text
Генеральный директор

Важно признавать свои ошибки

  • 28 сентября 2013
  • 3055

Фото: SlouRew/Flickr

Станислав Шекшня Профессор школы управления INSEAD (Париж), партнер компании Ward Howell International


В основе ошибок, которые совершают руководители компаний в периоды кризиса, обычно лежат так называемые механизмы психологической защиты – стремление (чаще всего бессознательное) избавиться от психологического дискомфорта, вызванного кризисом. Другой тип ошибок связан со склонностью руководителей к бурной деятельности.

Первый вид типичных ошибок, совершаемых в период кризиса, связан с тем, что принято называть business as usual1: руководители продолжают использовать ту же модель управления, что существовала в докризисных условиях. Один из наших клиентов уверял нас и самого себя в ноябре 2008 года, что цена на нефть вернется к уровню 100 долл. США уже в январе 2009 года, и управлял своим бизнесом, исходя из этого предположения. Другая известная мне компания в октябре 2008 года увеличивала кредитный портфель и деятельно скупала активы за счет заемных средств. Никто из этих людей не был дураком, просто стремление к психологическому комфорту («Я знаю, что делаю, и все будет хорошо») подавило рациональное мышление, интеллект, не позволило им использовать свои знания. А важнейшая задача лидера в период кризиса как раз состоит в том, чтобы переосмыслить бизнес-среду и место компании в ней, скорректировать вчерашние представления и с учетом этого изменить управление бизнесом.

1Примерный перевод этого английского выражения – «бизнес как обычно», «бизнес по привычке». – Примеч. редакции.

 
 

Второй тип ошибок связан с присущим большинству руководителей стремлением к действию. При наступлении кризиса они начинают активно бороться с ним, не удосужившись сделать то, о чем сказано выше, – переосмыслить реальность. Часто в основе этой бурной деятельности лежит копирование действий других, не всегда уместное в ситуации, которая сложилась в конкретной компании. Одно дело, когда издержки на персонал на 20% сокращает крупная, существующая многие годы металлургическая компания, и совсем другое, когда это пытается делать небольшая молодая компания из сферы ритейла. Иногда возникают и конфузы. Например, один знакомый мне Генеральный Директор потратил много сил, чтобы заставить своих заместителей отказаться от персональных машин и водителей, и в итоге потерял двух ключевых менеджеров. Еще раз повторю: в кризис, как ни в какой другой ситуации, лидеру необходимо сохранять холодную голову и думать прежде, чем действовать.

Хотелось бы сказать еще об одной ошибке, последствия которой бывают очень болезненными. В кризис некоторые главы компаний теряют чувство справедливости и такта в отношении своих подчиненных. Это находит выражение в увольнениях или сокращении зарплат, лишении заработанных премий без объяснения причин, изменении условий труда, широком применении командно-силовых методов управления. Такие действия руководителя наносят людям глубокие раны, которые часто не заживают годами, снижая мотивацию сотрудников и подталкивая их к смене работы. В кризис как никогда закладывается репутация лидера, и пренебрежение к людям сказывается на ней исключительно негативно.

Как руководителю исправить ошибку, которую он совершил? Очень трудно дать универсальный ответ, есть ведь ошибки, которые полностью исправить нельзя, а есть недоразумения, для устранения которых достаточно короткого: «Прости, был неправ». Во-первых, в случае ошибки главным для руководителя должно стать не сохранение лица, а забота об интересах компании. Во-вторых, публичное признание ошибки часто решает 80% проблем по ее устранению. Услышав от руководителя, что принятое им решение было ошибочным, коллектив часто находит оригинальные решения для исправления негативных последствий. В-третьих, не переводите ответственность на стрелочника (исполнителя неверного решения) и не требуйте от него исправления ситуации – просто включите его в поиск правильного решения. В лучших компаниях мира анализ неудачных проектов и решений – это часть операционной рутины и одновременно важнейший источник организационного научения. Формы используются разные, но все их объединяет установка на поиск причин неудачи и устранение ошибки, а не наказание виновных. Я часто вспоминаю, как основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин в порыве эмоций принимал неоптимальные решения, потом азартно защищал их, но под давлением данных признавал их неправильными, публично объявлял об этом организации и начинал интенсивный поиск путей исправления ситуации. В этом умении лидера быть критичным и рациональным в отношении своих действий, на мой взгляд, состояло одно из конкурентных преимуществ раннего «Вымпелкома». Мне кажется, Зимин – прекрасный пример лидера, который многому научился на своих ошибках в разных сферах – и бизнес-стратегии, и маркетинга, и управления людьми.

Умение анализировать собственный опыт – как позитивный, так и негативный, делать выводы, становящиеся частью управленческого сознания, является важнейшим навыком современного руководителя. В чем-то это вопрос жизни и смерти: мало кому из СЕО прощают повторение одной и той же ошибки.

Справка


Станислав Шекшня занимается развитием лидерства и межкультурным менеджментом. Выступает персональным коучем владельцев бизнеса и высшего руководства компаний. В сфере управления – более десяти лет. Автор книг и статей, посвященных предпринимательству, лидерству, управлению людьми, в том числе бестселлера по менеджменту «Управление персоналом современной организации» (5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002) и книги «Новые лидеры российского бизнеса» (совместно с М. Кетсом де Врисом, К. Коротовым и Э. Флорент-Трейси. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.