Как бороться с откатами

1361
Как бороться с откатами

Фото: Hernani Larrea/Flickr

Николай Иванцов Генеральный Директор ООО «Трастлайн», Москва


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как убедить менеджеров не брать откаты
  • Как распознать откат
  • Способы профилактики откатов

Откаты в российском бизнесе – обычное дело. Больше всего они процветают в тех отраслях, где есть возможность раcпределить деньги по общей сумме сделки, поскольку, как правило, эти деньги нигде официально не учитываются, а обналичить их необходимо. Сумма отката обычно достаточно велика и оборачивается для предприятия немалыми затратами. Как показывает простая арифметика, если откат составляет 10% от сделки, общие расходы могут превысить прибыль подрядчика, а сумма контракта возрастет минимум в полтора раза. Чаще всего подобная математика характерна для сделок с государственными или окологосударственными структурами, поэтому величина откатов и сумма сделки здесь выше всего. Это объяснимо двумя причинами: отсутствием строгого контроля за средствами и большими аппетитами получателей.

Говорит Генеральный Директор 

Дмитрий Жданухин Генеральный Директор ООО «Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий», Москва; кандидат юридических наук

Соблазн использовать механизм откатов появляется прежде всего у сотрудников, отвечающих за снабжение организации: от закупок сырья до поставки канцтоваров. Риск возрастает, если решения в компании принимаются не коллегиально, а, например, через цепь согласований. Основные причины появления откатов следующие:

  • наличие у сотрудника возможности незаметно продвинуть нужную сделку;
  • предложения сделать откат со стороны поставщиков;
  • потребность в получении дополнительных денег в ущерб интересам организации (возникает, если сотрудник не участвует в капитале организации). 

Что нужно объяснить своим менеджерам

Значительное число менеджеров полагает, что откат не является чем-то предосудительным и неприемлемым, что он так же необходим бизнесу, как машинное масло двигателю. Вместе с тем откатная схема наносит убытки как поставщику, который теряет деньги из прибыли, так и заказчику, который вынужден переплачивать. Поставщик, приплачивающий Вашему менеджеру, не заинтересован работать более качественно: единожды приняв благодарность, сотрудник становится заложником поставщика и вынужден идти у него на поводу.

В любой компании стоит время от времени мягко напоминать сотрудникам, чем грозит получение отката. Во-первых, уголовным преследованием (дача и получение отката запрещены УК РФ и преследуются по закону, ст. 204 «Коммерческий подкуп»). Российское налоговое законодательство не дает возможности учесть такие издержки, как откат. Эти расходы необходимо вывести из налоговой сферы и, кроме того, обналичить. Все это также запрещено законом. Во-вторых, получение отката, безусловно, служит основанием для увольнения. Причем по виновной статье, которая вряд ли украсит трудовую книжку. У откатчика будет изрядно подпорчена репутация.

Какие признаки указывают на откат

Ваши подчиненные будут слушать о том, как плохо «смазывать» сделки откатом, преданно глядя Вам в глаза. Насколько глубоко в душу проникли Ваши слова, Вы сможете определить по следующим признакам:

  1. Расценки на услуги, оказываемые Вашей компанией, завышены более чем на 10% относительно среднерыночной цены. В пределах этой суммы находится размер необходимых затрат на обналичивание. Чтобы выделить получателю хотя бы 10%, надбавка к сумме контракта должна составить не меньше 20%. Такая существенная разница сразу заметна.
  2. Ваша компания не проводит тендеры среди поставщиков. Поставщик долгое время не меняется, даже несмотря на то что систематически нарушает обязательства.
  3. Сотрудник живет не по средствам. Как говорит мой финансовый директор, любые преступления обязательно оставляют финансовый след.
  4. В почте сотрудника, его бумагах появляются непонятные лишние документы. 
  5. Сотрудник часто ездит к подрядчикам перед заключением договора или ищет личной встречи с ними иными способами.

Способы профилактики откатов

Начинать борьбу с откатами необходимо с создания определенного климата в коллективе. У сотрудника не должно быть слишком много поводов упрекать работодателя и обид на него. Взаимодействие с бизнес-партнерами должно контролироваться, а неформальное общение с поставщиками быть сведено к минимуму. Мой опыт и опыт моих коллег подтверждает, что самый действенный способ борьбы с откатами – достойная оплата труда. Остальные способы (приводимые ниже), несомненно, эффективны, но для ощутимого эффекта необходимо применять их комплексно.


Проведение тендеров. Тендеры позволяют дистанцировать сотрудника, занимающегося подбором поставщиков, от принятия решения. Очень хорош вариант, когда решение по тендеру принимается коллегиально – в таком случае лица, участвующие в принятии решения, как бы контролируют сами себя. Хотя это, к сожалению, не панацея. Возможен и сговор лиц, и договоренности об откате со всеми участниками тендера.

Распределение полномочий в принятии решения. Мнение одного сотрудника в принятии итогового решения не должно быть определяющим. Поставщику сложнее договориться с несколькими людьми, нежели с одним. Однако подобный способ грозит раздуванием штата, что сводит на нет экономический эффект борьбы с откатами. По возможности организуйте коллегиальные переговоры, привлекайте к общению с подрядчиком не только менеджера, но также его непосредственного начальника, юриста и др. Постарайтесь, чтобы переговоры проходили в офисе Вашей компании.

Контрольная закупка. Периодически выступайте в роли потенциального поставщика (действуйте через третьих лиц), намекая на вознаграждение для менеджера. Основной недостаток данного метода в том, что применять его нужно умело и осторожно, используя для уличения лиц, уже заподозренных в том, что они берут откаты. Для выявления откатчиков он не слишком эффективен: сотрудник может брать откат раз от разу, а не во всех сделках.

Проверка поставщиков. Это способ, обратный контрольной закупке. Можно обратиться к поставщикам, с которыми работает Ваш сотрудник, чтобы уточнить цены и другие условия сотрудничества. Если полученные сведения будут свидетельствовать против сотрудника, следует проверить и других контрагентов, которых он курирует.


Белые платежи. Использование неформальных транзакций способствует появлению откатов. Поставщику становится проще выделить из общей суммы сумму мзды, которую при нормальных условиях надо вывести из-под налогов, обналичить и передать получателю.

Рассказывает практик

Андрей Клименко Заместитель Генерального Директора ООО «Ифсервис», Москва 

Прежде чем рассуждать о том, как бороться с откатами, важно понять причины этого явления. Устранить причину гораздо умнее, чем бороться со следствиями, – это прописная истина. Однако об этом, как правило, забывают. Между тем причинно-следственная цепь очень проста. Вы платите сотрудникам маленькую зарплату. И чего уж греха таить, зарплата эта в большинстве негосударственных небюджетных организаций серая. Сотрудники, понимая, что их обманывают, стремятся подработать, изыскивая для этого разные способы, в зависимости от морально-этических принципов, семейного и служебного положения. Пока Вы не обеспечили сотрудникам минимальную белую зарплату, Вы не имеете морального права осуждать их за откаты.

Могу посоветовать несколько способов борьбы с откатами:

  1. Выявляйте откаты, увольняйте проштрафившихся сотрудников и нанимайте новых. 
  2. Старайтесь сделать так, чтобы у низкооплачиваемых сотрудников не было возможности влиять на принятие дорогостоящих решений.
  3. Используйте там, где это возможно, информационные технологии. Например, закупщик, которому информационная система фирмы сама рассчитала требуемый объем поставки и выгодного поставщика, фактически лишен возможности брать откаты.
  4. Переходите к цивилизованным формам и размерам оплаты труда. В этом случае откаты будут брать лишь воры по натуре, а таких людей все-таки мало, большинство хочет чувствовать себя достойными людьми. Кроме того, в этом случае Вы сможете заключать прозрачные трудовые договоры, в которых никто не мешает оговорить подобные проблемы и предусмотреть наказание.

 

Справка


Николай Иванцов окончил Гуманитарный университет (Екатеринбург) по специальности «юриспруденция» и Российский государственный гуманитарный университет (Москва) по специальности «менеджмент организации». Руководит компанией с момента ее образования в 2004 году. Он и два его партнера являются совладельцами бизнеса в равных долях.

Сфера деятельности: транспортная логистика

Форма организации: ООО

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 27

Годовой оборот (2007): 125 млн рублей

Основные клиенты: ОАО «Металлургический завод «Электросталь», ИД «Абак-пресс»

Центр развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий

Сфера деятельности: коллекторство (взыскание задолженностей), консалтинг в области гуманитарно-правовых технологий

Форма организации: ООО

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 3

Основные клиенты: Институт частного права, коллекторское агентство «Центр ЮСБ», Москоммерцбанк, Сбербанк, Собинбанк, Украинская коллекторская группа

«Ифсервис»

Сфера деятельности: логистика

Форма организации: ООО (часть холдинга Издательство "Эксмо")

Месторасположение: Москва 

Численность персонала: 1000

Годовой оборот: 5 млрд руб.

Основные клиенты: весь книжный рынок России и СНГ

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль