Вклад IT-службы в развитие бизнеса

526
Вклад IT-службы в развитие бизнеса

Фото: Hernani Larrea/Flickr

Терри Уайт Директор компании MarketWorks Advisory, Йоханнесбург (ЮАР)


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Что требуется от IT-службы современной компании
  • Какие задачи необходимо ставить перед своей IT-службой
  • Каким должен быть современный IT-директор

Также Вы прочитаете

  • Как IT-отдел компании «Эйр Астана» участвует в реализации стратегических целей компании

Большинство российских Генеральных Директоров воспринимают IT-службу исключительно как техническое подразделение компании, основная задача которого – установка программ на компьютеры сотрудников и обеспечение их бесперебойной работы. На Западе прослеживается другая тенденция. Чтобы предприятие было конкурентоспособным, ему необходимо иметь передовые информационные технологии и так называемую информационную стратегию развития. Поэтому IT-директора (CIO) не только отвечают за технический инструментарий, но и участвуют в стратегическом управлении бизнесом. Российским Генеральным Директорам пора задуматься о том, чтобы пересмотреть роль IT-службы в компании.

Какие задачи ставить перед IT-подразделением

Перестаньте воспринимать свой IT-отдел только как отдел по обработке данных и поддержке корпоративных коммуникационных технологий. Перед IT-подразделением следует ставить и другие задачи. Например:

  • Управление взаимоотношениями с клиентами. Поручите специалистам анализировать клиентскую базу, упрощать взаимодействие с клиентами, совершенствовать пользовательский интерфейс. Благодаря включению IT-отдела в работу с клиентами компания может выйти в лидеры своего рынка (см. таблицу).
  • Контроль за использованием информационных систем работниками. Как минимум такой контроль заставит сотрудников перестать заниматься посторонними делами в рабочее время. Как максимум – поможет соотнести действия сотрудников со стратегией компании.
  • Оптимизация внутренних процессов. IT-специалисты могут разрабатывать несложные и понятные всем модели внутренних информационных коммуникаций. Это позволит всем подразделениям представлять технологию работы компании в целом. Идеальный результат – сотрудники начнут предлагать руководству идеи по улучшению работы компании, а также ее развитию.

Вклад IT-службы в развитие бизнеса

Какой IT-директор нужен компании

Кроме технических навыков (знаний инфраструктуры, сетей, приложений и пр.), IT-директор должен иметь навыки управления проектами, IT-активами, сервисом (разными аспектами взаимодействия с клиентами). Он должен овладеть ноу-хау компании, а также ориентироваться в тенденциях мировой и отечественной экономики.

Сегодня сами IT-специалисты вслед за Генеральными Директорами отводят себе только роль поддержки. И это отдаляет их от бизнеса и не позволяет им вносить реальный вклад в развитие компании. IT-директорам пора перестать говорить «Я работаю в IT-службе», отождествляя себя только со специальностью. Правильнее относить себя к определенной сфере бизнеса и говорить: «Я работаю в торговле (машиностроении, телекоммуникациях и т. д.)». Только в этом случае уникальное видение IT-директора будет влиять на все бизнес-процессы организации.

IT-директор должен принимать активное участие в улучшении бизнес-результатов, предлагать новые возможности для успешной конкуренции, интерпретировать тенденции и события. Вам как Генеральному Директору нужно заинтересовать IT-директора (используя материальные и нематериальные способы) поиском оптимального решения трех задач:

  1. Как не допустить роста расходов на IT?
  2. Как IT-служба может внести вклад в развитие бизнеса?
  3. Как IT-служба может научиться согласовывать свои действия с нуждами бизнеса?

Изменение подхода IT-отдела к работе в рамках крупной компании занимает (в среднем) от двух до пяти лет. Но рано или поздно всем компаниям придется совершить этот переход. Сделайте это раньше, и Вы сможете вывести Ваш бизнес на новый уровень развития.

Рассказывает практик

Джерри Митчелл Директор отдела информационных технологий (CIO) компании «Эйр Астана», Алма-Ата (Казахстан)

В октябре 2005 года «Эйр Астана» разработала 10-летнюю стратегию развития. Главная цель, предусмотренная этим документом, – постоянный рост авиакомпании. Согласно стратегии парк воздушных судов к 2022 году должен расшириться с 18 до 63 самолетов. Планируется увеличение количества сотрудников до 9000 человек, а пассажиров, перевезенных по Казахстану и за рубежом, – до 13,5 млн человек.

IT-стратегия компании направлена на поддержку общей стратегии и ее целей. Например, огромную популярность среди клиентов авиакомпании приобрела система бронирования билетов через Интернет, начавшая функционировать в июне 2007 года. Другой пример – внедрение собственной программы премирования часто летающих пассажиров Nomad Club в декабре 2007 года.

Для того чтобы в условиях увеличения количества пассажиров системы информационных технологий могли нормально функционировать, в IT-стратегии делается акцент на постоянном тестировании и улучшении информационной системы представительств, финансового отдела (в частности отдела доходов), отдела персонала. Предполагается увеличить поддержку общей системы инфраструктуры, компонентами которой являются сеть и сервер; этой цели в IT-стратегии уделено особое место.

Справка


Терри Уайт консультирует в области стратегии предприятия и IT-стратегии более 12 лет. Участвовал в разработке Val IT – методологии корпоративного управления, призванной помочь компаниям достичь максимальной выгоды от использования IT. Автор книг по управлению IT «Чего хочет бизнес от IT. Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров» (Минск: Гревцов Паблишер, 2007), «Реорганизация IT-отдела» (Reinventing the IT department. Oxford; Boston: Butterworth – Heinemann, 2001), а также книги «Ускорить хаос» (Speed up the mess: Using IT in small business. Northcliff, South Africa: Frontrunner Publishing, 2005) – об особенностях управления IT в малом бизнесе.

MarketWorks Advisory

Сфера деятельности: оказывает комплекс консалтинговых услуг по стратегии, бизнес-процессам и IT. Представитель таких международных компаний, как Butler Group и Datamonitor

Форма организации: входит в холдинг MarketWorks

Территория: ЮАР. Головной офис – в Йоханнесбурге, филиал – в Дурбане

Стаж Генерального Директора в должности: с момента основания (2005 год)

Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец

«Эйр Астана»

Сфера деятельности: авиаперевозки

Форма организации: АО «Эйр Астана» – совместное предприятие государственного холдинга «Самрук» и английской компании BAE System (доли участия – 51 и 49% акций соответственно)

Территория: Офисы и центры бронирования и продажи билетов компании «Эйр Астана» расположены в 15 городах Казахстана; зарубежные представительства по продаже билетов – в Амстердаме, Бангкоке, Ганновере, Дели, Дубае, Лондоне, Москве, Пекине, Сеуле, Стамбуле, Франкфурте-на-Майне

Численность персонала: 2400

Годовой оборот: Количество перевезенных пассажиров в 2007 году – 2,13 млн человек. Количество пассажиро-километров в 2007 году увеличилось на 42% по сравнению с 2006 годом и составило 6,5 млрд; пассажироперевозки увеличились на 46%, операционная прибыль – на 48%

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль