Сколько расчетных счетов нужно компании

5771
Сколько расчетных счетов нужно компании

Фото: newsusacontent/Flickr

Павел Меньшиков, Главный бухгалтер аппарата управления Генерального Директора компании «Мостотрест», заместитель главного бухгалтера компании «Мостотрест», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Почему лучше иметь несколько счетов, чем один
  • Как распределить функции между банками, обслуживающими Вашу компанию
  • Какие дополнительные услуги должен предоставлять современный банк

Также Вы прочитаете

  • Почему компания «Декёнинк Рус» остановила свой выбор на Райффайзенбанке, Дойче Банке и Сбербанке России

Закон не устанавливает для компаний никаких ограничений: Вы можете открыть столько счетов, сколько считаете нужным, и сотрудничать с таким количеством банков, с каким захотите (Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В статье я расскажу, сколько счетов требуется предприятию для нормальной работы и как выбрать банк для открытия счета.

Почему несколько счетов лучше, чем один

Единственный плюс использования одного расчетного счета – простота управления денежными средствами: когда все финансовые потоки проходят через один банк, контроль деятельности компании становится предельно легким. Но это преимущество является и недостатком – ведь недобросовестным конкурентам и рейдерам тоже оказывается проще получить информацию об оборотах предприятия.

Завести запасные расчетные счета я бы особенно рекомендовал компаниям, которые постоянно выполняют оперативные переводы денежных средств. Это поможет избежать задержек платежей по причине технических сбоев или непрофессионализма банковских сотрудников. В моей практике был случай: платеж между двумя отделениями Сбербанка почему-то не прошел, а когда то же самое платежное поручение с теми же реквизитами отправили из другого банка, деньги в этот же день появились на счету получателя.

С каким числом банков стоит сотрудничать

Открывать счета лучше не в одном, а в двух-трех разных банках.


Если же работать с большим числом банков, неоправданно вырастут постоянные расходы и снизится эффективность управления финансовыми потоками: плохо, когда деньги лежат на счетах без движения и не приносят дохода. К тому же, если средства разделены между многими банками, компании сложнее договориться с каждым из них об индивидуальных условиях, например о льготной кредитной линии или услугах персонального менеджера. Работая же всего с двумя-тремя банками, Вы заставляете их соревноваться между собой за право обслуживать основной объем операций компании – а следовательно, можете рассчитывать на более низкую ставку кредитования или увеличение размера кредитной линии.

Говорит Генеральный Директор

Фолькер Гут Генеральный Директор компании «Декёнинк Рус», Москва

После большого количества встреч и презентаций, а также детального анализа предлагаемых условий наша компания остановила выбор не на одном, а на трех банках – это Райффайзенбанк, Дойче Банк и Сбербанк России. Получив лучшие банковские продукты из представленных на рынке, мы смогли гибко управлять денежными средствами. Рублевые и валютные операции ведутся через Дойче Банк, зарплата приходит на счета двух других банков. Нестандартными банковскими продуктами наша компания не пользуется.

За четыре года сотрудничества одновременно с тремя банками нам стало ясно, что такая схема работы – самая удобная.

По каким критериям выбирать банки: несколько советов

Оценить соответствие банка всем обязательным критериям (тем более если Вы намерены работать сразу с несколькими кредитными организациями) будет непросто. Но жалеть на это время и силы нельзя – ведь ошибка в выборе может обойтись очень дорого.

Прислушивайтесь к рекомендациям знакомых, которым доверяете, выясняйте, услугами каких учреждений пользуются крупные компании.

Акционеры банка. Самые надежные кредитные учреждения – это те, в уставном капитале которых участвуют государство или крупные международные организации.

Открытость информации. Изучите официальный сайт банка. Надежные кредитные учреждения помещают там свежие новости, например об открытии новых отделений или выводе на рынок новых услуг. Помимо этого, на сайте обязательно должна быть опубликована развернутая финансовая отчетность, а также информация о руководстве и собственниках организации. Если этих сведений Вы не нашли, лучше не рисковать своими деньгами и не сотрудничать с таким банком.

Места в рейтингах. Дополнительную информацию о банках можно найти на специализированных интернет-ресурсах и в профессиональных СМИ. Там публикуются годовые рейтинги кредитных организаций, а также комментарии независимых специалистов.

Выбор услуг. Советую обращать внимание на наличие не только тех услуг, которые требуются Вам сейчас, но и тех, что могут понадобиться в среднесрочной перспективе по мере развития бизнеса.

Оформление корпоративных пластиковых карт. Сотрудники компании, которым выданы такие карты, могут в любое время в любой точке мира воспользоваться деньгами предприятия для оплаты производственных расходов в том размере, в котором требуется. Фирмам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, некоторые банки предлагают таможенные карты. Имея такие карты, можно производить платежи, взимаемые в процессе таможенного оформления товаров, непосредственно на постах таможни.

Система «банк – клиент». Дистанционным обслуживанием сейчас уже никого не удивишь – его предлагают практически все кредитные учреждения, – однако качество программного обеспечения в разных организациях неодинаково. Одни системы «банк – клиент» просты и удобны в эксплуатации (притом что информативны и многофункциональны), от других же больше проблем, чем пользы. Поэтому я рекомендую протестировать демоверсию используемого банком ПО.

Размеры ставок по депозитам. Чем ниже ставки по сравнению со среднерыночными, тем банк надежнее. Чем ставки выше – тем острее организация нуждается в поддержании текущей ликвидности.

Размеры тарифов. Чем надежнее банк, тем больше желающих стать его клиентами, а потому он может устанавливать тарифы выше среднерыночных. Менее известные организации вынуждены привлекать клиентов низкими тарифами. Однако чтобы окупить свои издержки и выручить средства на развитие, такие банки вынуждены компенсировать низкую стоимость отдельных операций, введя высокую ежемесячную комиссию за обслуживание счета или подняв цену дополнительных услуг (выдача выписок, справок, снятие наличных с расчетного счета). А следовательно, стоимость расчетно-кассового обслуживания во всех кредитных учреждениях примерно одинакова (см. табл. 2). Обратите также внимание, какой процент банк начисляет на остатки на расчетном счете.

Сколько расчетных счетов нужно компании

Таким образом, хотя во втором банке ежемесячный платеж за ведение счета выше всего, именно этот банк, как показывает более подробный анализ тарифов, самый выгодный с точки зрения совокупных расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Расположение отделений банка. Некоторые операции (например, оформление зарплатных пластиковых карт) требуют посещения банка. Обслуживающее компанию отделение должно находиться недалеко от Вашего офиса – иначе время сотрудников будет расходоваться впустую. Если зарплата начисляется на карты, важно, чтобы у кредитной организации была разветвленная сеть банкоматов. Дополнительное преимущество – наличие у банка партнерских программ с другими кредитными учреждениями, предполагающих создание единой сети банкоматов для снижения тарифов на операции с пластиковыми картами.

Услуги персонального менеджера. Очень удобно, когда всю работу с Вашей компанией курирует персональный менеджер. Таких менеджеров может быть и несколько: например, один специалист в службе валютного контроля, другой – в управлении пластиковых карт.

Справка


Павел Меньшиков окончил факультет информатики и экономики Московского института стали и сплавов. Эксперт по построению эффективно работающих подразделений и внедрению корпоративных информационных систем. До прихода в «Мостотрест» руководил консалтинговыми проектами в разных отраслях (от сферы услуг до промышленности; выполнял заказы крупнейших индустриальных холдингов, в том числе Объединенной металлургической компании и «Уралкалия»). Проводит семинары по управленческому учету, документообороту и организационному развитию. Автор книги «Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии. Практическое руководство для директора и бухгалтера» (М.: Добрая книга, 2010).

«Мостотрест» 

Сфера деятельности: строительство и реконструкция мостов, автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры

Форма организации: ОАО

Территория: головной офис – в Москве; 14 филиалов и 5 дочерних компаний – в Москве и Московской области, Воронеже, Кирове, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Рязани, Туле, Чебоксарах, Ярославле

Численность персонала: свыше 15 000

Реализованные проекты: более 6000 мостов общей протяженностью около 600 км (в том числе свыше 30 сложных транспортных развязок), более 1500 пешеходных мостов и тоннелей

Число запатентованных научно-технических разработок: свыше 60


«Декёнинк Рус» 

Сфера деятельности: производство ПВХ-систем для строительства

Форма организации: ООО; входит в международный концерн Deceuninck Group

Территория: центральный офис – в Москве; производство – в Протвине (Московская область); представительства – в Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Хабаровске

Численность персонала: 200

Годовой оборот: 557,8 млн евро (данные по всему концерну; в 2010 году)

Стаж Генерального Директора в должности: с 2004 года (с момента основания компании)

Участие Генерального Директора в бизнесе: наемный менеджер


Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль