацию со специально подобранными участниками. Разговор с респондентами ведут профессиональные исследователи. Беседа должна идти в комфортной и благоприятной атмосфере. Это позволяет глубоко изучить мнения респондентов, понять скрытые причины принятия тех или иных решений.

Основной принцип сценария фокус группы – «прямая воронка». Принцип прямой воронки подразумевает собой переход от общих вопросов к частным. В начале разговора участникам предстоит рассказать свои впечатления о выбранном предмете или продукте. После этого респондентам задают наводящие вопросы. Они позволяют выявить дополнительные детали, имеющие важность для заказчика или модератора.

Важный нюанс – исследователь не должен соблюдать четкую последовательность и формулировку вопросов. Модератор должен ориентироваться в сценарии и быстро менять вопросы в зависимости от ответов участников. 

При разговоре на заранее продуманную тему важно остановиться на моментах, которые не были учтены заказчиком или модератором. Это позволит вывести анализ предмета исследования на следующий уровень.

5 идей по изучению поведения потребителей

Хотите узнать, что люди думают о вашем продукте или рекламе на самом деле? Теперь можно получить максимально точный ответ на этот вопрос. Узнайте 5 идей, как это сделать, из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать 5 идей

Пример использования фокус-группы

Фокус-интервью имеет большой спектр использования. Метод фокус-групп позволяет решать различные задачи и исследовать разные виды продуктов. Примеры использования фокус групп:

  • Изучение потребительской реакции.
  • Анализ мнения потребителей о компании, продукции и конкурентах.
  • Тестирование продукции, новой упаковки, рекламы и т.д.
  • Проработки избирательной кампании или партии.
  • Совершенствование метода для улучшения результатов исследования.

Преимущества метода фокус-групп

Проведение фокус групп имеет следующие преимущества:

  • Формирование динамики респондентов. Один участник начинает беседу, другой подхватывает тему и развивает мысль, дополняет ее своими знаниями и опытом, выводит исследование на новый уровень. Такой результат невозможно достичь другими методами. 
  • Стремление к разговору. Если исследователь сможет создать комфортную обстановку, респонденты будут сами желать поделиться своими эмоциями, впечатлениями, собственным опытом и мнением.
  • Внутренняя безопасность респондентов. В связи с тем, что разговор происходит в группе, у участников не возникает ощущения, что они на экзамене. Они осознают, что могут детально говорить только на такие темы, которые им комфортны.
  • Многообразие информации. Фокус группа как метод исследования позволяет получить различные мнения и опыт от разных респондентов.
  • Прямой контакт. В процессе разговора модератор имеет прямой контакт с участниками. Он может детально изучить их проблемы, эмоции, мнения и чувства.
  • Гибкость метода. В процессе беседы исследователь может в любой момент остановиться на интересных темах и подробно их рассмотреть. Не важно, какой план был предусмотрен изначально. Метод позволяет в любой момент менять сценарий разговора.
  • Свободная форма беседы. Участники могут использовать при разговоре любую лексику и интонацию. Это позволяет модератору определить, что для участника является приоритетным, а что уходит на второй план.
  • Оперативный результат. Метод позволяет быстро собирать и анализировать данные проведенного исследования.
  • Использование проективных методик. В процессе исследования модератор может применять их, чтобы детально изучить интересные темы, выявить скрытые моменты и освободить участников от логических рамок.

Виды фокус-групп

Существует множество видов фокус групп. Различаются они по 7 признакам. Рассмотрим их подробнее.

По количеству респондентов

  1. Стандартные группы (8-10 участников).
  2. Мини-группы (5-6 участников). Такой вид группы позволяет детально проанализировать мнения респондентов по главным вопросам беседы и сохранить динамику разговора.
  3. Peer-группы (2-4 респондента). Это переходная форма от персонального интервью к групповой беседе. Она позволяет изучить поведение членов семьи, бизнес-партнеров и других людей, принимающих общие решения.

По принципу работы исследователя

  1. Стандартные группы. Исследователь формирует комфортную приятную обстановку. Он проявляет внимание к каждому респонденту и к каждому их высказыванию. Модератор не допускает возникновения споров, столкновения интересов. Он разрешает выговориться по теме каждому участнику беседы.
  2. Жесткие группы. Такой формат подразумевает собой диалог в авторитарном режиме. Модератору разрешено оказывать на респондентов давление, провоцировать споры и вызывать участников на конфликт. Это позволяет проанализировать устойчивость их позиции, выявить глубокие детали и раскрыть противоречия в ответах участников. Такой формат используется в ситуациях, когда заказчик исследования хорошо знаком с темой разговора.

По продолжительности исследования

  1. Стандартные фокус группы (1-2 часа). В процессе такого исследования происходит знакомство с респондентами, обсуждение продукции, высказывание опыта.
  2. Короткие фокус группы (менее часа). Такой формат позволяет решить определенный круг задач и обсудить ограниченный список тем.
  3. Расширенные фокус группы (2-4 часа). Такой формат проводится для обсуждения широкого спектра тем и решения множества задач. В таких исследованиях важно четко соблюдать продолжительность беседы, а также включать несколько перерывов.
  4. Группы с двумя сессиями. Такой формат подразумевает собой два разговора одной и той же группы через определенный промежуток времени. Зачастую после первой беседы респонденты получают товар для тестирования или определенное задание. Уже во время второго разговора они озвучивают свои мнения и предлагают идеи.

По количеству исследователей и их роли

  1. Стандартные группы, когда беседу ведет один исследователь.
  2. Группа с двумя общающимися исследователями. Первый модератор контролирует динамику разговора и участие каждого респондента. Второй модератор контролирует содержание разговора.
  3. Группа с двумя соперничающими исследователями. Два исследователя должны придерживаться разных позиций. Каждый из них должен направлять участников изучить предмет исследования с обеих позиций.
  4. Группы с участием заказчика. Заказчик должен вносить в разговор некоторые объяснения об объекте исследования и предоставлять ответы на вопросы респондентов.
  5. Группы без исследователя. Такие группы встречаются очень редко. Чаще можно встретить временное удаление исследователя из группы. Исследователь может на 15 минут покинуть группу и дать респондентам определенное задание. Например, он может попросить участников создать коллаж или сделать одного из участников модератором исследования.

По применению технических инструментов

  1. Стандартные группы. Группа подразумевает собой диалог за одним столом с участием профессионального исследователя. Через зеркало или видеотрансляцию за беседой постоянно следит заказчик.
  2. Телефонная конференция. Респонденты общаются с исследователем по телефону, скайпу и другим средствам связи.
  3. Группы двух сторон. Параллельный разговор двух участников.
  4. Творческие группы. Основная цель таких групп – поиск новых эмоций и разработка нового подхода к дальнейшей реализации продукции.

Фокус-группа как метод исследования: взглянуть на продукт глазами клиентов

logo
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать материал
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.