Как распознать мошенника: пять эффективных методов

10836
Как распознать мошенника: пять эффективных методов

Фото: Shuttestock

Игорь Качалов, Президент Агентства «Качалов и коллеги», Москва


Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Как распознать мошенника в контрагенте – три фактора нечестного парнерства
  • Какие схемы обмана применяют бизнес-мошенники - нечестные покупатели и продавцы 
  • Настораживающие признаки в работе контрагента
  • Как распознать мошенника: пять эффективных методов
  • Что можно запросить у контрагента перед началом сотрудничества: экспертное мнение

Нередко непорядочные контрагенты используют слабое положение поставщиков. Да и мошенничества со стороны злоумышленников-продавцов хватает. Я расскажу, как распознать мошенника среди партнеров, клиентов и контрагентов. Выдать в потенциальном партнере злоумышленника могут три фактора: 

Первый – ограничение информации

Мошенники в бизнесе могут говорить о недоступности информации на данный момент либо неправдивости рыночных данных. Или же могут утверждать об отсутствии сведений, поскольку товар только вышел на рынок.


Второй фактор – цейтнот

Бизнес-мошенники пытаются провоцировать жертву на принятие спешных решений, без возможности их обдумать. К примеру, утверждает – качественная и выгодная партия товаров, но она уже заканчивается, решение нужно принимать срочно.

Третий фактор – владение "эксклюзивной" информацией

Злоумышленники часто заявляют о наличии у них доступа к закрытой и эксклюзивной информации, и утверждают, что поэтому Вам с таким знакомством крупно повезло.

Даже один из указанных критериев должен заставить задуматься. Если в своей работе партнер использует 3 инструмента сразу – вероятность обмана может достигать 90%.

Популярные сегодня схемы мошенничества

Когда мошенником является покупатель. Данная схема мошенничества содержит 4 этапа, и приобрела особую популярность три года назад: 

  1. Вы заключаете с покупателем долгосрочный контракт на крупную сумму с поэтапным предоставлением услуг.
  2. Покупатель вносит предоплату в размере 10-20%. Вы выполняете свои обязательства. Сам покупатель стремится максимально создать ажиотаж, подгоняет сроки выполнения работ по контракту.
  3. Второй платеж партнер задерживает на несколько дней, ссылаясь на технические нюансы. Но при этом продолжает торопить: нужно продолжать поставлять товары или услуги, «сроки горят».
  4. Когда уже оттягивать с оплатой больше нельзя, становится понятно – на платеж рассчитывать не приходится. В результате сделано 40-50% всего заказа, но оплата составила не более 10-20%.

Схемы продавцов-мошенников. Недавно в Россию пришла американская схема мошенничества, так называемая «Красивые цифры и графики». Она была актуальна в США 90-х годах прошлого века. Данная схема крайне эффективна при продаже компаний. Злоумышленник стремится максимально ярко и информативно продемонстрировать идеальную динамику продаж компании, отличную долю рынка. При этом графики и цифры, как правило, основаны на реальных данных, но искажены иной интерпретацией, или акцент сделан на неподкрепленных ничем прогнозах.

Как распознать мошенника: пять эффективных методов

По собственному опыту и информации знакомых могу порекомендовать несколько проверенных способов, как распознать мошенника. 

  1. Используйте возможности Интернета. Посмотрите на адрес своего партнера, указанный в визитке. Очень часто здесь указываются солидные места, которые ассоциируются с престижем. С помощью Интернета нужно определить, что на самом деле находится по данному адресу – действительно ли здесь работает Ваш партнер. Некоторые хитрые бизнес-мошенники предварительно арендуют офисы в хорошем здании. В таком случае нужно поискать ссылки на компанию либо физическое лицо с помощью поисковых систем в Интернете.
  2. Получайте от будущего партнера по возможности больше информации. В бизнесе вполне этично запрашивать интересующие Вас сведения. Если партнер утверждает, что его клиенты довольны сотрудничеством – поинтересуйтесь их фамилиями, контактами, рекомендательными письмами. Если партнер заявляет о собственной успешности, запросите у него аудиторские отчеты, банковские справки по денежным оборотам, справки, подтверждающие активы. Подобные просьбы при работе с порядочным контрагентом вполне уместны.
  3. Фиксируйте всё. Вполне нормальная для бизнеса практика, фиксируя детали своих переговоров и сотрудничества. В том числе можно подумать об аудиозаписи в переговорной.
  4. Запрашивайте банковские справки, данные в юридических и специализированных компаниях. Запрос может обойтись от 200 р. до нескольких тысяч. Зависит цена от размера необходимой информации – но затраты обычно окупаются уверенностью в деловом партнере.
  5. Формируйте свои «черные списки». Ведите перечень партнеров, не оправдавших доверие – указывая о причинах и нюансах их попадания в данный список. Очень эффективно обмениваться своими «черными списками» с другими надежными партнерами – это может быть выгодно каждой стороне.


Говорит Генеральный Директор

Михаил Крапивин, Генеральный Директор компании Verity Advisors LLC, Москва
Гузаль Махмудова, Консультант компании Verity Advisors LLC, Москва

Для начала, следует отметить сложность распознавания замыслов мошенников. Но заподозрить вероятное мошенничество можно по некоторым признакам.

  1. Компания существует несколько месяцев, хотя имеет большой объем бизнеса с Вашей компанией.
  2. Регистрация компании-контрагента по адресу массовой регистрации.Если у контрагента телефон совпадает с номером недавно уволенного сотрудника Вашей компании.
  3. Регистрация либо фактическое расположение группы поставщиков по одному адресу.
  4. Если группа поставщиков между собой связана интересами своих бенефициаров.
  5. Вы периодически получаете жалобы со стороны потенциальных поставщиков о невозможности работы с Вашей компании. Хотя при этом предлагаете более выгодные условия по сравнению с конкурентами.
  6. Если партнер при оформлении договора предлагает оплату счета третьему лицу, а не напрямую.
  7. Контрагент оплачивает крайне низкие налоги относительно своих оборотов.
  8. Затраты Вашей компании возрастают, прибыль уменьшается, несмотря на сохранение прежней структуры контрагентов.
  9. При покупке клиентом всей Вашей продукции, с перепродажей крупной компании – другому вашему покупателю.
  10. Контрагент не сообщил о своей вовлеченности в серьезный судебный спор, который может сказаться на его платежеспособности.
  11. Контрагент не располагает достаточно компетентным персоналом и опытом для выполнения соответствующих работ.
  12. При противоречиях делового партнера с госорганами либо с определенными лицами, имеющими политическое и административное влияние.
  13. Контрагент не располагает правом собственности на свои основные активы. 

На самом деле это лишь некоторые пункты – продолжать данный перечень можно еще долго, в зависимости от конкретной отрасли. Все приведенные признаки могут стать сигналом о неспособности или недостаточных ресурсах партнера справиться с задачей, о попытках мошенничества, вывода средств из Вашей компании.

Что запросить у потенциального партнера до начала сотрудничества

Пакет документов, которыми компания-партнер может подтвердить серьезность намерений и добросовестность, включает следующее:

  1. Рекомендации от известных компаний.
  2. Справку об активах.
  3. Копии заключенных контрактов.
  4. Первичные документы (платежки, справки о тиражах, анкеты потребителей и т. п.).
  5. Справки банка о денежных оборотах по счетам за год, квартал и т. д.
  6. Аудиторский отчет за последний год (проведение аудита – это уже хороший признак для фирмы).
  7. Расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности за последний период (квартал или месяц).
  8. Справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом на последнюю дату.
  9. Справку о судебных исках к компании или ее исках к контрагентам.
  10. Банковскую гарантию возврата авансового платежа (от партнера-покупателя необходимо требовать выставлять аккредитив с раскрытием при передаче отгрузочных документов или актов выполненных работ).

По материалам автора статьи


Справка


Игорь Качалов окончил Самарский государственный университет. Преподает в ведущих бизнес-школах: Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Высшей школе международного бизнеса, The Chartered Institute of Marketing, Grenoble Graduate School of Business и др. В 2005–2007 годах был включен в Топ-10 маркетинговых консультантов России (исследование компании «Ромир Мониторинг»). Автор книги «Планирование продаж с точностью 90 процентов и выше» (СПб. [и др.]: Питер, 2008). В настоящее время в петербургском издательстве «Прайм-Еврознак» готовится к выходу его новая книга «Кризис – лучшее время для роста».

«Качалов и коллеги» .
Сфера деятельности:консалтинговые и образовательные услуги.
Форма организации: ООО.
Месторасположение: Москва.
Численность персонала: .
Основные клиенты: компании Adidas, Citibank, Coca-Cola, Dirol-Cadbury, Guinness UDV, Knorr.
Стаж Генерального Директора в должности: с 1992 года (с момента основания).
Участие Генерального Директора в бизнесе: основной акционер (70%).

Verity Advisors LLC 
Сфера деятельности:консультационные услуги в области управления рисками, финансовые и IT-расследования, due diligence.
Форма организации: ООО.
Месторасположение: Москва.
Численность персонала: 11.
Основные клиенты: компании, работающие в области металлургии, фармацевтики, недвижимости, юридические фирмы.
Стаж Генерального Директора в должности: с 2008 года (с момента основания компании).
Участие Генерального Директора в бизнесе: владелец.

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль