Как узнать, что на самом деле происходит в компании

3918
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Рогожин Евгений
Генеральный Директор и владелец компании «ДезФарм», Дубна (Московская область)

Как выяснить, что думают о компании подчиненные

Как контролировать, чем занимаются сотрудники во время работы

С какими особенностями начальника подчиненные не хотят мириться

Представление о том, что думают и о чем говорят ваши подчиненные, поможет принимать верные управленческие решения. Чтобы контролировать работу сотрудников, я использую несколько методов.

Игры

В головном офисе регулярно провожу две игры для сотрудников, занятых сбытом (главное для нас направление). В одной игре участвует 30–40 человек.

«Таблица событий». Большой лист бумаги делится на две части: на одной фиксируются положительные изменения, произошедшие в компании в последнее время, на другой – отрицательные. Сотрудники записывают на клейких листках, что важного, на их взгляд, произошло, и приклеивают их на соответствующую половину листа.

«Светофор желаний». Сотрудники разбиваются на три-четыре команды. Каждая получает лист ватмана с нарисованным светофором. Задача – посовещавшись, приклеить листочки с описанием происходящих в компании изменений к одному из кружков светофора: красный цвет говорит о желании отменить что-то, желтый сигналит о том, что людей волнует и о чем они хотят получить больше информации, зеленый указывает на перемены, которые сотрудники одобряют или которых ждут. Когда работа в группах окончена, все оценивают результаты друг друга – приклеивая на чужие ватманы по одному листочку от себя в знак согласия.

В обеих играх сотрудники высказывают мнения анонимно, поэтому не боятся откровенно выразить их по самым разным вопросам – и рабочим, и бытовым. При помощи игр мы выяснили, например, что многим неудобно фиксированное время обеда, и отменили это правило. Еще один пример – продавцы хотели, чтобы у них было больше полномочий по предоставлению скидок и других преференций клиентам и не нужно было бы согласовывать каждый подобный шаг, вынуждая клиента ждать по нескольку дней. В итоге я собрал более детальные предложения и сформулировал новые правила работы с клиентами, давшие продавцам больше полномочий.

Видеокамеры

У нас в каждом офисе на видных местах висят камеры с микрофонами. Их устанавливали в рабочее время – все всё видели. В моем кабинете тоже висит камера, и мой старший партнер по бизнесу в любой момент может посмотреть, чем я занимаюсь. Я сам предложил ему это сделать – сотрудники должны знать, что я не ставлю себя в исключительное положение и моя работа тоже на виду.

После установки камер КПД сотрудников увеличился на 30%, валовый оборот стал расти на 5–6% в месяц, а вскоре – уже на 12–14%. Примерно раз в неделю я выделяю полтора часа, чтобы просмотреть записи. Выбираю какое-нибудь напряженное время, например 11 часов среды, и узнаю, что происходило в каждом кабинете. Иногда, особенно во время командировок, смотрю запись в реальном времени. Как-то, находясь в Китае, я увидел, что в самый разгар рабочего дня в офисе никого нет. Позвонил руководителю. Оказалось, что сам он на встрече, а сотрудники – кто где. Это притом, что у нас есть правило: более 60% персонала не может уходить из офиса одновременно. В другой раз я увидел, как двое сотрудников дерутся на шпагах... Подчиненные довольно скоро поняли, что Генеральный Директор всегда настороже, и стали очень дисциплинированными.

Кстати, первый год камеры были без микрофонов, и сотрудникам удавалось создать видимость работы. Когда наряду с видео появилась звукозапись, мне пришлось уволить семерых из 14 менеджеров. Помню случай, когда два менеджера, закрывшись в кабинете, сидели у компьютера, как напряженно работающие люди, а на самом деле скачивали из Интернета музыку и записывали ее на диск. Один топ-менеджер, в то время как в приемной его ждали посетители, часа два беседовал по рабочему телефону со своей родственницей из другого города.

Не буду скрывать: в ходе игр, о которых я рассказал, сотрудники плохо отзывались о камерах и просили их убрать. Однако в этом случае я своего решения не изменил – они, как камеры на дорогах, должны не нравиться, а вынуждать всех соблюдать правила дорожного движения.

Ящик для предложений

Такой ящик висит у нас недалеко от входа, где нет камер, охраны и кабинетов, уже лет десять. По опыту могу сказать: наши люди, пока не накипит, ничего в этот ящик кидать не станут. Поэтому я считаю хорошим знаком, если ящик пустует или в нем время от времени оказываются пустячные просьбы, например заменить в туалете обычную урну на урну с крышкой. Кроме того, все подчиненные знают мой электронный адрес и номер мобильного телефона.

Мониторинг отзывов в Сети

Я специально ищу отзывы клиентов и сотрудников о нашей компании. И не просто читаю их, а сам регистрируюсь на форумах, чтобы конструктивно отвечать на каждую претензию, признать ошибки, если они есть, оставить свои контактные данные для продолжения беседы. Например, летом я нашел отзывы о компании и о себе лично на сайте orabote.net. Ответил: «Спасибо большое. Всегда интересно читать правильную и справедливую критику. Зарплату пока задерживаем, мои извинения, надеюсь, к осени все наладим». И указал номер своего мобильного телефона.

Экспертное мнение

Евгений Иващенко, Независимый бизнес-консультант, Минск

В октябре я опросил рядовых работников (секретарей, рабочих, бухгалтеров) компаний разного профиля (производство, торговля и услуги), чтобы узнать причины их недовольства руководителями. Оказалось, что, независимо от сферы деятельности, сотрудников раздражают одни и те же особенности. Остановлюсь на самых популярных.

1-е место. Плохой характер. Почти все опрашиваемые работники на первое место вынесли личные отрицательные качества начальника – высокомерие, категоричность, несправедливость, бесчеловечность, склонность к садизму. Такой результат несложно объяснить – ведь руководящие посты у нас чаще всего занимают люди пробивные, властные, сильные, для которых не важны добросердечные отношения.

Что делать? Необходимость работать над собой – это не просто прихоть психологов. Если вы сможете избавиться от собственных недочетов, то облегчите себе жизнь и убедитесь, что позитивная атмосфера в компании улучшает и производительность труда. Первый шаг – посмотреть на себя со стороны и осознать свои недостатки.

2-е место. Невыполнение обязательств. Если вы хотите, чтобы ваши работники во всем вас поддерживали, они должны быть твердо уверены, что могут рассчитывать на обещанную зарплату к оговоренному числу. Невозможно требовать что-то от других (хорошо исполнять свои обязанности, не опаздывать, не тратить рабочее время на общение в социальных сетях, болтовню и чаепития), если сам не придерживаешься установленных правил.

Что делать? Надежность – черта хорошего лидера. Поэтому старайтесь держать слово: сказали, что зарплата выдается 15-го, значит, 15-го деньги должны быть перечислены. Пообещали премию и новую микроволновку – выдайте, купите. Нарушать подобные обещания приходится из-за того, что деньгами, предназначенными для зарплаты, затыкаются дыры в других сферах – рекламе, выплате кредитов. Чтобы такого не происходило, нужно сделать неприкасаемый денежный запас для выплат сотрудникам на пару месяцев вперед. Это деньги работников, а не ваши; смиритесь с этим и отдайте их спокойно и в срок.

3-е место. Незаинтересованность в мотивации сотрудников. Часто люди сами не понимают, почему трудятся плохо: вроде и работа нравится, и коллектив хороший, и начальник подходящий, и зарплату вовремя платят. Дело в том, что многие руководители строят работу по армейскому принципу «копать от забора до обеда». В ответ они, естественно, получают «солдат спит, служба идет». Какой смысл подчиненному работать лучше, если он, трудясь спустя рукава, все равно получит свои 30 тысяч рублей?

Что делать? Заинтересуйте работников в прибыли предприятия или хотя бы в количестве и качестве сделанной ими работы. Эффективный способ стимулировать продавцов, рабочих, операторов колл-центров – это работа за процент. Тем, чьи результаты сложно посчитать в штуках, можно выдавать премии. Кроме того, всем можно выделять «кусок пирога» по результатам работы компании за отчетный период.

Как узнать, что на самом деле происходит в компании

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль