Интернет-банк для бизнеса: пять причин, почему он Вам нужен

6404
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Анна Королева, Заместитель Генерального Директора управляющей компании 
«Спутник – управление капиталом», Москва


Ответы на какие вопросы Вы найдете в этой статье

  • Какие преимущества имеет интернет-банк для бизнеса
  • Что нужно уточнить в банке до подключения интернет-банкинга
  • Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»

Некоторые крупные банки еще в конце 1990-х годов предоставляли клиентам доступ к счетам через Интернет. Сейчас же интернет-банкинг может подключить практически любая фирма, если у нее есть компьютер с выходом в Сеть и настроен интернет-браузер. Интернет-банк для бизнеса имеет несколько очень важных преимуществ.

Интернет-банк для бизнеса: пять причин воспользоваться

Причина 1. Оперативный доступ к данным о счетах

Вы можете контролировать состояние счетов компании, не дожидаясь отчетов бухгалтерии. 

Причина 2. Экономия времени бухгалтерии

Услуга подготовки расчетных документов и их передачи в банк через Интернет значительно облегчает работу бухгалтеров при проведении безналичных расчетов, начислении зарплаты, уплате налогов и т. д. Более того, системы некоторых банков контролируют правильность заполнения документов, указывают на допущенные ошибки и позволяют вносить исправления. Кроме того, подключение интернет-банкинга избавляет Вашу компанию от необходимости подстраиваться под график работы кредитного учреждения: система действует круглосуточно.

Причина 3. Сокращение затрат на ведение бухгалтерского учета

Некоторые кредитные организации могут интегрировать систему интернет-банка для бизнеса с используемой в компании бухгалтерской программой, что позволяет снизить издержки на ведение бухучета и составление квартальной отчетности. Например, один из банков позволяет организовать двусторонний обмен данными с бухгалтерскими программами в самом распространенном и удобном формате «1С».

Причина 4. Возможность отследить все этапы прохождения платежных документов через банк

Взаиморасчеты между клиентом и банком проводятся в режиме реального времени, и сотруднику компании, подключившей услугу интернет-банкинга, несложно выяснить, на каком этапе находится документ (прием, обработка, исполнение).

Причина 5. Упрощение документооборота

Практически все документы ведутся в электронном виде, и клиенту не нужно предоставлять подтверждающие бумаги. Тем не менее кредитное учреждение обязано по Вашему требованию предоставить Вам бумажные копии любых банковских документов.

По материалам автора статьи

Подключение интернет-банкинга: что уточнить в банке

Стоимость услуг

Подключение интернет-банкинга, как правило, бесплатное – потратиться придется только на отдельные детали (некоторые банки предоставляют специальные средства безопасности – USB-токены, – расходы на которые могут составить 1000–2000 руб.). В дальнейшем расчет за услуги производится по утвержденным тарифам. Обычно банки устанавливают абонентскую плату и (или) берут комиссию за каждую совершенную операцию. Часто кредитные учреждения, помимо основных услуг, оказывают дополнительные, из-за чего условия пользования системами и размеры оплаты у разных организаций могут различаться. Поэтому перед подписанием договора об обслуживании клиента в системе интернет-банкинга Вам вместе с финансовым директором или главбухом нужно внимательно ознакомиться с предлагаемыми тарифами. В дальнейшем же надо постоянно следить за всеми изменениями, чтобы сумма к оплате банковских услуг не стала для Вас неприятной неожиданностью.

Безопасность интернет-банка

Главное, что удерживает клиентов от пользования банковскими услугами через Интернет, – это сомнения в безопасности передачи информации и опасения за сохранность денежных средств на счетах (см. Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»). Поэтому, прежде чем заключить договор на обслуживание через Интернет, поручите Вашему IT-специалисту узнать, использует ли банк такие средства защиты информации от несанкционированного доступа (эти средства должны применяться комплексно):

  • протокол SSL (сокр. от англ. secure sockets layer – уровень защищенных сокетов, то есть программных интерфейсов) международного формата криптографии и дополнительное шифрование при приеме и передаче информации;
  • систему идентификации сторон, проводящих операцию;
  • электронную цифровую подпись (ЭЦП) для предотвращения фальсификации и несанкционированного редактирования документов;
  • ограничение числа IP-адресов, с которых можно войти в систему или связаться с банком.

Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»

Компания «Финлайт» открыла счет в банке «Симбирск» и подключила систему «интернет-клиент». 4 июня 2009 года в банк от компании поступили защищенные ЭЦП платежные поручения на сумму около 5 млн руб. Но в тот день в системе «интернет-клиент» произошел технический сбой, и деньги компании «Финлайт» были зачислены на счета двух физических лиц и некоей фирмы. Поскольку банк отказался возвращать средства, клиент обратился в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что платежные поручения поступили в банк в 15:47 (операционный день завершился ровно в 16:00). По данным свидетелей, сотрудник компании позвонил в банк в 16:20–16:30 и сообщил о невозможности использования системы «интернет-клиент», но не требовал приостановить операции по счету. В итоге судьи сделали вывод, что компания «Финлайт» не представила аргументов, позволяющих счесть действия банка незаконными. Поэтому банк «Симбирск» был признан невиновным в причинении убытков истцу. Кроме того, указали судьи, по договору между банком и компанией «Финлайт» ответственность за содержание электронного документа, подписанного его ЭЦП, нес клиент, а не банк (см. постановление ФАС Московского округа от 03.05.2011 №КГ-А40/3583-11).

Подготовлено редакцией

Безопасность интернет-банка: какие меры принять внутри компании

Обеспечить безопасность передачи данных. Чтобы решить этот вопрос, проконсультируйтесь с IT-специалистом. Для защиты данных Вашей компании нужно как минимум:

  • постоянно использовать антивирус;
  • своевременно устанавливать обновления операционной системы, выпускаемые ее разработчиками;
  • хранить пароли и ключи ЭЦП в местах, недоступных для посторонних, и немедленно изменять их при подозрении, что они стали известны кому-либо вне определенного Вами круга лиц.

Назначить ответственных. Конечно, Генеральный Директор не проводит банковские операции через Интернет лично – как правило, это делает главбух. Чтобы избежать путаницы, нужно разработать процедуру взаимодействия и согласования для нестандартных случаев – например, таких, когда требуется провести нетипичный для Вашей компании платеж. Кроме того, Вам надо выбрать сотрудников, которые будут работать со счетами компании, и распределить между ними права проведения операций с денежными средствами (издайте соответствующее распоряжение). Например, в одной компании, подключившей услугу интернет-банкинга, права сотрудников распределены на основании приказа, в который включена такая информация:

  • имя, отчество, фамилия специалиста;
  • право подписи (первой или второй) либо отсутствие такого права;
  • срок полномочий;
  • перечень прав доступа к счету (подписание, отправка и т. п.).

Это поможет Вам контролировать денежные переводы и избежать злоупотреблений или ошибок исполнителей.

Поскольку электронные документы, заверенные ЭЦП, имеют такую же юридическую силу, как и документы бумажные, руководителю нужна уверенность, что вся исходящая документация заверена надлежащим образом. Для этого стоит предусмотреть работу с документами в многопользовательском режиме (уточните в обслуживающем банке, предоставляет ли он такую возможность). В таком случае руководитель, даже находясь в командировке, сможет подписать составленное бухгалтером платежное поручение.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль