Как справляться с конфликтами и выходить из них с пользой для себя

43932
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Мавричева Анна
Телеведущая, бизнес-тренер, Ярославль
  • Чем вредна тактика психологического подавления оппонентов во время спора
  • Как справляться с конфликтами, если Вам сложно говорить «нет»
  • В чем отличие мужской и женской тактики поведения в конфликте, как правильно реагировать
  • Правила управления конфликтами: как контролировать собственное поведение
  • Как управлять конфликтом: эффективный способ «ругаться в микрофон» 

Я не раз замечала, как человек, погруженный в конфликт, перестает ясно понимать, что с ним происходит, и под действием эмоций делает или говорит нечто, о чем впоследствии очень жалеет. Импульсивные поступки вызваны повышением уровня адреналина и другими физиологическими изменениями в организме человека. В этой статье я расскажу, как справляться с конфликтами, чтобы выходить из них с пользой для себя и своего бизнеса. 

Как управлять конфликтами6 правил поведения

Чтобы эффективно контролировать собственное поведение, запомните эти простые правила управления конфликтами.

Правило 1. Не копите негативные эмоции

В нашей культуре не принято обсуждать проблемы, чаще мы их замалчиваем, надеясь, что они исчезнут сами собой. Однако многие конфликты не случились бы вовсе, если бы оппоненты не копили недовольство в себе. Например, когда ссорятся супруги, они нередко вспоминают все прошлые обиды, о которых когда-то смолчали, и масштабы бедствия растут как снежный ком с каждым новым обвинением.

Если Вы все чаще и чаще задаетесь вопросом, как управлять конфликтом, возьмите за правило обсуждать с сотрудниками или коллегами все, что Вас не устраивает. Умение сразу расставлять точки над i поможет Вам не только успешно разрешать конфликтные ситуации, но и предотвращать многие из них. 


Правило 2. Не занимайте агрессивную позицию

В ходе конфликта не пытайтесь перехватывать инициативу и словесно нападать на собеседников. Психологическое давление вызовет ответные действия или заставит людей оправдываться – оба варианта никак не способствуют поиску оптимального решения, выгодного всем сторонам. Вместо фраз «объясните-ка мне…» или «на каком основании…» предложите (нейтральным тоном) обсудить сложившиеся обстоятельства. Фразы «предлагаю обсудить причины происходящего» или «давайте поговорим об этом спокойно» будут намного эффективнее, особенно если Вы понизите тон и замедлите темп речи, чтобы собеседник успокоился, – станет понятно, что Вы настроены не ругаться, а искать компромиссное решение.

Правила управления конфликтами: ругаться можно, но лишь в микрофон

В конфликте люди стремятся больше говорить, чем слушать, и поэтому перебивают друг друга. Взять ситуацию под контроль поможет метод, заимствованный из семейной психотерапии. Возьмите любой предмет, например телефон или папку. Условьтесь с оппонентами, что это микрофон и говорить может только тот, у кого он в руках, остальные должны молчать. Можно сделать следующим образом: каждый берет микрофон на две минуты, а затем передает его следующему. Так все получают право высказаться и быть услышанными. Как правило, после одного-двух кругов передачи микрофона конфликтующим сторонам удается выработать компромиссное решение.


Правило 3. Постоянно возвращайтесь к теме разговора 

Обвинения или провокации нередко уводят разговор в сторону. Не допускайте этого – не реагируйте на эмоции собеседников, но постоянно напоминайте себе и другим тему обсуждения. Все время держите в голове вопрос «ради чего мы здесь собрались?». Если Вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией, – сделайте паузу. Постарайтесь вообще покинуть зону конфликта. Найдите любой предлог: перекур, срочный звонок или что-нибудь в этом роде. После того как придете в себя, можно вернуться к неприятному разговору. 

Правило 4. Как справляться с конфликтами при помощи слова «нет»

Поводов для конфликтов меньше, когда человек умеет говорить «нет». Если Вам сложно отказывать людям, возьмите лист бумаги и составьте список того, чего Вы не можете (не хотите) допускать. Например, чтобы сотрудники звонили Вам по рабочим вопросам после 20:00, заходили в кабинет без стука и пр. Держите свой список перед глазами каждый день и старайтесь по возможности придерживаться его. 


Например, одно из моих ограничений – не давать другим читать свои книги, потому что они для меня все равно что предметы личной гигиены и я ненавижу, когда мне возвращают их в потрепанном виде. При этом я не могу открыто выразить претензию другу, который небрежно обращался с моей вещью, просто начинаю хуже к нему относиться. 


Будьте готовы к тому, что первое время ограничения вызовут недовольство окружающих, и они будут пытаться вторгнуться на Вашу территорию, но в дальнейшем наличие защищаемого личного пространства обязательно облегчит Вам жизнь. Например, мне поначалу было сложно отказывать, когда у меня просили что-нибудь почитать, друзья даже возмущались по этому поводу. Однако теперь все привыкли, что я не даю книги из своей библиотеки, и никто не обижается. Если я хочу, чтобы кто-нибудь прочитал какую-то книгу, я покупаю новый экземпляр и дарю его.


Правило 5. Выбирайте стратегию в зависимости от пола собеседника

Есть существенная разница между мужским и женским типом поведения в конфликте. 


Мужская тактика. Личные оскорбления редки, эмоции успокаиваются сравнительно быстро. (Хотя иногда для этого оппоненты выходят на улицу и обмениваются ударами в челюсть.) В общем случае, чтобы умерить эмоции и вернуться к конструктивному обсуждению, нужно просто устроить перерыв и вернуться к разговору чуть позже, например, после обеда.


Женская тактика. Довольно часто эмоции перерастают в истерику – делать паузу в этом случае бесполезно. Лучший выход из ситуации – найти повод попрощаться и уйти. Если у Вас нет такой возможности, попробуйте использовать технику, которая называется «туман». Для этого в ответ на любой эмоциональный выпад в Вашу сторону нужно просто согласиться с доводами другой конфликтующей стороны. Например, Вам говорят: «Да посмотри на себя, ты выглядишь просто ужасно!» Соглашайтесь: «Да, я выгляжу ужасно». Самое главное, говорить доброжелательно, не обращая внимания на негатив. Увидите, очень скоро Вашему оппоненту будет просто нечего сказать. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда Вы отвечаете агрессивно. Если не давать повода, эмоции сойдут на нет сами собой. 


Правило 6. Тренируйте психологическую устойчивость 

У мастеров восточных единоборств есть выражение: «Лучший бой – это тот, который не состоялся». То есть лучшая стратегия поведения в конфликте – сохранять спокойствие, не ввязываться в него, даже если Вас к этому вынуждают. Психологически устойчивые люди вызывают у окружающих симпатию и уважение; если Вы не поддаетесь на провокации, это поднимает Вас в глазах оппонентов, и в будущем они, возможно, воздержатся от новых попыток. Выработать психологическую устойчивость помогут следующие советы.


Занятия спортом. Если Вас легко вывести из себя, направляйте энергию на физические нагрузки – регулярные занятия спортом дадут выход лишнему адреналину, а спортивные победы укрепят самооценку и помогут игнорировать провокации со стороны. Кстати, участие в спортивных состязаниях как нельзя лучше помогает понять, что на пути к победе негативные эмоции только мешают, отнимая Ваши силы. 
 

Время наедине с собой. В жизни современного человека, к сожалению, осталось мало места для уединения и самоанализа. Возьмите за правило, например, один день в неделю проводить без сотового телефона. Многие руководители осваивают техники медитации. Все это помогает отключиться от внешних проблем и почувствовать гармонию внутри себя. 
 

Аутотренинг. Придумайте фразу, которая будет Вас вдохновлять, успокаивать или веселить. Например, как в одноименном советском фильме – «я самая обаятельная и привлекательная» или как в мультике про Карлсона – «спокойствие, только спокойствие». Как только Вы понимаете, что выходите из себя, начинайте ее повторять.
 

Трезвость. Российские руководители часто не могут придумать ничего лучше, как справляться с конфликтами и стрессом с помощью алкоголя. Однако надо помнить, что алкоголь лишь притупляет эмоции, загоняя стресс внутрь, но не избавляя от него.

Как справляться с конфликтами и выходить из них с пользой для себя

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль