Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Как узнать, что на самом деле происходит в компании

  • 17 января 2014
  • 4362
Генеральный Директор и владелец компании «ДезФарм», Дубна (Московская область)
Как узнать, что на самом деле происходит в компании
Фото © Shutterstock

Как выяснить, что думают о компании подчиненные

Как контролировать, чем занимаются сотрудники во время работы

С какими особенностями начальника подчиненные не хотят мириться

Представление о том, что думают и о чем говорят ваши подчиненные, поможет принимать верные управленческие решения. Чтобы контролировать работу сотрудников, я использую несколько методов.

Игры

В головном офисе регулярно провожу две игры для сотрудников, занятых сбытом (главное для нас направление). В одной игре участвует 30–40 человек.

«Таблица событий». Большой лист бумаги делится на две части: на одной фиксируются положительные изменения, произошедшие в компании в последнее время, на другой – отрицательные. Сотрудники записывают на клейких листках, что важного, на их взгляд, произошло, и приклеивают их на соответствующую половину листа.

«Светофор желаний». Сотрудники разбиваются на три-четыре команды. Каждая получает лист ватмана с нарисованным светофором. Задача – посовещавшись, приклеить листочки с описанием происходящих в компании изменений к одному из кружков светофора: красный цвет говорит о желании отменить что-то, желтый сигналит о том, что людей волнует и о чем они хотят получить больше информации, зеленый указывает на перемены, которые сотрудники одобряют или которых ждут. Когда работа в группах окончена, все оценивают результаты друг друга – приклеивая на чужие ватманы по одному листочку от себя в знак согласия.

В обеих играх сотрудники высказывают мнения анонимно, поэтому не боятся откровенно выразить их по самым разным вопросам – и рабочим, и бытовым. При помощи игр мы выяснили, например, что многим неудобно фиксированное время обеда, и отменили это правило. Еще один пример – продавцы хотели, чтобы у них было больше полномочий по предоставлению скидок и других преференций клиентам и не нужно было бы согласовывать каждый подобный шаг, вынуждая клиента ждать по нескольку дней. В итоге я собрал более детальные предложения и сформулировал новые правила работы с клиентами, давшие продавцам больше полномочий.

Видеокамеры

У нас в каждом офисе на видных местах висят камеры с микрофонами. Их устанавливали в рабочее время – все всё видели. В моем кабинете тоже висит камера, и мой старший партнер по бизнесу в любой момент может посмотреть, чем я занимаюсь. Я сам предложил ему это сделать – сотрудники должны знать, что я не ставлю себя в исключительное положение и моя работа тоже на виду.

После установки камер КПД сотрудников увеличился на 30%, валовый оборот стал расти на 5–6% в месяц, а вскоре – уже на 12–14%. Примерно раз в неделю я выделяю полтора часа, чтобы просмотреть записи. Выбираю какое-нибудь напряженное время, например 11 часов среды, и узнаю, что происходило в каждом кабинете. Иногда, особенно во время командировок, смотрю запись в реальном времени. Как-то, находясь в Китае, я увидел, что в самый разгар рабочего дня в офисе никого нет. Позвонил руководителю. Оказалось, что сам он на встрече, а сотрудники – кто где. Это притом, что у нас есть правило: более 60% персонала не может уходить из офиса одновременно. В другой раз я увидел, как двое сотрудников дерутся на шпагах... Подчиненные довольно скоро поняли, что Генеральный Директор всегда настороже, и стали очень дисциплинированными.

Кстати, первый год камеры были без микрофонов, и сотрудникам удавалось создать видимость работы. Когда наряду с видео появилась звукозапись, мне пришлось уволить семерых из 14 менеджеров. Помню случай, когда два менеджера, закрывшись в кабинете, сидели у компьютера, как напряженно работающие люди, а на самом деле скачивали из Интернета музыку и записывали ее на диск. Один топ-менеджер, в то время как в приемной его ждали посетители, часа два беседовал по рабочему телефону со своей родственницей из другого города.

Не буду скрывать: в ходе игр, о которых я рассказал, сотрудники плохо отзывались о камерах и просили их убрать. Однако в этом случае я своего решения не изменил – они, как камеры на дорогах, должны не нравиться, а вынуждать всех соблюдать правила дорожного движения.

Ящик для предложений

Такой ящик висит у нас недалеко от входа, где нет камер, охраны и кабинетов, уже лет десять. По опыту могу сказать: наши люди, пока не накипит, ничего в этот ящик кидать не станут. Поэтому я считаю хорошим знаком, если ящик пустует или в нем время от времени оказываются пустячные просьбы, например заменить в туалете обычную урну на урну с крышкой. Кроме того, все подчиненные знают мой электронный адрес и номер мобильного телефона.

Мониторинг отзывов в Сети

Я специально ищу отзывы клиентов и сотрудников о нашей компании. И не просто читаю их, а сам регистрируюсь на форумах, чтобы конструктивно отвечать на каждую претензию, признать ошибки, если они есть, оставить свои контактные данные для продолжения беседы. Например, летом я нашел отзывы о компании и о себе лично на сайте orabote.net. Ответил: «Спасибо большое. Всегда интересно читать правильную и справедливую критику. Зарплату пока задерживаем, мои извинения, надеюсь, к осени все наладим». И указал номер своего мобильного телефона.

Экспертное мнение

Евгений Иващенко, Независимый бизнес-консультант, Минск

В октябре я опросил рядовых работников (секретарей, рабочих, бухгалтеров) компаний разного профиля (производство, торговля и услуги), чтобы узнать причины их недовольства руководителями. Оказалось, что, независимо от сферы деятельности, сотрудников раздражают одни и те же особенности. Остановлюсь на самых популярных.

1-е место. Плохой характер. Почти все опрашиваемые работники на первое место вынесли личные отрицательные качества начальника – высокомерие, категоричность, несправедливость, бесчеловечность, склонность к садизму. Такой результат несложно объяснить – ведь руководящие посты у нас чаще всего занимают люди пробивные, властные, сильные, для которых не важны добросердечные отношения.

Что делать? Необходимость работать над собой – это не просто прихоть психологов. Если вы сможете избавиться от собственных недочетов, то облегчите себе жизнь и убедитесь, что позитивная атмосфера в компании улучшает и производительность труда. Первый шаг – посмотреть на себя со стороны и осознать свои недостатки.

2-е место. Невыполнение обязательств. Если вы хотите, чтобы ваши работники во всем вас поддерживали, они должны быть твердо уверены, что могут рассчитывать на обещанную зарплату к оговоренному числу. Невозможно требовать что-то от других (хорошо исполнять свои обязанности, не опаздывать, не тратить рабочее время на общение в социальных сетях, болтовню и чаепития), если сам не придерживаешься установленных правил.

Что делать? Надежность – черта хорошего лидера. Поэтому старайтесь держать слово: сказали, что зарплата выдается 15-го, значит, 15-го деньги должны быть перечислены. Пообещали премию и новую микроволновку – выдайте, купите. Нарушать подобные обещания приходится из-за того, что деньгами, предназначенными для зарплаты, затыкаются дыры в других сферах – рекламе, выплате кредитов. Чтобы такого не происходило, нужно сделать неприкасаемый денежный запас для выплат сотрудникам на пару месяцев вперед. Это деньги работников, а не ваши; смиритесь с этим и отдайте их спокойно и в срок.

3-е место. Незаинтересованность в мотивации сотрудников. Часто люди сами не понимают, почему трудятся плохо: вроде и работа нравится, и коллектив хороший, и начальник подходящий, и зарплату вовремя платят. Дело в том, что многие руководители строят работу по армейскому принципу «копать от забора до обеда». В ответ они, естественно, получают «солдат спит, служба идет». Какой смысл подчиненному работать лучше, если он, трудясь спустя рукава, все равно получит свои 30 тысяч рублей?

Что делать? Заинтересуйте работников в прибыли предприятия или хотя бы в количестве и качестве сделанной ими работы. Эффективный способ стимулировать продавцов, рабочих, операторов колл-центров – это работа за процент. Тем, чьи результаты сложно посчитать в штуках, можно выдавать премии. Кроме того, всем можно выделять «кусок пирога» по результатам работы компании за отчетный период.

Как узнать, что на самом деле происходит в компании

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.