Как защитить деловую репутацию, если действия конкурентов угрожают имиджу компании

7403
Как защитить деловую репутацию, если действия конкурентов угрожают имиджу компании

Фото: Shatterstock


Компания-конкурент обвинила учредителей фирмы в воровстве

Фирма подала иск в суд и не только выиграла дело, но и получила компенсацию

Претензии потерпевшей компании. Пермская организация «Неоматика» обратилась в суд с требованием признать тот факт, что конкуренты фирмы - компания «АПК КОМ» опорочила ее деловую репутацию, разместив на своем сайте обвинительную статью под названием «Внимание, мошенники!» (в разделе «Новости»). Руководство пострадавшей компании считает, что конкуренты обязаны устранить данную информацию, опубликовать опровержение и извинение от лица директора, а также выплатить компенсацию за нанесение репутационного вреда.


Аргументы потерпевшей компании. В размещенной на сайте статье, в частности, было написано: «В связи с выходом на рынок оборудования под маркой «ADM200» производства компании «Неоматика» (г. Пермь), компания ООО «АПК КОМ» официально заявляет, что она не имеет ничего общего с вышеуказанным оборудованием, легитимность выхода которого весьма сомнительна. Кроме того, общество «Неоматика» образовано уволенными сотрудниками нашей компании, уличенными в краже имущества, которые впоследствии раскаялись в содеянном и были выпущены на свободу. Считаем своим долгом предупредить наших партнеров, клиентов: остерегайтесь мошенников и псевдопроизводителей! Во избежание обвинений в клевете, наша компания обладает всеми документами, подтверждающими факты, обозначенные в данном обращении».

Потерпевшая сторона заявила, что опубликованные сведения не соответствуют действительности. Это подтверждают первичные документы, а также выписка из судебного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия состава преступления. Следовательно, фирма-конкурент умышленно решила подорвать деловую репутацию компании.


 Как защитить деловую репутацию, если действия конкурентов угрожают имиджу компании

Как компании удалось возместить ущерб и добиться защиты деловой репутации

Инна Бучневич Руководитель юридической практики консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков», Санкт-Петербург

В суде компания-конкурент заявила, что не имеет никакого отношения к информации, размещенной на своем сайте. Однако суд занял сторону истца, и вот какие аргументы решили исход дела.

1. Спорные сведения распространяли именно конкуренты фирмы. Это подтверждают такие факты:

  • протокол осмотра доказательств от 24.07.2012, который составил нотариус пермского городского нотариального округа;

  • письмо организации «СпейсВэб», предоставляющей услуги хостинга для веб-сайта ответчика по договору публичной оферты, исходя из которой фирма «АПК КОМ» является лицом, от имени которого публикуются материалы на сайте.



Кроме того, обе компании действительно являются основными конкурентами, поскольку производят и поставляют товары, идентичные по функциональному назначению, применению, качественным характеристикам, ценам и реализуемые на одном рынке. Этот довод ответчик не оспаривал.


2. Владельцы "потерпевшей" фирмы не нарушали закон. Учредители новой компании представили в суде копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 декабря 2012, вынесенного оперуполномоченным ОУР ОП №6 УМВД России по г. Перми. Следовательно, руководство фирмы «АПК КОМ» умышленно пыталось обвинить собственников компании конкурентов в совершении нечестного поступка, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, ответчик не представил доказательств того, что опубликованная информация соответствует действительности. А значит, пострадавшая сторона имеет право требовать опровержения сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 152 ГК РФ). 


3. Деловой репутации компании был нанесен урон. «Неоматика» создана в апреле 2012 года, следовательно, это молодая, развивающаяся компания, которая заинтересована в создании положительной деловой репутации для успешного бизнеса. Однако спорные сведения о ее коммерческой деятельности уже отрицательно сказались на деловой репутации компании, что подтверждается письмами от фирм-партнеров. Кроме того, в дальнейшем это может привести к потере клиентов, заказов, а значит, и прибыли. 


Решение суда и выводы для бизнеса. Судьи пришли к заключению, что опубликованные сведения порочат деловую репутацию компании и ее собственников. Фирму-конкурента обязали опровергнуть эту информацию, возместить репутационный ущерб в размере 50 тыс. руб., а также компенсировать затраты на уплату госпошлины в размере 8 тыс. руб. (постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2013 №Ф09-5525/13 по делу №А50-15762/2012).

Что делать, если конкуренты очернили имидж Вашей компании и подорвали деловую репутацию  

Если Вы оказались в подобной ситуации, в первую очередь нужно документально подтвердить факт клеветы – для этого обратитесь в нотариальную контору до того момента, как конкуренты удалят информацию.

Кроме того, на своем сайте нужно сразу разместить опровержение. Вместе с тем стоит заметить, что не каждый негативный отзыв можно считать порочащим деловую репутацию компании, а только тот, который не соответствует действительности и формирует негативное отношение к руководству и самой организации у потребителей или контрагентов. Помимо прочего рекомендую подготовить следующие документы. 


  • Доказательства нанесения материального ущерба. Например, «Альфа-Банку» удалось отсудить у издательского дома «Коммерсант» около 11 млн. руб. за статью «Банковский кризис вышел на улицу. Системообразующие банки столкнулись с клиентами», в которой упоминалось его название. Главным аргументом стал тот факт, что банк не мог осуществлять кредитование из-за того, что вкладчики активно снимали деньги (постановление ФАС Московского округа от 30.05.05 № КГ-А40/1052-05). 
  • Отчет об оценке рыночной стоимости деловой репутации. Один из архангельских строительных заводов отсудил у компании «Группа Каспийская Энергия» 3,5 млн руб. за распространение информации о его слиянии с другим предприятием, из-за которой сорвалась сделка завода с зарубежным партнером. Главным аргументом в пользу пострадавей стороны был отчет, согласно которому деловая репутация завода оценивается в размере более чем 495 млн руб. (постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2011 по делу №А06-590/2010). 
Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль