Как обычных сотрудников превратить в талантливых: опыт Toyota

14293
Как обычных сотрудников превратить в талантливых: опыт Toyota

Фото: ToyotaRussia


Лидеры Toyota считают, что потенциал человека зависит от природных задатков лишь на десять процентов. На девяносто процентов талант сотрудника компании формируется за счет упорного труда и постоянно практики. На этой аксиоме построена методика подготовки кадров Toyota, которая позволяет добиваться отличных результатов с любыми сотрудниками. 

Талантливые сотрудники

Дэвид Майер и Джеффри Лайкер посвятили большую часть своей жизни изучению феномена Toyota. Их книга «Талантливые сотрудники» стала мировым бестселлером. В ней авторы предлагают всем компаниям использовать самую быструю и дешевую методику подготовки кадров, придуманную в Toyota. Лидеры этой компании не полагаются на счастливый случай, позволяющий найти врожденный талант, они добиваются непревзойденных результатов с обычными людьми.

Версия TWI, взятая на вооружение в Toyota

Подход Toyota к обучению и развитию сотрудников позаимствован из разработанной в США программы, которая получила название Программа обучения в промышленности (Training Within Industry, TWI). Авторы уверены, что версию этой программы, которую использует Toyota, можно применять в любой компании. Она заключается в следующем.

Шаг 1

Начинать нужно с общей подготовки организации. Процесс развития незаурядных людей в Toyota начинается с вопроса: «Почему мы решили развивать таланты своих сотрудников?» Талант должен отвечать потребностям вашего бизнеса. Нужно четко представлять свои цели и увязывать их с задачами развития людей (см. Оценка потребностей компании и Тренеры: как их найти).

Шаг 2

Затем выявить ключевое знание. Есть мнение, что обучить некоторым аспектам работы невозможно, особенно если речь идет о творчестве. Авторы уверены, что это не так. «Если вы тщательно проанализируете свои процессы, - пишут они, - то обнаружите, что любая работа имеет ключевые аспекты, которые единообразны и доступны для усвоения. Выявите такие аспекты и научитесь эффективно доносить данную информацию до других, и вы сумеете развить у своих людей непревзойденные таланты» (см. Ключевые аспекты).

Шаг 3

Следующий этап – передать ключевые знания с помощью производственного инструктажа. Таким способом можно обучить чему угодно, уверены лидеры Toyota, - готовить еду, делать хирургические операции, писать статьи, рисовать и т.д. Ядро метода – выявление ключевого знания (шаг 3) и разбивка рабочего процесса на этапы, которые легко освоить (см. Производственный инструктаж).

Шаг 4

И последний этап – проверка уровня знаний.  Если работники с трудом справляются со своими обязанностями, значит, их рано бросили «на произвол судьбы». Не следует оставлять сотрудника без поддержки, пока он не докажет, что готов работать самостоятельно. В Toyota этому уделяется особое внимание.

Ключевые аспекты

Любая работа имеет базовые навыки, профессиональные знания и накопленные ноу-хау - так называемые ключевые знания, стандарты. Верная примета мастерства – умение применять эти знания в разных ситуациях. Если они не точны, эффективность метода обучения не играет роли. Многие считают, что некоторые виды работ нельзя стандартизировать. Лидеры Toyota уверены, что это не так. Просто для каждой деятельности существует своя вариабельность и анализируемость задач. 

Параметр 1

Вариабельность задач. Этот параметр определяет количество навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. В соответствии с принципом Парето, 20% действий обеспечивают 80% успеха процесса. Эти 20% нужно стандартизировать как можно тщательнее. Затем определить еще около 60% аспектов, важных для достижения успеха. Оставшиеся 20% допускают вариабельность, которая не сказывается на итоговых результатах.

Параметр 2

Анализируемость задач. Это возможность разбить работу на стандартные операции и составить алгоритм, который позволит обучить новичка выполнению задачи.

В Toyota главное – это осмысленная стандартизация наиболее важных и распространенных аспектов работы. Такие стандарты избавляют людей от необходимости изобретать собственные методы выполнения работы. У них появляется возможность направить свою энергию в творческое русло.

Наем работников в Toyota

Конкретным навыкам и приемам в Toyota обучают уже после приема на работу. В людях, которых отбирают в этой компании, нет ничего особенного. Но есть три обязательных требования к соискателям. Будущий сотрудник должен быть обучаемым, хотеть учиться и уметь работать в команде. В остальном, присмотревшись к работникам Toyota, вы обнаружите то же разнообразие черт и характеров, что и в любой другой компании – здесь работают живые люди с теми же достоинствами и недостатками, что и везде.

Оценка потребностей компании

Не стоит заниматься развитием талантов наугад. Прежде чем браться за дело, необходимо определить характер своих потребностей. Организуя процесс обучения, важно определить безотлагательные нужды. «Нам нужно повысить производительность», - говорите вы. Или: «Нам необходимо быстрее и эффективнее подключать к работе новичков». После того, как вы определитесь с потребностями и направленностью обучения, авторы советуют предпринять следующее.

Этап 1

Создать организационную структуру. Оценив ситуацию, следует решить, какие ресурсы необходимы для достижения цели. Минимум, который рекомендуют авторы, - один квалифицированный специалист по производственному инструктажу на 10 сотрудников. Речь идет не о тренерах, которые обучают в режиме полной занятости, а о рядовых сотрудниках, которые успешно окончили курсы по производственному инструктажу. Авторы называют их «инструкторами на рабочем месте».

Этап 2

Подготовка тренеров. Если в компании работает более 300 человек, то полезно иметь мастера-тренера, прошедшего специальную подготовку, чтобы обучать других тренеров. Мастеру-тренеру должны подчиняться сертифицированные тренеры, прошедшие обучение на практике. Сертифицированные тренеры – как правило, руководители низшего звена – в свою очередь обучают инструкторов на рабочем месте (см. Тренеры: как их найти).  

Этап 3

Составление плана развития каждого сотрудника. Умный лидер добивается большего, если думает не только о профессиональном, но и о личностном росте подчиненного. Постарайтесь понять, каким видит свое будущее член команды. Иногда в итоге работник открывает для себя новые возможности в компании, а вы теряете ценный кадр. Однако в долгосрочном аспекте принесенная вами жертва пойдет во благо всем.

Производственный инструктаж

Производственный инструктаж обогатил арсенал Toyota важными методами. 

Метод 1

Разбивка рабочего процесса на элементы. Суть метода заключается в следующем: разбиваем работу на составляющие операции до тех пор, пока не дойдем до таких, которым легко обучить. Достаточна ли детализация, вы сможете определить, познакомив с операцией новичка. Если он быстро усваивает материал и добивается прекрасных результатов, разбивка рабочего процесса выполнена успешно.

Метод 2

Четырехэтапный метод обучения с помощью производственного инструктажа. Эти этапы включают подготовку ученика, ознакомление с операцией, пробное выполнение работы и проверку результатов.

  1. Подготовка ученика. Перед тем как приступать к занятиям лидер должен предпринять ряд важных шагов. Встретиться с работником, получить представление об его опыте, определить потребности его развития, составить план обучения, заинтересовать новичка работой, подготовить рабочее место для занятий, заранее освободить время.
  2. Ознакомление с операцией. Продемонстрировать выполнение операции нужно не менее трех раз. В первый раз рассказать только об основных этапах. Когда работа выполняется во второй раз, приходит время назвать и продемонстрировать ключевые аспекты каждого этапа. В третий раз инструктор делает акцент на причинах выделения каждого ключевого аспекта.
  3. Пробное выполнение работы. Для тренера это критический этап – ученик должен выполнить работу самостоятельно. Если не получилось, необходимо проанализировать происходящее и внести коррективы. Это прекрасная возможность узнать о процессе больше.
  4. Проверка результатов. За результат всегда отвечает учитель. Девиз производственного инструктажа: «Если ученик не научился, учитель не научил». Это означает, что учитель продолжает обучение, пока ученик не освоит работу. Всегда поддерживайте ученика, почаще проверяйте, как идут дела, объясните, кого позвать на помощь, поощряйте вопросы.

Тренеры: как их найти

Многие ошибочно полагают, что лучшие учителя получаются из высококвалифицированных специалистов. Увы, это не всегда так. Речь идет о разных задачах, которые требуют разных навыков. Чтобы научить другого хорошо выполнять какую-либо работу, умелому тренеру не обязательно самому делать эту работу лучше всех. Отбирая тренеров, нужно принимать во внимание умения и навыки, необходимые именно для этой работы. Вот они.

Качество 1

Умение и желание учиться. Хороший учитель хочет и умеет учиться. Он растет и развивается, помогая развиваться другим. Такие люди тянутся к знаниям и не бояться новых проблем.

Качество 2

Гибкость и адаптируемость. Процесс обучения всегда уникален. Нельзя применять один и тот же стиль и метод в разных условиях и рассчитывать на успех.

Качество 3

Заботливое и внимательное отношение к ученикам. Тренер должен относиться к ученику с интересом и участием и искренне желать, чтобы его подопечный добился успеха и реализовал себя как личность.

Качество 4

Терпение. Если тренер недостаточно терпелив и быстро опускает руки, его настрой выводит ученика из душевного равновесия и мешает сосредоточиться на задаче. Хороший тренер умеет одобрить и успокоить ученика. 

Качество 5

Настойчивость. Не следует путать настойчивость с агрессивностью и упрямством. Беспрестанные придирки вызывают у людей обиду и возмущение. Настойчивость – это умение продолжать обучение, корректируя свой подход, пока не будет достигнут желаемый результат.

Качество 6

Готовность взять на себя ответственность. Неудачи ученика говорят о несостоятельности учителя. Тренер должен уметь взять на себя ответственность за ошибочные решения и разработать новый план, чтобы добиться лучшего результата.

Качество 7

Уверенность в себе и профессиональные знания. Ничто не удручает ученика больше, чем учитель, который не знает материала. Тренер должен быть уверенным в себе и действительно знать секреты ремесла.

Качество 8

Навыки эффективной коммуникации. Коммуникативные навыки не сводятся к умению изъясняться четко и лаконично. Это еще и язык жестов. Тренер должен внушать спокойствие и уверенность одним своим видом. Другая сторона коммуникации – умение слушать и правильно понимать вопросы.

Узнать все, что хотели донести авторы самых востребованных книг о бизнесе и власти, за 15 минут Вам поможет проект «Главная мысль».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль