Перспективы вендингового бизнеса

26054
Перспективы вендингового бизнеса

Фото: midorisyu/Flickr

Александр Золотарев Президент группы компаний «ЭПС», Москва


Сегодня по всей России действует больше 22 тысяч торговых автоматов, из них в Москве – около 10 тысяч. Отечественный рынок вендинга ежегодно прирастает на 30% в натуральном выражении. Однако он до сих пор неконсолидирован и ненасыщен: в Москве вендинговый рынок освоен примерно на 10%, в регионах – на 3%. Вендинг можно рассматривать как дополнительный канал сбыта или как самостоятельный бизнес

Российский рынок вендинга еще далеко не насыщен. По данным Европейской вендинговой ассоциации (EVA), в странах ЕС установлено около 3,7 млн торговых автоматов. В США и Японии один аппарат приходится в среднем на 40 человек, в России – на 7000 человек. Разница колоссальная – в 175 раз. Между тем торговля через автоматы – очень перспективное направление, способное обеспечить рентабельность 20–30% годовых (см. Выгодно ли заниматься вендингом и Сколько можно заработать на торговле через автоматы).


Выгодно ли заниматься вендингом

Перспективы вендингового бизнеса

Сколько можно заработать на торговле через автоматы

Перспективы вендингового бизнеса

Как можно заработать на вендинге

Вендинг как самостоятельный бизнес

Есть машины для реализации как штучного, так и весового товара. Обычно через автоматы торгуют кофе и снэками. Однако продавать таким образом можно очень разные вещи – одежду, косметику, лекарства, корма для животных, запчасти для велосипедов, книги, лотерейные и проездные билеты. Например, Сбербанк собирается, переняв опыт Саудовской Аравии, начать вендинговую торговлю золотыми слитками. А в подъездах жилых домов можно установить автоматы по продаже хлеба, молока и пр.

Пример 1. Аппарат «Пирожок» – полноценная автоматическая столовая. Он предлагает горячие первые, вторые и третьи блюда. Мощные микроволновые печи быстро разогревают продукты, сохранность которых обеспечивается применением технологии глубокой заморозки.

Пример 2. Итальянский автомат Let’s Pizza готовит пиццу в течение трех-четырех минут. Передняя стенка аппарата прозрачна, так что клиент может видеть весь процесс. Сначала замешивается мука, потом формируется основа для пиццы, на которую добавляются томатный соус и выбранный наполнитель.

Пример 3. Представительство компании Toshiba в Восточной Европе использует вендинговые машины для продажи нетбуков. Первые автоматы появились в аэропорту Шереметьево-2 и в нескольких торговых центрах Москвы. Использование этих аппаратов позволило продавать нетбуки почти по таким же ценам, как и в интернет-магазинах, – по сравнению с традиционными магазинами цены удалось снизить больше чем на 7%.

Кроме того, есть машины для оказания услуг. Это, в частности:

  • музыкальные автоматы в кафе и ресторанах, знакомые всем по американским фильмам;
  • массажные кресла в торговых центрах и аэропортах;
  • аппараты для проверки давления, веса, оценки уровня алкоголя в крови и т. д. (их можно устанавливать, например, в аптеках);
  • автоматы для чистки обуви, которые часто можно встретить в офисных зданиях и отелях.

Обычно арендовать площадь для установки вендингового аппарата не составляет проблемы: компании охотно дают согласие на это – ведь наличие такого автомата удобно для посетителей торгового комплекса или сотрудников бизнес-центра. Вопрос заключается лишь в величине арендной ставки. Стандартных расценок нет – размер платы зависит от конкретного объекта, аппетитов арендодателя, а также от умения вендингового оператора объяснить, насколько выгодно иметь в здании круглосуточный торговый аппарат. Иногда арендодатели предоставляют площади и бесплатно.

Вендинговые автоматы как дополнительный канал сбыта

Сегодняшние тенденции развития торговли для изготовителей целого ряда товаров не самые благоприятные. По мере того как во всем мире дорожает продовольствие, потребители уделяют все больше внимания цене и все меньше – бренду. В этой ситуации производители могут снизить конечную цену для покупателей, используя два канала сбыта – интернет-магазины и сеть собственных вендинговых автоматов.

Преимущество сети торговых автоматов как канала сбыта – в том, что вендинг позволяет производителю исключить выплаты торговым сетям и дистрибьюторам. Изготовитель может продавать товар без магазинной наценки или устанавливать такую же наценку, но забирать ее себе. Это особенно актуально, в частности, для многих компаний пищевой отрасли, чьи товары вытесняются с полок продуктами, которые производятся под торговыми марками сетей и продаются с меньшей наценкой.

Пример. Компания «Юкра» реализует икру собственного производства (в жестяных и стеклянных банках) через специально модифицированные торговые автоматы. С самого начала фирма сделала ставку на низкие цены – наценка составляет около 20%. Примерно с такой же маржей компания работает, продавая продукцию оптом ритейлерам, но те добавляют и свою наценку. А поскольку икра – товар далеко не социальный и больших оборотов на ней не сделаешь, сети, как правило, повышают цену примерно на 50%. Таким образом, 200-граммовая стеклянная банка стоит в «икромате» 300 руб., а в среднем по городу – 450 руб. Этот пример интересен тем, что предлагаемый «Юкрой» продукт – не из дешевых. Раньше считалось, что через торговые автоматы продаются в основном массовые товары «импульсного спроса» – то есть те, которые покупатель увидел и внезапно захотел купить.

Автоматизация рабочих процессов на предприятии

Автоматы выгодно использовать не только для торговли, но также для выдачи и приемки товара, а также выполнения других действий, не требующих высокой квалификации (см. таблицу). В условиях постоянного роста зарплат и налогов автоматизация дает массу возможностей сэкономить.

Пример. В 2010 году в десятках московских фитнес-клубов появились автоматы, которые круглосуточно принимают у посетителей грязные полотенца и выдают им чистые. Так клубам удалось сэкономить на оплате неквалифицированного труда.

Перспективы вендингового бизнеса

Налогообложение при торговле через автоматы

Вендинговая торговля подпадает под специальный режим налогообложения – с нее платится ЕНВД. Это региональный налог: власти каждого субъекта РФ сами решают, вводить его или нет и если да, то в отношении каких видов деятельности. Выяснить, как обстоят дела в Вашем регионе, Вы можете у своего главбуха. 1 июля 2011 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, снизившие базовую доходность для расчета ЕНВД при реализации товаров с использованием торговых автоматов (изменения в статью 346.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 07.03.2011 №25-ФЗ). Теперь этот показатель равен 4500 руб. в месяц, что вдвое меньше, чем до 1 июля. Для расчета налога не имеет значения, какой автомат (электронный или механический) Вы используете и какими платежными системами он оснащен.

Если же ЕНВД в Вашем регионе не введен (такова, например, ситуация в Москве), то Вам придется применять общий режим налогообложения. Выход из положения – учесть вендинг как отдельный вид деятельности и перевести его на «упрощенку». Тогда налог Вы будете платить по ставке 6% или 15% в зависимости от выбранного объекта уплаты – «доходы» или «доходы минус расходы». Каким образом лучше поступить, должен знать Ваш главбух.

Справка


Александр Золотарев окончил Киевский политехнический институт. Сразу после получения диплома открыл собственный бизнес. Имеет 11 запатентованных изобретений, среди которых роботизированная система транспортировки товара в вендинговом аппарате; разработал первую в России автоматизированную систему приготовления и выдачи горячего питания (автоматическую столовую).

«ЭПС»

Сфера деятельности: разработка и производство автоматических систем выдачи (вендинговых автоматов)

Форма организации: группа компаний

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 42

Стаж президента в должности: с 1991 года (с момента основания группы компаний)

Участие президента в бизнесе: владелец



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль