text
Генеральный Директор

Вклад IT-службы в развитие бизнеса

  • 6 декабря 2013
  • 565
Вклад IT-службы в развитие бизнеса

Фото: Hernani Larrea/Flickr

Терри Уайт Директор компании MarketWorks Advisory, Йоханнесбург (ЮАР)


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Что требуется от IT-службы современной компании
  • Какие задачи необходимо ставить перед своей IT-службой
  • Каким должен быть современный IT-директор

Также Вы прочитаете

  • Как IT-отдел компании «Эйр Астана» участвует в реализации стратегических целей компании

Большинство российских Генеральных Директоров воспринимают IT-службу исключительно как техническое подразделение компании, основная задача которого – установка программ на компьютеры сотрудников и обеспечение их бесперебойной работы. На Западе прослеживается другая тенденция. Чтобы предприятие было конкурентоспособным, ему необходимо иметь передовые информационные технологии и так называемую информационную стратегию развития. Поэтому IT-директора (CIO) не только отвечают за технический инструментарий, но и участвуют в стратегическом управлении бизнесом. Российским Генеральным Директорам пора задуматься о том, чтобы пересмотреть роль IT-службы в компании.

Какие задачи ставить перед IT-подразделением

Перестаньте воспринимать свой IT-отдел только как отдел по обработке данных и поддержке корпоративных коммуникационных технологий. Перед IT-подразделением следует ставить и другие задачи. Например:

  • Управление взаимоотношениями с клиентами. Поручите специалистам анализировать клиентскую базу, упрощать взаимодействие с клиентами, совершенствовать пользовательский интерфейс. Благодаря включению IT-отдела в работу с клиентами компания может выйти в лидеры своего рынка (см. таблицу).
  • Контроль за использованием информационных систем работниками. Как минимум такой контроль заставит сотрудников перестать заниматься посторонними делами в рабочее время. Как максимум – поможет соотнести действия сотрудников со стратегией компании.
  • Оптимизация внутренних процессов. IT-специалисты могут разрабатывать несложные и понятные всем модели внутренних информационных коммуникаций. Это позволит всем подразделениям представлять технологию работы компании в целом. Идеальный результат – сотрудники начнут предлагать руководству идеи по улучшению работы компании, а также ее развитию.

Вклад IT-службы в развитие бизнеса

Какой IT-директор нужен компании

Кроме технических навыков (знаний инфраструктуры, сетей, приложений и пр.), IT-директор должен иметь навыки управления проектами, IT-активами, сервисом (разными аспектами взаимодействия с клиентами). Он должен овладеть ноу-хау компании, а также ориентироваться в тенденциях мировой и отечественной экономики.

Сегодня сами IT-специалисты вслед за Генеральными Директорами отводят себе только роль поддержки. И это отдаляет их от бизнеса и не позволяет им вносить реальный вклад в развитие компании. IT-директорам пора перестать говорить «Я работаю в IT-службе», отождествляя себя только со специальностью. Правильнее относить себя к определенной сфере бизнеса и говорить: «Я работаю в торговле (машиностроении, телекоммуникациях и т. д.)». Только в этом случае уникальное видение IT-директора будет влиять на все бизнес-процессы организации.

IT-директор должен принимать активное участие в улучшении бизнес-результатов, предлагать новые возможности для успешной конкуренции, интерпретировать тенденции и события. Вам как Генеральному Директору нужно заинтересовать IT-директора (используя материальные и нематериальные способы) поиском оптимального решения трех задач:

  1. Как не допустить роста расходов на IT?
  2. Как IT-служба может внести вклад в развитие бизнеса?
  3. Как IT-служба может научиться согласовывать свои действия с нуждами бизнеса?

Изменение подхода IT-отдела к работе в рамках крупной компании занимает (в среднем) от двух до пяти лет. Но рано или поздно всем компаниям придется совершить этот переход. Сделайте это раньше, и Вы сможете вывести Ваш бизнес на новый уровень развития.

Рассказывает практик

Джерри Митчелл Директор отдела информационных технологий (CIO) компании «Эйр Астана», Алма-Ата (Казахстан)

В октябре 2005 года «Эйр Астана» разработала 10-летнюю стратегию развития. Главная цель, предусмотренная этим документом, – постоянный рост авиакомпании. Согласно стратегии парк воздушных судов к 2022 году должен расшириться с 18 до 63 самолетов. Планируется увеличение количества сотрудников до 9000 человек, а пассажиров, перевезенных по Казахстану и за рубежом, – до 13,5 млн человек.

IT-стратегия компании направлена на поддержку общей стратегии и ее целей. Например, огромную популярность среди клиентов авиакомпании приобрела система бронирования билетов через Интернет, начавшая функционировать в июне 2007 года. Другой пример – внедрение собственной программы премирования часто летающих пассажиров Nomad Club в декабре 2007 года.

Для того чтобы в условиях увеличения количества пассажиров системы информационных технологий могли нормально функционировать, в IT-стратегии делается акцент на постоянном тестировании и улучшении информационной системы представительств, финансового отдела (в частности отдела доходов), отдела персонала. Предполагается увеличить поддержку общей системы инфраструктуры, компонентами которой являются сеть и сервер; этой цели в IT-стратегии уделено особое место.

Справка


Терри Уайт консультирует в области стратегии предприятия и IT-стратегии более 12 лет. Участвовал в разработке Val IT – методологии корпоративного управления, призванной помочь компаниям достичь максимальной выгоды от использования IT. Автор книг по управлению IT «Чего хочет бизнес от IT. Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров» (Минск: Гревцов Паблишер, 2007), «Реорганизация IT-отдела» (Reinventing the IT department. Oxford; Boston: Butterworth – Heinemann, 2001), а также книги «Ускорить хаос» (Speed up the mess: Using IT in small business. Northcliff, South Africa: Frontrunner Publishing, 2005) – об особенностях управления IT в малом бизнесе.

MarketWorks Advisory

Сфера деятельности: оказывает комплекс консалтинговых услуг по стратегии, бизнес-процессам и IT. Представитель таких международных компаний, как Butler Group и Datamonitor

Форма организации: входит в холдинг MarketWorks

Территория: ЮАР. Головной офис – в Йоханнесбурге, филиал – в Дурбане

Стаж Генерального Директора в должности: с момента основания (2005 год)

Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец

«Эйр Астана»

Сфера деятельности: авиаперевозки

Форма организации: АО «Эйр Астана» – совместное предприятие государственного холдинга «Самрук» и английской компании BAE System (доли участия – 51 и 49% акций соответственно)

Территория: Офисы и центры бронирования и продажи билетов компании «Эйр Астана» расположены в 15 городах Казахстана; зарубежные представительства по продаже билетов – в Амстердаме, Бангкоке, Ганновере, Дели, Дубае, Лондоне, Москве, Пекине, Сеуле, Стамбуле, Франкфурте-на-Майне

Численность персонала: 2400

Годовой оборот: Количество перевезенных пассажиров в 2007 году – 2,13 млн человек. Количество пассажиро-километров в 2007 году увеличилось на 42% по сравнению с 2006 годом и составило 6,5 млрд; пассажироперевозки увеличились на 46%, операционная прибыль – на 48%

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.