Как защитить информацию, опубликованную на сайте

19727
Как защитить информацию, опубликованную на сайте

Фото: Dotshock/Shutterstock

Татьяна Костенкова Советник по вопросам права и развития бизнеса группы компаний Finstar Financial Group, Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Какую информацию нельзя защитить и как поступать в этом случае
  • Что включает в себя юридическая защита контента
  • Какие средства технической защиты от копирования наиболее эффективны
  • Как готовить информацию для публикации на сайте, чтобы предотвратить утечку важных сведений

 

Думать о защите выложенной на сайте информации в первую очередь приходится фирмам, которые на ней зарабатывают, например фотобанкам или компаниям, продающим видео- и аудиофайлы. Однако охранять информацию на сайте нужно и компаниям, которые не занимаются передачей прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, когда производство снэков еще не было популярным в России бизнесом, одна компания стала искать инвестиции для налаживания массового выпуска сухариков. Чтобы продемонстрировать потенциальным инвесторам эффективность производства, она поместила на сайте подробную информацию о производстве. Этим воспользовались конкуренты. Они наладили аналогичное производство, а предприятие, которому принадлежала идея, так и не сумело привлечь инвесторов.

Какая информация нуждается в защите

Как правило, защищать нужно результаты интеллектуальной деятельности. Это могут быть размещенные на сайте базы данных, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменные наименования и т. д1.

Некоторые объекты, например идею, полностью защитить невозможно. Однако идея нуждается в охране больше всего. Единственный выход – сообщение не всей информации: опишите саму идею, но не раскрывайте составляющие, необходимые для ее реализации. Так поступила предприниматель из Калининграда, продающая через Интернет диски с пошаговой инструкцией по выращиванию клубники в домашних условиях. На сайте zarabotok-dengi.ru она рассказала, каких успехов ей удалось достичь, выращивая клубнику, и в общих чертах описала, что для этого пришлось сделать и сколько денег вложить. Подробнее ознакомиться с технологией выращивания клубники можно, заказав диск.

1Полный список охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации приводится в Гражданском кодексе РФ (ст. 1225). – Здесь и далее в этой статье примеч. редакции.

Юридическая защита информации

Еще до публикации на сайте нужно позаботиться о защите не только товарного знака, полезной модели или промышленного образца, но и других элементов стиля компании. Например, компания McDonald’s зарегистрировала в качестве товарного знака и графический значок в виде буквы М, и слоган «Вот что я люблю».

Если на сайте публикуется литературное произведение, рекомендую зарегистрировать его в Российском авторском обществе. Однако учтите, что в некоторых ситуациях закон разрешает без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения использовать опубликованную на сайте информацию (обязательно указав имя автора и источник заимствования)2. Это относится, например, к случаям цитирования в научных или информационных целях, а также к случаям, когда отрывки из произведения используются в качестве иллюстраций в объеме, оправданном поставленной целью.

2Все случаи свободного воспроизведения приводятся в Гражданском кодексе РФ (ст. 1273–1280).

Для уведомления о принадлежащем Вам исключительном праве на произведение используйте знак охраны авторского права © с указанием года создания произведения и названия компании. Знак необходимо ставить в конце каждого охраняемого произведения и внизу каждой страницы сайта, например: © 2010 KPMG International Cooperative (KPMG International). В случаях, когда указывают не конкретный год опубликования, а временной отрезок, например © 1995–2011 Студия Артемия Лебедева, невозможно определить дату первого опубликования, а это затрудняет защиту первенства Вашего авторского права при его нарушении.

Товарные знаки должны сопровождаться значком ®. С его помощью Вы сможете предупредить посетителей сайта о том, что правона данное обозначение зарегистрировано.


 

Технические средства защиты данных от копирования

Обсудите с программистами методы защиты особо ценной для Вас информации.

Запрет на копирование.  Наиболее распространенные способы не требуют дополнительных затрат, и их может применить любой программист. Это:

  • запрет кэширования (сохранения информации в буфер обмена);
  • запрет копирования элементов страницы;
  • запрет выделения текста и его копирования с помощью клавиш Ctrl + C;
  • ограничение функции сохранения картинки;
  • защита от копирования модальными окнами;
  • кодировка исходного кода страницы.

Нанесение на электронное изображение «водяных знаков».  Если Вы выкладываете на сайте документы или изображения, их можно защитить «водяными знаками» или надписями с указанием правообладателя. Например, так поступила кондитерская «Алтуфьево», поместившая на сайте каталог своих тортов. Чтобы фотографии изделий не использовали другие кондитерские, компания на каждое фото нанесла свой логотип, заходящий на изображение торта. Такой вариант защиты фотографий применяют и большинство цветочных интернет-магазинов.

Выкладывайте графику в низком разрешении.  Смысл этого способа – сделать копирование графических объектов для профессионального использования бессмысленным. Так поступает, например, агентство Fotobank: желающие опубликовать фотографии в СМИ или использовать их в рекламе должны купить изображения в высоком разрешении.

Вы также можете поручить программистам разработать систему защиты от хакерских взломов. Нужна ли такая защита, зависит от ценности размещаемой информации. Бюджет – от 1000 руб. до нескольких миллионов долларов США. Однако практика показывает: если опытные хакеры задались целью взломать Ваш сайт, они своего добьются.

Как подготовить информацию к публикации на сайте

Порядок работы с информацией можно описать во внутреннем документе. В нем нужно указать, что считается конфиденциальной информацией, какие этапы обработки она должна пройти перед публикацией, какие категории данных есть в компании и какие группы лиц имеют право доступа к информации той или иной категории.

Установите уровни конфиденциальности информации.  Информацию можно разделить на две группы: общедоступные сведения и данные, доступ к которым имеет ограниченный круг лиц. Защищать нужно информацию, доступную не всем (скажем, только сотрудникам или только клиентам компании).

Поручите программисту или разработчику сайта обеспечить разные уровни доступа для сотрудников и клиентов. Например, сведения о структуре компании, внутренние нормативные акты, инструкции и телефонный справочник должны быть доступны сотрудникам организации, но закрыты для более широкого круга лиц. Целесообразно разделить всех сотрудников на группы, имеющие разные режимы доступа к информации:

  • топ-менеджеры (имеют доступ ко всей информации);
  • руководители отделов (имеют доступ к профильным и общим сведениям);
  • прочие сотрудники (имеют доступ к общим сведениям).

Клиентам обычно предоставляется информация о ценах и скидках. Если Вы не хотите, чтобы этими данными воспользовались конкуренты, но Вам надо, чтобы клиенты всегда были в курсе цен и специальных акций, сделайте информацию доступной только для клиентов (зарегистрированных пользователей). Для этого регистрируйте клиента на сайте при первой покупке или в ходе предварительного общения с ним менеджера.

Определите порядок согласования всей размещаемой на сайте информации.  Порядок может быть таким.

  1. Сотрудник PR-отдела (или специальный работник, отвечающий за контент сайта) готовит информацию.
  2. Руководитель юридического отдела проверяет сведения и при необходимости согласовывает их с соответствующими специалистами (например, с финансовым директором).
  3. Если информация признана юристами и специалистами по финансам особо ценной для компании, публикацию утверждает лично Генеральный Директор.

 

Что делать, если информацию с Вашего сайта уже украли

  1. Соберите доказательства кражи. Например, если речь идет об использовании изображения с Вашего сайта в наружной рекламе, можно сфотографировать рекламные щиты или растяжки и привлечь третьих лиц для фиксирования факта нарушения.
  2. Попытайтесь урегулировать вопрос в претензионном порядке.
  3. Обратитесь в суд. Но прежде проанализируйте, стоит ли защита Ваших прав тех немалых усилий и времени, которые потребуются для ведения судебного процесса. Иногда легче смириться с произошедшим. В суд все же стоит обратиться, если:
  • Вам нанесен существенный вред;
  • Вы хотите создать прецедент (чтобы другим неповадно было);
  • Вы хотите получить какую-либо выгоду (компенсацию ущерба и др.).

Например, менеджеры одного российского интернет-ресурса обнаружили, что на телевидении активно рекламируется новая передача, название которой совпадает с адресом их ресурса (зарегистрированный товарный знак). Руководство сайта не стало спешить и дождалось выхода передачи в эфир, после чего предложило телекомпании выкупить право на использование товарного знака за приличную сумму. Телекомпании, вложившей много средств в раскрутку проекта, ничего не оставалось, как согласиться с предложением. А интернет-ресурс, помимо денег, получил бесплатную телевизионную рекламу своего названия. См. также: Как российские компании защитили свои сайты (примеры из судебной практики).

 

Как российские компании защитили свои сайты (примеры из судебной практики)

  1. Компания «Инси» из Челябинска разработала сайт, на котором рекламирует свою продукцию; его страницы содержат разные материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи), расположенные определенным образом. Исключительные права на содержание сайта принадлежат «Инси». Какое-то время спустя компания обнаружила, что часть ее контента была размещена на сайте предприятия-конкурента. Спор разрешал суд. В качестве доказательств «Инси» привела протоколы осмотра сайтов нотариусом. Он подтвердил, что на 22 страницах из 27 усматривается полное совпадение в подборе и расположении материалов. Компания потребовала компенсацию в размере 1 млн руб., однако суд постановил взыскать с нарушителя только 200 тыс. руб., а также судебные расходы в сумме чуть более 153 тыс. руб. Судьи так аргументировали решение: «После уведомления истца сайт ответчика был закрыт на реконструкцию… Таким образом, нарушение не носило длительный, множественный и тяжкий характер» (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2008 №16АП-2197/08(1).
  2. Издательству «Проспект» принадлежат исключительные права на использование книги «Финансы организаций (предприятий)». Выяснилось, что владельцы одного из сайтов предлагали приобрести электронную копию этой книги. Факт подтвердил нотариус, составив протокол. Издательство обратилось в суд о взыскании с нарушителя компенсации в размере 30 тыс. руб. Суд требование удовлетворил (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 №17АП-12079/2009-ГК).

Подготовлено редакцией с использованием правовой системы «КонсультантПлюс»


Материалы для скачивания: 

Перечень сведений, относящихся к интеллектуальной собственности компании


Справка


Татьяна Костенкова окончила Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ (ныне – ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ) со степенью Executive MBA по специализации «стратегическое управление», а также Московскую государственную юридическую академию и Манчестерский университет (магистр права). Работала вице-президентом международного холдинга Ritzio Entertainment Group, курировала деятельность фронт- и бэк-офиса (GR-, HR-, юридического департаментов и др.).

 

Finstar Financial Group

Сфера деятельности: инвестирование (основные активы холдинга – доли в компаниях «Рив Гош», Finstar PropertiesRitzio Entertainment Group)

Форма организации: группа компаний

Территория: головные офисы – в Москве, Киеве и Нью-Йорке; дочерние компании – в 60 регионах России, странах СНГ, в Восточной и Западной Европе, США и Латинской Америке

Численность персонала: 25 000

Выручка: 2,9 млрд долл. США (в 2010 году)

Подписчик журнала «Генеральный Директор»: с 2007 года



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль