text
Генеральный Директор

Импорт товаров в Россию: как не попасть в «черный список» таможни

  • 28 июля 2014
  • 3906
Импорт товаров в Россию: как не попасть в «черный список» таможни

Фото: РИА Новости

Генеральный Директор производственной компании, Санкт-Петербург (на условиях анонимности)


Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Как договориться с таможенниками при импорте товаров в Россию
  • Какими проблемами чревато попадание компании в "черный список" таможни
  • Как обезопасить провоз товаров через таможню в будущем

Даже если компания осуществляет импорт товаров в Россию по контрактам с поставщиками и ее таможенная стоимость подтверждена ТПП РФ, таможня часто требует скорректировать цены товаров. Доказывание в суде своей правоты приводит лишь к озлоблению оппонентов и гарантирует упрямцам попадание в «черный список» таможни. Как же действовать в этой ситуации?

Наша работа с таможней началась 5 лет назад – мы осуществляли первый импорт товаров в Россию, произведенных за границей. Когда неизвестная компания в первый раз растаможивает груз, ей уделяется пристальное внимание. Проверка доставки и растаможки грузов проходит особенно долго, старательно контролируются товар, его объем, сопроводительные и учредительные документы.

Мы имели контракты с прямыми поставщиками, и цены на продукцию были низкие. У таможни есть сведения о так называемой проходной цене на каждую группу товаров. Основана эта цена на статистических данных – стоимости ранее растаможенных грузов (или на каких-то других основаниях, нам не известных). Чаще всего она выше реальных цен, по которым компания ввозит продукцию. Поэтому при прохождении таможенного осмотра таможня пыталась скорректировать нашу стоимость товара – повысить ее до уровня проходной, что означает увеличение платежей. Вариантов дальнейших действий было несколько.

  1. Согласиться и заплатить НДС и пошлину исходя из стоимости, предложенной таможней. Это повлекло бы корректировку цены всех последующих партий товара и увеличение их потребительской стоимости.
  2.  Отказаться от корректировки стоимости, рискуя попасть в «черный список» таможни. Тогда груз выпускается условно, платятся НДС и пошлина от стоимости, указанной таможней (как правило, в данном случае стоимость будет максимальной), и все понимают, что дальнейшие действия компании – обращение в суд с иском о взыскании излишне уплаченной суммы.
  3. Договориться с таможней о компромиссе, то есть скорректировать стоимость товара, но не по максимальной, а по средней цене, на которую согласна таможня (при условии, что компания не будет обращаться в суд). В этом случае также надо понимать, что стоимость всех последующих партий будет корректироваться исходя из оговоренной цены.
  4. Договориться с таможней, используя связи, деньги, дар убеждения.

Мы решили обратиться в суд. После этого нашу компанию внесли в «черный список» таможни.«Черный» и «зеленый» списки – это внутренние документы таможенного органа. Официально Вы не найдете никакого обоснования тех или иных действий со строптивыми участниками ВЭД.

Попадание в «черный список» таможни гарантирует всевозможные проблемы в ходе доставки и растаможки грузов. Поверьте, способов заставить Вас пожалеть о том, что Вы пытаетесь ввезти и растаможить груз по закону, у таможни предостаточно. Вот лишь некоторые:

  • затягивание процесса оформления документов (груз может простоять вместо одного-двух дней десять и больше, так что убытки от простоя даже превысят потери, вызванные корректировкой);
  • досмотр с полной выгрузкой товара (при этом Вы несете все расходы на погрузку-разгрузку товара, помещенного на склад временного хранения, а это немалые деньги);
  • требования представить дополнительные документы, которые невозможно достать (для растягивания процесса оформления).

Чтобы компанию вернули в «зеленый список», нужно:

  • отозвать из суда все иски;
  • подать письменное обращение к начальнику таможни с приложением копий всех отозванных исков;
  • скорректировать таможенную стоимость (компании, которые ввозят продукцию не первый раз, должны также представить статистику по корректировкам за последние два года).

Все эти документы проходят проверку в трех подразделениях таможни: таможенных платежей, контроля таможенной стоимости и правовом отделе. Это занимает около двух недель. Если принимается положительное решение, компания возвращается в «зеленый список».

Еще один способ обойти «черный список» таможни – зарегистрировать новое юридическое лицо, которое в дальнейшем и будет осуществлять провоз через таможню. Вариант – использовать ранее зарегистрированную компанию, которая еще не работала с таможней. При первом провозе через таможню товар, ввозимый такой компанией, будет подвергнут самому тщательному осмотру. В течение полугода груз будут взвешивать, товар и количество указанных в документах мест – пересчитывать. После первого прохождения груза юридически заверенные документы отправятся в оперативно-аналитический отдел для последующей проверки компании. Плюс этой схемы в том, что, хотя первый раз компанию проверяют долго, в дальнейшем таможенное оформление проходит быстро. Схему можно использовать до тех пор, пока не выяснится взаимосвязь фирм.

Некоторые компании выстраивают работу с таможней по закону, регулярно решая свои проблемы в суде. Представители таких фирм вынуждены подавать декларацию в присутствии юриста, иначе у них просто не принимают документы.

В общем, мои выводы не оптимистичны: таможня корректирует стоимость и будет продолжать это делать по своему усмотрению, не принимая во внимание ни рыночные цены, ни подтверждающие документы.

Говорит Генеральный Директор

Джемал Давиташвили, Генеральный Директор компании «Санна-Литер Таможенный брокер», Москва

Практика показывает, что корректировки таможенной стоимости можно избежать, если правильно оформить все необходимые документы. Безусловно, сделать это непросто, но надо понимать, что таможенники часто сталкиваются с умышленным занижением стоимости, подделкой и заменой документов. Отличить добропорядочного участника внешнеэкономической деятельности от контрабандиста порой очень сложно. Этим и объясняются такие жесткие требования в части документального доказательства таможенной стоимости.

Обычно требуется достаточно большой пакет бумаг, включающий:

  • внешнеторговый контракт (желательно с производителем товара);
  • подтверждение оплаты товара в соответствии с контрактом (платежку) с выпиской из лицевого счета;
  • прайс-лист изготовителя (неаффилированный, то есть выданный не конкретному лицу); в идеале это должна быть публичная оферта – ценовое предложение, опубликованное в средствах массовой информации;
  • экспортную декларацию;
  • подтверждение оплаты транспортных услуг по доставке товара (счет);
  • инвойс;
  • упаковочный лист;
  • транспортную накладную;
  • техническое описание товара;
  • другие документы (в частности, бухгалтерские).


Опыт практика

Роман Ерезеев, Генеральный Директор компании «Имперл», Москва

Про ФТС и ее деятельность ходят разные слухи, но, как показывает практика, продуктивно работать с таможенниками вполне можно. Наша компания занимается растаможиванием своих грузов уже три года; за это время мы сталкивались с определенными трудностями и даже проблемами, но в основном по неопытности. Конечно, процедура оформления забюрократизирована, но все правила таможенного оформления ввозимого товара нам известны и понятны и все действия доведены до автоматизма.

Думаю, таможенные органы требуют скорректировать стоимость ввозимого товара в том случае, если заявленная цена расходится с ценой при прежней поставке или стоимостью аналогичного товара, ввозимого другой компанией. Многие фирмы не перешли на прозрачные схемы работы, поэтому у таможенников и возникают к ним вопросы.

В Европе, например, при прохождении границы таможенные структуры используют базу данных, в которую заносятся все сведения о растаможивании грузов. Если у Вас раньше не было нарушений, дают зеленый свет, а если были – досматривают по полной программе.


Справка


«Санна-Литер Таможенный брокер»

Сфера деятельности: таможенное оформление грузов
Форма организации: ООО; входит в группу компаний «Санна»
Месторасположение: Москва
Численность персонала: 48
Годовой оборот: 252 млн руб.

Стаж Генерального Директора в должности: с 2008 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец

«Имперл»
Сфера деятельности: торговля украшениями из жемчуга производства испанской фирмы Majorica (компания «Имперл» – эксклюзивный дистрибьютор)
Форма организации: ООО
Территория: головной офис – в Москве, магазины – в Москве, Адлере, Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Кирове, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе, Южно-Сахалинске
Численность персонала: 15
Годовой оборот: 2,5 млн евро
Стаж Генерального Директора в должности: с 2009 года
Участие Генерального Директора в бизнесе: совладелец

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.