text
Генеральный Директор

Интернет-банк для бизнеса: пять причин, почему он Вам нужен

  • 5 августа 2015
  • 6411
Фото © Flickr
Фото © Flickr

Анна Королева, Заместитель Генерального Директора управляющей компании 
«Спутник – управление капиталом», Москва


Ответы на какие вопросы Вы найдете в этой статье

  • Какие преимущества имеет интернет-банк для бизнеса
  • Что нужно уточнить в банке до подключения интернет-банкинга
  • Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»

Некоторые крупные банки еще в конце 1990-х годов предоставляли клиентам доступ к счетам через Интернет. Сейчас же интернет-банкинг может подключить практически любая фирма, если у нее есть компьютер с выходом в Сеть и настроен интернет-браузер. Интернет-банк для бизнеса имеет несколько очень важных преимуществ.

Интернет-банк для бизнеса: пять причин воспользоваться

Причина 1. Оперативный доступ к данным о счетах

Вы можете контролировать состояние счетов компании, не дожидаясь отчетов бухгалтерии. 

Причина 2. Экономия времени бухгалтерии

Услуга подготовки расчетных документов и их передачи в банк через Интернет значительно облегчает работу бухгалтеров при проведении безналичных расчетов, начислении зарплаты, уплате налогов и т. д. Более того, системы некоторых банков контролируют правильность заполнения документов, указывают на допущенные ошибки и позволяют вносить исправления. Кроме того, подключение интернет-банкинга избавляет Вашу компанию от необходимости подстраиваться под график работы кредитного учреждения: система действует круглосуточно.

Причина 3. Сокращение затрат на ведение бухгалтерского учета

Некоторые кредитные организации могут интегрировать систему интернет-банка для бизнеса с используемой в компании бухгалтерской программой, что позволяет снизить издержки на ведение бухучета и составление квартальной отчетности. Например, один из банков позволяет организовать двусторонний обмен данными с бухгалтерскими программами в самом распространенном и удобном формате «1С».

Причина 4. Возможность отследить все этапы прохождения платежных документов через банк

Взаиморасчеты между клиентом и банком проводятся в режиме реального времени, и сотруднику компании, подключившей услугу интернет-банкинга, несложно выяснить, на каком этапе находится документ (прием, обработка, исполнение).

Причина 5. Упрощение документооборота

Практически все документы ведутся в электронном виде, и клиенту не нужно предоставлять подтверждающие бумаги. Тем не менее кредитное учреждение обязано по Вашему требованию предоставить Вам бумажные копии любых банковских документов.

По материалам автора статьи

Подключение интернет-банкинга: что уточнить в банке

Стоимость услуг

Подключение интернет-банкинга, как правило, бесплатное – потратиться придется только на отдельные детали (некоторые банки предоставляют специальные средства безопасности – USB-токены, – расходы на которые могут составить 1000–2000 руб.). В дальнейшем расчет за услуги производится по утвержденным тарифам. Обычно банки устанавливают абонентскую плату и (или) берут комиссию за каждую совершенную операцию. Часто кредитные учреждения, помимо основных услуг, оказывают дополнительные, из-за чего условия пользования системами и размеры оплаты у разных организаций могут различаться. Поэтому перед подписанием договора об обслуживании клиента в системе интернет-банкинга Вам вместе с финансовым директором или главбухом нужно внимательно ознакомиться с предлагаемыми тарифами. В дальнейшем же надо постоянно следить за всеми изменениями, чтобы сумма к оплате банковских услуг не стала для Вас неприятной неожиданностью.

Безопасность интернет-банка

Главное, что удерживает клиентов от пользования банковскими услугами через Интернет, – это сомнения в безопасности передачи информации и опасения за сохранность денежных средств на счетах (см. Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»). Поэтому, прежде чем заключить договор на обслуживание через Интернет, поручите Вашему IT-специалисту узнать, использует ли банк такие средства защиты информации от несанкционированного доступа (эти средства должны применяться комплексно):

  • протокол SSL (сокр. от англ. secure sockets layer – уровень защищенных сокетов, то есть программных интерфейсов) международного формата криптографии и дополнительное шифрование при приеме и передаче информации;
  • систему идентификации сторон, проводящих операцию;
  • электронную цифровую подпись (ЭЦП) для предотвращения фальсификации и несанкционированного редактирования документов;
  • ограничение числа IP-адресов, с которых можно войти в систему или связаться с банком.

Как компания потеряла деньги из-за сбоя в системе «интернет-клиент»

Компания «Финлайт» открыла счет в банке «Симбирск» и подключила систему «интернет-клиент». 4 июня 2009 года в банк от компании поступили защищенные ЭЦП платежные поручения на сумму около 5 млн руб. Но в тот день в системе «интернет-клиент» произошел технический сбой, и деньги компании «Финлайт» были зачислены на счета двух физических лиц и некоей фирмы. Поскольку банк отказался возвращать средства, клиент обратился в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что платежные поручения поступили в банк в 15:47 (операционный день завершился ровно в 16:00). По данным свидетелей, сотрудник компании позвонил в банк в 16:20–16:30 и сообщил о невозможности использования системы «интернет-клиент», но не требовал приостановить операции по счету. В итоге судьи сделали вывод, что компания «Финлайт» не представила аргументов, позволяющих счесть действия банка незаконными. Поэтому банк «Симбирск» был признан невиновным в причинении убытков истцу. Кроме того, указали судьи, по договору между банком и компанией «Финлайт» ответственность за содержание электронного документа, подписанного его ЭЦП, нес клиент, а не банк (см. постановление ФАС Московского округа от 03.05.2011 №КГ-А40/3583-11).

Подготовлено редакцией

Безопасность интернет-банка: какие меры принять внутри компании

Обеспечить безопасность передачи данных. Чтобы решить этот вопрос, проконсультируйтесь с IT-специалистом. Для защиты данных Вашей компании нужно как минимум:

  • постоянно использовать антивирус;
  • своевременно устанавливать обновления операционной системы, выпускаемые ее разработчиками;
  • хранить пароли и ключи ЭЦП в местах, недоступных для посторонних, и немедленно изменять их при подозрении, что они стали известны кому-либо вне определенного Вами круга лиц.

Назначить ответственных. Конечно, Генеральный Директор не проводит банковские операции через Интернет лично – как правило, это делает главбух. Чтобы избежать путаницы, нужно разработать процедуру взаимодействия и согласования для нестандартных случаев – например, таких, когда требуется провести нетипичный для Вашей компании платеж. Кроме того, Вам надо выбрать сотрудников, которые будут работать со счетами компании, и распределить между ними права проведения операций с денежными средствами (издайте соответствующее распоряжение). Например, в одной компании, подключившей услугу интернет-банкинга, права сотрудников распределены на основании приказа, в который включена такая информация:

  • имя, отчество, фамилия специалиста;
  • право подписи (первой или второй) либо отсутствие такого права;
  • срок полномочий;
  • перечень прав доступа к счету (подписание, отправка и т. п.).

Это поможет Вам контролировать денежные переводы и избежать злоупотреблений или ошибок исполнителей.

Поскольку электронные документы, заверенные ЭЦП, имеют такую же юридическую силу, как и документы бумажные, руководителю нужна уверенность, что вся исходящая документация заверена надлежащим образом. Для этого стоит предусмотреть работу с документами в многопользовательском режиме (уточните в обслуживающем банке, предоставляет ли он такую возможность). В таком случае руководитель, даже находясь в командировке, сможет подписать составленное бухгалтером платежное поручение.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.