Как подчиненные могут манипулировать руководителем

9776
Фото © Shane Ambry | Flickr
Фото © Shane Ambry | Flickr
Шам Ангелина
Генеральный Директор компании «Мета-Фрейм Консалтинг», Москва
  • Как противостоять доводам узких специалистов
  • Как не давать сотрудникам ссылаться на личные обстоятельства
  • Как не допустить перекладывания на Ваши плечи дел, за которые отвечают подчиненные
  • Как реагировать на требование подчиненного повысить зарплату: советы директора кадрового агентства «Видеоверсия»

Манипуляции со стороны подчиненных возможны там, где для этого созданы условия: не отлажены бизнес-процессы, сотрудники точно не знают, в чем заключаются их обязанности. Хорошая почва для манипуляций – большое количество незанятого рабочего времени и доступ к ресурсам компании (Интернет, телефон, базы данных). Идеальных компаний, где царит абсолютный порядок, нет, поэтому важно научиться распознавать манипуляции и минимизировать вред, который они причиняют вам и бизнесу. В данной статье рассмотрим ситуации, когда подчиненные пытаются уйти от ответственности, увильнуть от исполнения служебных обязанностей, меньше работать, но оставим за скобками случаи мошеннических действий (откаты, воровство материальных ценностей, заключение невыгодных контрактов с целью личной наживы и т. д.). 

«Продавливание» решения

Всем знакома ситуация, когда подчиненный буквально принуждает руководителя принимать решения срочно, на бегу. Сотрудникам, преследующим исключительно личную выгоду, удобен слабый Генеральный Директор, который промахивается, делает ошибки. Часто требование срочно принять решение – неосознанная проверка руководителя: будет или не будет принимать необдуманные решения. Чтобы противостоять этой манипуляции, помните, что никогда нельзя принимать решение, руководствуясь эмоциями, под давлением.

В таких случаях всегда нужно остановиться, сказать четкое «нет», перенести встречу, подготовиться и только потом принять решение – осознанное, подготовленное и взвешенное.

Вы же сами приняли это решение!

Бывают сотрудники, развившие в себе мастерское умение добиваться нужных им решений, ловко минуя все преграды (иерархию в том числе). Второпях, на ходу они умеют задавать несущественные, казалось бы, вопросы, сформулированные таким образом, что руководитель может ответить на них только так, как нужно сотруднику. То, что при этом разрывается взаимосвязь процессов, утрачивается контекст, тот, кому задается вопрос, может не знать. Позднее ответы будут истолкованы как новые решения шефа, которые, однако, никогда не появились бы в нормальной обстановке. В связи с этим вспоминается случай из моей ранней деятельности, когда один сотрудник компании продал в Бразилию лицензию на изделие, которого не существовало. Позднее я не раз слышал, будто бы я сам обо всем распорядился и санкционировал эту продажу. Такой метод использования начальника бесчестен.

Личные гарантии

Еще одна уловка, помогающая добиться от Вас согласия, – это предоставление сотрудником личных гарантий. К примеру, подчиненный приходит к Вам с новой идеей, Вы одобряете проект и просите составить план работ. Однако сотрудник возражает, что план не нужен, поскольку он специалист в этом вопросе, знает все вдоль и поперек и лично гарантирует отличный результат. На самом деле подчиненный отказывается писать план, потому что хочет избежать контроля (возможно, чтобы воспользоваться ресурсами компании и рабочим временем в личных целях).

Если подчиненный не хочет писать план, это повод задуматься. В любом случае нужно настоять на составлении документа, в котором будут подробно описаны этапы работ, мероприятия, а главное – подсчитаны затраты. Не стесняйтесь показаться некомпетентным. Генеральный Директор не должен разбираться в тонкостях работы всех функциональных руководителей. Честно заявите: «Да, я не специалист в этом вопросе, но очень надеюсь, что Вы как профессионал поможете мне лучше понять суть проблемы. Для Вас ведь не составит труда подготовить подробный план (отчет, презентацию)». Лучше выглядеть дотошным и придирчивым, нежели невнимательным.

Жалость и шантаж

Уловки, к которым порой прибегают подчиненные, – это попытка вызвать жалость либо использование шантажа. Нередко начальники выслушивают рассказы о сложном положении и сталкиваются с просьбами предоставить, например, отгул или разрешить работать по удобному графику. Шантаж может проявляться по-разному: в обиде, болезни, угрозах уволиться, срыве сроков и в прочем.

Генеральный Директор должен знать, чем конкретно занят каждый его непосредственный подчиненный, чтобы иметь возможность его контролировать. Подчиненный в свою очередь должен ясно понимать, за что он получает деньги. Расписать рабочий день сотрудника (обязанности, процедуры, полномочия) надо уже при приеме его на работу.

Если увольнением вас шантажирует ценный специалист, которого в короткий срок заменить некем, то прежде всего нужно выяснить истинные причины его желания уволиться из компании. Может быть, дело просто в том, что сотрудник хочет улучшить условия работы – своей, своего отдела или подразделения, но не может достучаться до руководителя и вынужден идти на крайние меры. Но часто бывает так, что, даже выяснив истинные причины, Генеральный Директор не может изменить ситуацию (увеличить зарплату, штат подразделения и т. п.) немедленно, а работник ждать не хочет. В случае если Вы и подчиненный не можете прийти к компромиссу, лучше расстаться не колеблясь. Ведь за время, которое сотрудник будет дорабатывать в компании против своей воли (но согласившись на Ваши уговоры), он принесет больше вреда, чем пользы: будет готовить пути отхода, раздувать недовольство предприятием у других сотрудников, оповещать клиентов, налаживать личные связи с ними в обход интересов фирмы.

Говорит Генеральный Директор

Юлия Бочкарева Директор кадрового агентства «Видеоверсия», Санкт-Петербург

Часто подчиненные используют позицию «несчастный (-ая)». Появляется некая проблема (с ребенком, с родными, личная), и человек требует более удобный график работы, срывает встречи, сдачу отчетов; мотивы – «Ну вы же знаете, у меня проблема». Руководитель, «как порядочный человек», должен посочувствовать, а что-то требовать в этом случае очень сложно. Как противостоять такой манипуляции? Обсудите с подчиненным ситуацию и договоритесь, что интересы бизнеса – прежде всего. Например, согласитесь изменить рабочий график сотрудника, но официально, с изменением финансовых условий. Как показывает опыт, если сотрудник манипулирует Вами, он откажется от такого предложения, поскольку терять в деньгах совсем не в его интересах.

Ситуация «Я ухожу, там больше зарплата», к сожалению, очень распространенная. Для ее профилактики нужно следить за уровнем заработной платы на рынке (по тем должностям, на которых трудятся наиболее ценные сотрудники компании). Это позволит Вам всегда иметь аргументы в беседе с подчиненным, который грозит увольнением: быть готовым предложить повышение (иначе все равно придется брать нового работника с более высокой зарплатой) или, если подчиненный блефует, проявить Ваши знания и объяснить, что больше денег ему никто не даст. В первом случае (предложение расширить должностные обязанности и увеличить оклад) по реакции собеседника Вы сможете понять, действительно ли он пытается манипулировать Вами или он просто вырос и готов к большему в рамках Вашей компании. Помните также, что всегда есть категория сотрудников, которые «уходят» годами: так они добиваются признания их нужности. В таких случаях руководители просто привыкают к ситуации и игнорируют ее.

Взвалить задачу на начальника

Нередко работники, понимая, что перед ними стоит сложная задача, стремятся переложить ответственность за ее решение на начальника. Начинается все с просьбы помочь, а потом может дойти до того, что уже подчиненный будет вас спрашивать, как продвигается его дело.

Чтобы не допустить таких манипуляций, при каждой подобной просьбе требуйте показать вам план работы. Попросите указать в плане пункт, который вызывает затруднения, и поинтересуйтесь, предпринял ли сотрудник все необходимое для успешного выполнения этого пункта (и с каким результатом). Скорее всего, ответ будет отрицательный, потому что именно это задание подчиненный и хотел перепоручить Вам. Для решения проблемы предложите работнику усовершенствовать план (или составить новый по проблемному пункту). Таким образом, нужно действовать по четкому алгоритму: задание – план работы – контроль результатов.

Подчиненный в роли начальника

Сотрудник останавливает в коридоре руководителя и говорит ему: «У меня проблема. Я никак не могу договориться с фирмой «Эпсилон» насчет поставок. Мне кажется, дело сдвинется с мертвой точки, если Вы позвоните в эту фирму. Могу я попросить Вас об этом?». Поскольку дело происходит в коридоре, на бегу, менеджер может не распознать, что его пытаются сделать жертвой манипуляции. Поэтому он говорит: «О’кей, я позвоню в фирму «Эпсилон». На следующий день он снова сталкивается с подчиненным в коридоре, и подчиненный спрашивает: «Ну что, позвонили?». Заметьте, что подчиненный уже взял на себя функцию контролировать руководство.

Стоит отреагировать так: «Обдумайте другие способы установить контакт с фирмой «Эпсилон», ведь это ваша работа». Но даже если менеджер решает помочь подчиненному, это стоит делать примерно в такой форме: «Если у меня будет возможность, я позвоню в фирму «Эпсилон». Но давайте договоримся, что эта проблема ни на секунду не станет моей и вы не должны выключаться из работы над ней. Эта проблема ваша, вы получаете деньги за то, что сами решаете ее».

Если вы поняли, что сталкиваетесь с манипуляциями, и хотите изменить сложившиеся правила, не пытайтесь менять сразу все – это невозможно. Нужно делать это поэтапно. Для начала выберите самое главное. Например, вы решаете, что с сегодняшнего дня структурируете общение с подчиненными и не будете обсуждать рабочие вопросы мимоходом на лестнице, – начните проводить регулярные совещания. Еще один важный момент – не делайте исключений. Правила должны касаться всех в равной мере, это сократит возможности отдельных сотрудников вами манипулировать. И не забывайте регулярно напоминать себе о главных целях работы. Если вы четко знаете, в чем состоит главная задача – ваша и вашей компании, то никто не сможет сбить вас с верного курса.

Как подчиненные могут манипулировать руководителем

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль