Бесплатный доступ к журналу

Генеральный директор

Оценка стоимости компании: как посчитать, сколько стоит бизнес

  • 15 августа 2014
  • 9544
Партнер компании ADE Professional Solutions, Москва
Оценка стоимости компании
Фото © Shutterstock
  • От каких факторов зависит оценка стоимости компании
  • Как оценить бизнес
  • Что предпринять для роста стоимости компании, какие инвестиции для этого необходимы
  • Как оценить стоимость бизнеса
  • Почему у двух одинаковых компаний стоимость может различаться в 2 раза
  • Какие существуют способы для привлечения инвесторов 

Оценка стоимости компании зависит от финансового результата и мультипликатора компании. Мультипликатор – определенный коэффициент, на который умножается финансовый показатель для оценки стоимости конкретного бизнеса. В частности, инвестор отмечает готовность приобрести компанию за 7 годовых размеров чистой прибыли, равной 100 миллионов рублей. Следовательно, компания оценивается в 700 миллионов рублей, а мультипликатор составляет 7.

Устанавливается показатель мультипликатора для каждого бизнеса индивидуально. Мультипликатор для компаний, продающих акции на бирже, может быть определен покупателем самостоятельно – рыночная цена акций делится на параметр финансового результата. Обычно данным показателем финансового результата выступает EBITDA (прибыль до вычета начисленной амортизации, налогов и платежей по процентам). Следовательно, для оценки рыночной стоимости компании используется формула – мультипликатор х EBITDA. Важно также понимать, что любой бизнес работает с определенными долгами. Поэтому для понимания стоимости акций требуется вычитать из рыночной стоимости компании и размер её долгов.

Как оценить бизнес? Стоимость бизнеса может быть повышена 2 способами – за счет увеличения мультипликатора либо финансового результата (EBITDA).

Повышение финансового результата находится в прямой юрисдикции менеджмента. Для такого результата используются классические способы. В том числе за счет повышения роста бизнеса (слияния, поглощения либо органический рост предприятия) и эффективности его деятельности (благодаря модернизации, современным производственным методам или расширения линейки продукции).

Основное внимание остановим на повышении мультипликатора.

Оценка стоимости компании: как посчитать, сколько стоит бизнес

Как оценить бизнес и увеличить его стоимость

Как пример рассмотрим  случай средней региональной компании. Размер годовой выручки компании составляет в пределах $50-300 миллионов, при росте 20-30% в год. К Акционеры в ближайшие года планируют продажу частично либо всего бизнеса стратегическому инвестору либо выход на IPO. Конкуренты предприятия уже действуют на бирже – торгуются акции в диапазоне EBITDA х 9. Как оценить стоимость бизнеса? Логично будет сказать EBITDA х 9. Такая стоимость ожидается и акционерами компании. Но в периодически получаемых предложениях цифры оказываются значительно ниже – EBITDA х 5. В чем же причина подобной ситуации? Зависит предполагаемая оценка стоимости компании от некоторых факторов.

Тип инвестора – первый фактор. В частности, инвестиционный фонд рассчитывает на заработок, поэтому никогда не предлагает рыночную стоимость бизнеса. Конкурент может предложить и большую стоимость, поскольку нуждается в предприятии для роста бизнеса.

Количество претендентов – второй важный фактор. При одновременных переговорах с несколькими потенциальными покупателями стоимость бизнеса будет возрастать подобно принципу аукциона.

Прозрачность компании – третий фактор. Прозрачность заключается в качестве корпоративного управления и стратегии. При непрозрачности и непонятности компании для потенциальных инвесторов, достигать дисконт может половину от цены компании-конкурента. В частности, при EBITDA, к примеру, в $20 млн., предлагаться за покупку компании может не EBITDA х 9, а EBITDA х 4, из-за чего разница будет достигать $100 млн.

Могут ли акционеры и менеджеры влиять на прозрачность бизнеса? Да, они могут влиять на прозрачность предприятия непосредственным образом. Прозрачность предполагает определенные составляющие. 

  1. Простота юридической структуры, работа с современными органами управления.Аудированная отчетность, ведущаяся по МСФО.
  2. Понятное и доступное изложение стратегии развития, финансовая модель компании в соответствии с ней.
  3. Профессиональный штат менеджеров, с основой их системы мотивации на KPI.
  4. Понятная и актуальная система управления предприятием.
  5. Наличие надежной и эффективной системы управления, позволяющих предотвратить искажения отчетности, злоупотребления своих акционеров либо менеджеров.

Все данные параметры можно подтянуть, но для этого требуется время – обычно не меньше одного года. Для улучшения данных направлений можно задействовать внутренние силы либо привлекать сторонних консультантов. Для некрупных предприятий вся подготовительная работа обойдется в $1-2 млн. Однако подобные расходы становятся достойной инвестицией в будущее, поскольку позволяют добиться роста капитализации на $20-30 млн.

Оценка стоимости компании: как посчитать, сколько стоит бизнес

Что нужно знать бизнесмену при продаже компании либо выходе на IPO

Первое – подготовка должна начинаться уже сейчас. Назначьте в своем коллективе менеджера, координирующего работы по всем направлениям, после этого в дальнейшем курировать подготовку к IPO – включая взаимодействие с аудиторами, юристами, инвестиционными банкирами.

Второе – не нужно воспринимать повышение прозрачности бизнеса как упражнение в создании бумаг. Инвесторы не будут платить просто за какие-то документы. Благодаря повышению прозрачности удается создать более современный бизнес с ростом качества решений, увеличивая мультипликатор и финансовый результат.

Третье – пытайтесь усиливать переговорную позицию. Лучше привлекать к переговорам по возможности больше потенциальных инвесторов ради эффекта аукциона – для конкуренции между ними.

В заключение рассмотрим интересные цифры, которые показывают сколько потенциальные инвесторы готовы переплачивать за приобретение бизнеса с хорошим управлением. По данным опроса инвесторов компанией McKinsey Прибыльные идеи: семь простых шагов к миллионамразмер премии, которую инвестор будет переплачивать за высокий уровень корпоративного управления, составляет для Латинской Америки и Азии 22%, Африки и Восточной Европы 30%.

Такой опрос проводился и в России. Разница в цене компаний с лучшим и худшим корпоративным управлением достигала 700 раз. В тот период рынок капитала в стране был на начальном этапе, но такая разница становится отражением высокого потенциала повышения цены компании за счет лучшего качества управления.

Оценка стоимости компании: как посчитать, сколько стоит бизнес

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.