Как Генеральному Директору планировать карьеру

3680
Как Генеральному Директору планировать карьеру

Фото: Peshkova/Shutterstock

Александр Шувалов Независимый эксперт, Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • С чего начать строить карьеру своей мечты
  • Что помогает Генеральному Директору профессионально расти
  • Где найти применение своему опыту и знаниям после завершения управленческой карьеры

Также Вы прочитаете

  • Как Генеральный Директор компании «М.И.Т» (Miele Innovation Centre) планирует карьеру

В самом начале своей карьеры, будучи молодым сотрудником компании Boeing, я работал над крупным проектом. Со стороны потенциальных партнеров в качестве консультантов выступали специалисты из TACIS1. Все они в разное время и на разных отраслевых рынках были чрезвычайно влиятельными персонами, а после выхода на пенсию остались в штате компаний, заняв должности внешних консультантов. По их собственному признанию, в их родных корпорациях система менеджмента, формированию которой они посвятили годы, выстроена отлично и редко дает сбой. Поэтому, чтобы оставаться в профессии и заниматься любимым делом, бывшие руководители решили помогать «отстающим» – компаниям, работающим на развивающихся рынках. Я с восхищением наблюдал за их деятельностью, ловил каждое их слово, старался запомнить каждый шаг. Именно тогда я впервые задумался о том, зачем строю профессиональную карьеру.

1TACIS (англ. Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States – техническая помощь Содружеству независимых государств) – организация Европейского союза. Содействует ускорению экономических реформ в странах СНГ, предлагая компаниям консультационные услуги европейских специалистов.

Консультирование – достойный итог управленческой карьеры

Позже, когда я вернулся в Россию, я с ужасом обнаружил, что с точки зрения постановки менеджмента на предприятии западный и российский бизнес разделяет пропасть. Мне с трудом удавалось принимать правила игры, которые диктовала суровая российская действительность.

Самое главное – было трудно понять, как развиваться профессионально в российских условиях. Ведь у наемного менеджера в России нет будущего. В Европе бывшие Генеральные Директора, президенты и исполнительные директора крупных транснациональных корпораций получают пожизненную пенсию и зарплату (как внешние консультанты). В России же беспокоиться о том, как и на что ты будешь жить после завершения управленческой деятельности, нужно еще на заре карьеры.

Окунувшись в реальный российский бизнес, я не отказался от идеи стать в будущем консультантом. Работу я стал рассматривать не как движение по карьерной лестнице, а как возможность получить разнообразный управленческий опыт, с тем чтобы впоследствии делиться им с другими бизнесменами.

Как менеджеры набираются опыта на Западе и в России

В отличие от европейских коллег, у российских управленцев меньше возможностей получить опыт в разных сферах бизнеса. На Западе человек, попадая в крупную компанию, перемещается с должности на должность не только по вертикали, но и по горизонтали. К примеру, пост финансового директора вполне может занять директор по персоналу, а управление компанией зачастую доверяют вчерашнему директору по производству. Обычно менеджер осваивает многие специальности. В России же критерии назначения – это предыдущая должность, а также клиенты, которых управленец может привести с собой в компанию, и его связи. Ну и конечно же, немаловажно, насколько широко кандидат улыбается собственнику.

Я не перестаю удивляться устоявшемуся у нас мнению, что директор компании, продающей, предположим, апельсины, не в состоянии управлять продажами кефира или сотовых телефонов. Присущая нам тяга к узкой специализации лишает российского Генерального Директора возможности профессионально расти в разных отраслях. В таких условиях нелегко получить бесценный опыт управления. Однако я нашел для себя выход.

Диверсификация бизнеса – хороший способ пополнять багаж знаний

Я решил изучать смежные специальности по ходу выполнения основных служебных обязанностей. Мне на руку сыграло то, что я руководил компанией, в которой сам принимал решения о расширении и диверсификации основного бизнеса. Если требовалось освоить новое направление деятельности, я неизменно возглавлял проект и доводил его до состояния, когда бизнес становился управляемым и прогнозируемым. После этого подбирал другого руководителя. Например, когда одной из моих компаний потребовался склад, самым экономичным вариантом оказалось построить его собственными силами. Так появилась новая строительная компания, которая после завершения проекта стала активно предлагать услуги на внешнем рынке.

Расти профессионально помогает обмен опытом с коллегами

Конечно, я не только участвовал в проектах, но и изучал литературу – знакомился с опытом ведущих международных компаний, анализировал их взлеты и падения, моделировал сценарии возможного развития. С головой ушел в изучение логистики, финансов, маркетинга, продаж, управления персоналом. Участвовал во всех мероприятиях компании, затрагивающих в той или иной мере интересующие меня сферы деятельности. Однако, чтобы считать себя экспертом в бизнесе, недостаточно найти решения для всех сложных случаев в рамках одного холдинга. И я стал просить знакомых бизнесменов делиться со мной проблемами, в личных беседах давая им свои рекомендации.

С того времени (1998) и по сей день я веду дневник – ежедневно подробно записываю все о принятых мной решениях, распоряжениях, советах и о результатах, которых сумел достичь. У меня набралось 29 тетрадей с записями. Так постепенно, шаг за шагом, я складываю в копилку новые знания. Уверен, что двигаюсь верным путем, и багаж, накопленный к пенсии, позволит мне стать успешным бизнес-консультантом.

Как Генеральному Директору планировать карьеру

 

Говорит Генеральный Директор

Георгий Погосбеков Генеральный Директор компании «М.И.Т» (Miele Innovation Centre), Москва

 

Я с юности хотел быть первым: в армии был командиром взвода, в университете – старостой группы и потока, начальником контрольно-ревизионного комитета по защите прав студентов юридического факультета. Применительно к студенческой жизни справедливо правило: первые 2,5 курса ты «работаешь на зачетку», а вторые 2,5 – зачетка на тебя. В моей карьере это правило сыграло роль и после окончания вуза: по рекомендации преподавателей я устроился в российско-китайский холдинг. Проработал полгода в должности юриста, был назначен начальником отдела внешнеэкономической деятельности. Еще через полгода меня перевели на аналогичную должность в другую, более крупную фирму того же холдинга. Через два года я стал вторым человеком в компании – выше меня был только Генеральный Директор (он же собственник). В этой организации дальше расти было некуда, поэтому я сменил работу. Через некоторое время в новой компании я занял пост Генерального Директора.

Мне 27 лет, у меня за плечами два года работы Генеральным Директором. Если я попытаюсь вновь поменять компанию, наниматель обязательно подумает, не мал ли стаж и не слишком ли я молод. Поэтому сейчас оптимальный для меня вариант действий – накапливать опыт в занимаемой должности. Однако к 30 годам я планирую подняться на ступень выше. Поясню, что имею в виду.

Я делю компании на четыре группы в зависимости от охвата территории. Первая группа – компании, работающие в одном регионе (такие как моя). Вторая – организации, имеющие филиалы и представительства в двух регионах и более. Третья – федеральные компании, представленные во всех российских регионах, а также в странах СНГ. Четвертая – транснациональные компании, работающие по всему миру. Так вот, к 30 годам я планирую возглавлять компанию из второй или третьей группы.

Перечислю, что, на мой взгляд, поможет мне достичь цели:

  • Упорная работа.
  • Обучение. Я учусь в Институте повышения квалификации государственных служащих, читаю бизнес-литературу, стараюсь не пропускать отраслевые конференции. Кроме того, много общаюсь с коллегами, прошу у них советов, делюсь идеями.
  • Полезные связи. Деловые знакомства я завожу, участвуя в конференциях, а также решая текущие задачи в своей компании.
  • Поддержка семьи. Это очень важная (может быть, даже главная) составляющая карьерного успеха Генерального Директора. Если каждый день слышишь «почему так поздно пришел с работы, мы тебя вообще не видим», ни о каком успехе не может идти и речи.
 
Как Генеральному Директору планировать карьеру

Справка


Александр Шувалов в 1993 году окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «организация и управление внешней торговлей». Карьеру начал в Великобритании в компании Boeing (пришел на должность младшего специалиста департамента снабжения, вырос до директора департамента по работе со странами СНГ). Получил степень МВА (в области организации торговых предприятий и управления ими) в Кембриджском университете. В 1998 году, вернувшись в Россию, в качестве антикризисного менеджера возглавил Саратовский жировой комбинат. С 1999-го – глава группы компаний Anhel GmbH (гражданское строительство, внешняя торговля, транспортная логистика и грузоперевозки, производство и продажа продуктов питания). С 2008-го – руководитель направления национальных продаж текстильного холдинга «Новотекс». В 2009 году вернулся в Великобританию, заняв пост исполнительного директора инвестиционного фонда Lloyds Banking Group.

«М» (Miele Innovation Centre)

Сфера деятельности: розничная продажа бытовой техники (официальный представитель в России компании «Миле СНГ»)

Форма организации: ООО

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 25

Стаж Генерального Директора в должности: с 2008 года

Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер

Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2008 года



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль