Почему генеральному директору полезно лично контролировать работу рядового персонала

4667
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock
Бирюлин Святослав
Директор компании Sapiens Consulting, Москва; автор книги «Как все испортить и разорить бизнес. 13 мифов об управлении бизнесом в России»

  • Что мешает Генеральному Директору получить достоверную информацию от рядовых сотрудников
  • Как убедить топ-менеджеров, что ваше общение с рядовым персоналом не ограничивает их управленческие функции

Теория менеджмента учит нас не вмешиваться в работу подчиненных. Задача директора – подобрать профессиональных менеджеров, грамотно поставить перед ними задачи, задать стандарты, обеспечить ресурсами. В идеале директор вообще не должен заниматься контролем, его задача – создать такие условия, при которых отличные результаты достигаются без ежеминутного надзора.

Однако на практике личный контроль часто оказывается совсем не лишним. Менеджеры могут искажать реальную картину, скрывая от руководителя неприятные факты. Порой им кажется, что проблемы носят временный характер. Когда же дело доходит до директора, то вмешиваться бывает поздно.

Чтобы снизить риск возникновения подобных проблем, директору следует почаще общаться с рядовыми сотрудниками. Это так называемый пешеходный менеджмент: директор завода идет в цех, директор торговой сети – в магазин, директор дистрибьюторской компании посещает филиалы, чтобы услышать из первых уст, что происходит в компании. 

На многих предприятиях с мировым именем дистанция между высшим руководством и рядовым персоналом минимальна. Например, Ричард Брэнсон лично отвечает на письма своих сотрудников.

Как общаются с рядовыми сотрудниками на Западе

Каждый из семнадцати директоров компании Viking Freight System (Сан-Хосе, США) тратит четверть рабочего времени, общаясь с рядовыми служащими (штат фирмы – 4000 человек в восьми странах).

Директор гостиницы Mirage (Лас-Вегас) раз в месяц спрашивает своих сотрудников, что он может для них сделать. 

Председатель правления сети ресторанов быстрого питания Rubio’s home of the fish taco (Сан-Диего, США) регулярно посещает все торговые точки и собирает предложения сотрудников по улучшению рабочих процессов и бизнеса в целом.

Президент компании Mackay Envelop (Миннеаполис) раз в год беседует с каждым сотрудником по 20 минут, интересуясь, что того волнует.

Генеральный Директор завода Armstrong Machine (Трай-Риверс, США) еженедельно лично выдает зарплатные чеки каждому работнику. Не всякий решится зайти в кабинет директора, если хочет пожаловаться или что-то предложить. А когда сотрудники приходят за чеком, то не боятся отвлечь начальника.

Раз в год сотрудники компании XA Systems (Лос-Гатос, США) беседуют с глазу на глазу с шефом своего непосредственного руководителя, рассказывая, как идут дела и чего им недостает в работе.

В компании American General Life (Нэшвилл, США) ежемесячно методом случайной выборки определяют десять сотрудников для личной встречи с президентом предприятия.

Говорит Генеральный Директор

Николай Соустин, Президент агентства «Маркеторика», директор программы «МВА – Маркетинг и продажи» в Высшей школе менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», Москва; член экспертного совета журнала «Генеральный Директор»

Бывает, что, поставив задачу в общем виде, мы получаем совсем не тот результат, который ожидаем. Нередко проблема в том, что менеджеры, выслушав указания, передают их ниже по цепочке в том же виде, тогда как исполнителям нужны детальные инструкции – что нужно сделать и как это будет соотноситься с остальными действующими в компании процессами. Вот показательный случай из моей практики.

В одной компании был автоматизирован процесс обработки данных – внедрена специальная программа. А общаясь с операционистами, я выяснил, что приходящие в формате MS Excel заявки дистрибьюторов невозможно импортировать в новую программу. Поэтому операционисту приходится копировать информацию из MS Excel сначала в Word, оттуда в блокнот, а затем уже в систему. Когда данные наконец оказываются там, операционист открывает каждую позицию (в заявке их может быть до 50) и вручную присваивает ей определенный тип короба, который для каждого вида клиента всегда один и тот же. Если бы кто-то из руководства озаботился настройкой процесса, то обработка данных занимала бы секунды: импорт заявки из MS Excel в систему и присвоение ей определенного типа короба, исходя из названия компании-клиента. А на деле около 50% времени сотрудники тратят на бестолковую работу.

Что мешает Генеральному Директору получать правдивую информацию от рядовых сотрудников

Страх перед начальником. Если на Западе CEO в глазах коллектива – это прежде всего сотрудник, который за все отвечает, то в России Генеральный Директор часто вызывает эмоции, которые можно испытывать к строгому, но справедливому родителю – причудливое сочетание любви и страха, подчинения и уважения. Понятно, что в такой атмосфере работники предпочитают лишний раз не беспокоить руководителя. Только когда проблема оказывается неразрешимой, они идут жаловаться на обстоятельства и на непосредственное начальство. К сожалению, сами директора нередко способствуют укреплению такого отношения, принимая на себя «отеческие» функции. 

Неверная оценка ситуации рядовыми сотрудниками. Менеджерам по продажам кажется, что только они обеспокоены работой с клиентами. Рабочие на производстве и кладовщики уверены, что менеджеров не заботит ничего, кроме собственного благополучия. Бухгалтеры считают, что все остальные сотрудники состоят в заговоре против них. Когда сотрудник имеет доступ лишь к части информации, его взгляд не может быть объективным. Хороший директор внимательно слушает разных работников и составляет общую картину происходящего. 

Сознательное искажение информации сотрудниками. Пользуясь тем, что Генеральный Директор не в курсе деталей работы каждого, сотрудники могут драматизировать некоторые ситуации, желая либо очернить непосредственное начальство, либо улучшить условия труда. 

Болезненная реакция топ-менеджеров на общение Генерального Директора с линейным персоналом. Руководители нередко видят в этом общении без посредников ущемление своих полномочий. А если потом Генеральный Директор делает менеджерам замечания, рядовые сотрудники рискуют поплатиться за излишнюю откровенность с главой компании. 

Соблюдение каких правил поможет получать объективную информацию

Чтобы диалог между Генеральным Директором и рядовыми сотрудниками имел смысл, нужно придерживаться простых правил.

Наладить доверительные отношения с топ-менеджерами. Как бы банально это ни звучало, необходимое условие успеха – доверительные рабочие отношения Генерального Директора и топ-менеджеров, которые должны знать, что глава компании не будет выносить скоропалительных суждений на основании того, что скажет рядовой сотрудник. Если вам пожаловались, спокойно обсудите услышанное с менеджером, подчеркнув, что вы не принимаете на веру все, о чем говорят, например, рабочие, но и не пропускаете это мимо ушей.

Не проводить встреч с рядовыми сотрудниками в своем кабинете. Встречаться с сотрудниками лучше на их рабочем месте, там, где они чувствуют себя увереннее. В вашем кабинете, переговорной или конференц-зале рядовым сотрудникам неуютно. Очень часто и в привычной для себя обстановке сотрудники зажимаются или предпочитают отмалчиваться, но получить полезные для принятия управленческих решений сведения так все же легче. 

Не общаться с рядовыми сотрудниками один на один. Регулярные протокольные встречи с сотрудниками нужно проводить в присутствии их непосредственных руководителей, а также директора по персоналу. Конечно, есть риск, что в этом случае сотрудники не будут слишком откровенны, но, с другой стороны, их непосредственный начальник услышит то же, что и вы, и потом можно будет спокойно обсудить услышанное. 

Не поощрять критику в адрес топ-менеджеров. Не разрешайте рядовым сотрудникам критиковать свое начальство – дайте понять, что вас интересуют детали ситуации, а не оценка отдельных менеджеров. Демонстрируйте, что вы с менеджерами одна команда и вы им доверяете. Если поползут слухи, что в администрации нет взаимопонимания, ситуация только усложнится. Когда вы сомневаетесь в правоте менеджера, разбираться с ним нужно с глазу на глаз. Лишая его поддержки, вы теряете свой авторитет. 

Говорит Генеральный Директор

Вадим Гальцов, Генеральный Директор и владелец компании «Гиком», Краснодар

Чтобы быть уверенным, что ваши идеи доходят до рядовых сотрудников без искажений, недостаточно общаться только с заместителями. Иногда они слышат то, что хотят слышать, чего-то не понимают и поэтому оставляют без внимания. Попробуйте отклониться от маршрута на пару градусов, и вы приедете из Краснодара не в Москву, а в Волгоград, а может, и в какой-то другой город. Так же и с реализацией стратегии компании.

Движение предприятия к конечной цели обеспечивают рядовые сотрудники. Поэтому важно взаимодействовать с ними напрямую, но при этом, конечно, нельзя лишать авторитета своих замов (чтобы работники не стали ходить за решением каждого вопроса к Генеральному Директору). Сделать это можно несколькими способами.

  1. Дублирование отчетности. Распорядитесь, чтобы ваш электронный адрес ставился в копию письма, когда решается важная проблема (обычно это касается финансовых или имиджевых вопросов). В своей компании я определил список таких вопросов: это, например, просроченная дебиторка, жалобы ключевых клиентов.
  2. Посещение планерок в разных отделах. Если делать это без предупреждения, можно оценить актуальность обсуждаемых тем. Замы знают об этой моей привычке и держат меня в курсе актуальных вопросов, не дожидаясь моих неожиданных визитов. Контролировать нужно в первую очередь наиболее важные отделы: скажем, 70% времени уделять производству, 20% – отделу продаж, 10% – всем остальным подразделениям.
  3. Промежуточный контроль за работой непосредственных исполнителей. Некоторое время назад перед нашей компанией стояла задача продвижения сайта. Сотрудница, которая занималась этим вопросом, сосредоточилась на SEO-оптимизации и рекламе в телефонных справочниках, не подумав о других возможностях. Я попробовал найти наш сайт в Интернете, представив себя обычным потребителем. К сожалению, найти нашу компанию ни среди запросов на первой странице, ни тем более в первой тройке найденных ссылок мне не удалось. Пришлось самому разбираться в существующих методах продвижения сайта и ставить перед сотрудницей более конкретные задачи. В результате прирост клиентов составил более 30%. 

Почему генеральному директору полезно лично контролировать работу рядового персонала

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль