Как стать хорошим руководителем международного уровня

6085
Фото © csrjournal.com
Фото © csrjournal.com

Маурицио ПатарнеллоГенеральный Директор компании «Нестле Россия», Москва


Я с детства хотел быть хорошим руководителем и работать за рубежом, и, поскольку не гнался за высоким заработком и комфортными условиями жизни, мне было все равно, куда именно ехать: пожалуй, нет такой страны, где бы я отказался работать.


Я уверен, что человек, принадлежащий к любой культуре, может выработать в себе качества отличного руководителя и добиться успеха на международном рынке.

Прежде всего это любознательность, желание постоянно открывать что-то неизвестное.

Затем – тяга к приключениям, то есть желание выйти из зоны комфорта, получить свою дозу стресса.

И наконец, некоторая амбициозность.

Но самое главное для того, кто собирается занять руководящий пост в стране с другой культурой, – это интерес и любовь к людям, уважительное отношение к различиям между ними. Например, когда я приехал работать на Украину, мне, конечно, было непросто приспособиться к новому быту, напряженному уличному движению, холодной погоде и иной языковой среде; и все же самым сложным оказалось адаптироваться к людям – изучить их привычки, понять логику поведения.


Отличный руководитель умеет найти общее

Мне больше нравится замечать не различия, а общие черты и делать акцент именно на них. Так, приехав в Россию, я сразу обратил внимание на то, что русские столь же эмоциональны, как и итальянцы. Пусть русские привыкли несколько иначе выражать эмоции, но темперамент похож.


Адаптировать стиль управления не к менталитету подчиненных, а к дистанции

Я не вижу смысла менять стиль управления применительно к каждой стране пребывания. По-моему, он должен больше зависеть не от людей, которыми ты руководишь, а от объективных условий. Например, когда я работал в Дубае и отвечал за продажи в достаточно большом регионе (Африка, Ближний Восток, Азия и Австралия), приходилось много ездить. Лично встретиться с подчиненными удавалось раз в три месяца, в остальное время в ход шли телефон и электронная почта. В такой ситуации главное – суметь донести до человека суть своего сообщения, изложить все так, чтобы не допустить двойных толкований. Руководить командой на расстоянии можно, только подавая личный пример и формируя таким образом свой имидж лидера. Когда же встречаешься с коллективом каждый день, как я в России, важнее эмоционально вовлекать людей: то, что Вы говорите, должно вызывать отклик. Конечно, также необходим личный пример, но, кроме этого, нужно тесное общение, живой диалог. И не имеет значения, в какой стране это происходит.


Дозировать прямоту в высказываниях

А теперь мы подошли к различиям. В странах Европы, будь то Италия, Франция, Испания или Греция, хорошему руководителю не обязательно быть очень прямолинейным в общении с персоналом – принято читать между строк, руководитель обычно лишь намечает подход к решению проблемы, а не говорит все напрямик. Если Вы станете использовать тот же стиль в России, Вас обязательно будут переспрашивать, уточнять, что Вы имеете в виду, дожидаясь более конкретных указаний. Мой опыт показывает, что в России очень важно формулировать все предельно ясно, четко сообщая, чего Вы ждете от сотрудников.


Россия: больше двух не собираться

В странах Ближнего Востока деловые отношения строятся в основном на личных связях, и Россия в этом плане на них похожа. В Западной Европе, а также в Америке гораздо большую роль играют отношения внутри команды. Именно поэтому на Западе встречи и совещания – отличный способ решить проблемы, а вот в России они менее эффективны. Чтобы прийти к общему пониманию какого-то вопроса, европейцы должны собраться в одном месте, высказать и услышать все за и против и договориться. В России же сначала надо найти взаимопонимание вдвоем, а уже после этого донести готовое решение до членов команды. Все по-настоящему существенные вопросы в России практически всегда рассматриваются в очень узком кругу (вдвоем).


Разделять свою роль руководителя в деловых отношениях от личных

Я считаю, что дружба помогает в работе, но, когда ты - глава крупной компании, приходится быть осторожным. Роль руководителя предполагает, кроме прочего, умение сообщать людям неприятные вести или говорить то, что может им совсем не понравиться. Поэтому в нужный момент Вы должны суметь отдалиться от человека, чтобы личные отношения не помешали работе. Например, важно не согласиться с приятелем по принципиальному вопросу, если это необходимо для дела. Однако, когда я отстраняюсь от человека, я вовсе не перестаю быть его другом. В Америке и Европе это обычно понимают и реагируют спокойно, а в России могут и обидеться: здесь не принято делить отношения на личные и рабочие.


Отличный руководитель в любой ситуации остается собой 

Хотя различия между людьми в разных странах существуют, не стоит их переоценивать. Надо первым сделать шаг навстречу, и тогда люди ответят взаимностью. Главный мой совет менеджерам, которые планируют попробовать свои силы в других странах, – оставайтесь собой. Единственное, что стоит в себе изменять, – это навыки. Совершенствовать их можно бесконечно.


Маурицио Патарнелло окончил Болонский университет по специальности «управление бизнесом», получил степень MBA в бизнес-школе Stoa– Istituto di Studi per la Direzione e Gestione di Impresa. В 1993 году пришел в компанию Nestle, работал в должности финансового контролера на рынках Италии и Франции, позже занимался развитием направления Nestle Waters: с 2001 года – в Ливане и Иордании, с 2003-го – в регионе Африки, Океании и Азии. В 2010 году возглавил представительство компании на Украине и в Молдавии, с 2012-го – в России.

ООО «Нестле Россия»

Сфера деятельности: производство продуктов питания (напитки Nescafe, Nesquik и др.; мороженое «48 копеек», Extreme и др.; детское питание Nestle, Nan и др.; шоколадные и кондитерские изделия «Россия – щедрая душа», «Бон Пари», Nuts и др.; каши моментального приготовления «Быстров»; бутилированная минеральная вода Nestle Pure Life, S. Pellegrino и др.; корма для домашних животных Purina, Friskies, Felix и др.

Территория: головной офис – в Москве, офисы продаж – в 9 регионах РФ

Численность персонала: около 10 000

Годовой объем продаж: 70 млрд руб.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль