Техническое задание на разработку сайта: 6 советов по составлению

12496
Фото © cnews.ru
Фото © cnews.ru

Йонас Нордландер, Генеральный Директор компании «КЕХ еКоммерц» (Avito.ru), Москва


В этой статье вы узнаете

  • Техническое задание на разработку сайта: как его правильно написать, чтобы получить желаемый результат
  • Как написать техническое задание: 6 советов новичкам

Независимо от того, кто именно будет делать для вашей компании сайт, прежде чем написать техническое задание на разработку сайта, нужно соблюдать определенные этапы. Расскажу, как написать техническое задание правильно.

6 советов, как написать техническое задание на разработку сайта

Совет 1. Составьте портрет посетителя сайта. Вам нужно знать, кем работают и сколько зарабатывают люди, которые будут заходить на сайт компании; сколько им лет; кого больше – мужчин или женщин; где они живут (страна, город, район). Для этого полезно провести специальное маркетинговое исследование. По его результатам Вы сможете выделить наиболее типичные категории посетителей Вашего сайта. Например, для сайта, основная функция которого – продажи, категории могут быть такими:

  • покупатели (те, кто будет заказывать на сайте продукцию или искать адреса магазинов). Эта категория, в свою очередь, делится на подкатегории: покупатели, заказывающие эксклюзивные модели; покупатели, которых интересуют распродажи; покупатели, ищущие новинки рынка, и т. п.
  • дилеры, оптовики, партнеры (те, кого интересует посредническая и деловая информация).
  • прочие (в эту категорию можно включить, например, тех, кто будет приходить на сайт в исследовательских целях).

Составлять портреты посетителей нужно для ТЗ на разработку сайта, чтобы предугадать их действия на сайте. Пример портрета посетителя можно скачать во вложенных документах в конце статьи.

Совет 2. Прежде чем написать ТЗ на разработку сайта, продумайте сценарий, по которому действует посетитель. Разработчики должны поставить себя на место каждого посетителя и последовательно проделать все действия, которые тот будет совершать. Очень полезно описать портрет типичного посетителя (каждой категории), дав ему имя, указав возраст, профессию, город проживания, цель прихода на сайт и пр. Если представлять себе конкретного человека (например: Александр Кириллович, 33 года, Москва, программист, заходит на сайт раз в месяц в поисках новинок), то описывать, как он будет пользоваться сайтом, окажется проще. Хорошо проработанные сценарии могут дать полное представление о структуре сайта и его функциях.

Совет 3 как написать техническое задание: основной функционал сайта. Каждая деталь в техническом задании на разработку сайта (форма для заполнения, кнопка) должна быть тщательно описана. Причем для дизайнера нужно сделать одно описание, а для программиста – другое. Дизайнеру нужна информация, что, где и в какой последовательности должно находиться (желательно предоставить дизайнеру рисунок от руки). Для программиста нужно детально описать структуру сайта (назвать все разделы и подразделы, описать, что в каждом будет). Описывать разделы сайта удобно в виде таблицы; в первом ее столбце будет порядковый номер и название раздела, а во втором – описание. Удобно бывает указывать, на каком сайте Вы видели элемент, который хотите повторить на своем сайте, – это облегчит программисту задачу.

Совет 4. Описание сложных элементов и «фишек» на сайте. Отдельно сделайте список сложных или необычных элементов (которые не встречаются на других сайтах), чтобы программист не упустил их из виду при первом знакомстве с техзаданием. В противном случае сроки разработки сайта могут увеличиться. Например, стоит отдельно указать, что Вы хотите, чтобы на странице «Контакты» при клике на схему проезда открывалось отдельное окошко, в котором вместе со схемой выводился бы адрес офиса и контактные телефоны, а также кнопка «Распечатать» для удобства посетителей. Не жалейте времени на этот этап – он сэкономит Вам время в будущем.

Совет 5. Устное объяснение ТЗ на разработку сайта разработчикам. Это обязательный этап! Даже если Вы все прописали максимально подробно, все равно нужно встретиться с дизайнерами и программистами (и не один раз), чтобы устно проговорить каждую деталь и убедиться, что все понимают написанное одинаково. Например, когда шла работа над написанием технического задания на создание сайта для нас, каждый этап мы проговаривали с разработчиками, чтобы они четко понимали, какого результата мы ожидаем. К тому же разработчики могут подсказать новые решения. Если удастся вовлечь их в процесс создания сайта, заинтересовать своей идеей, дать почувствовать себя соавторами, то это очень положительно скажется на результатах.

По итогам переговоров программист и дизайнер должны сами написать (отредактировать) окончательное техзадание, которое ляжет в основу юридического договора на оказание услуг по разработке сайта.

Совет 6. Внесение коррективов. В момент, когда техзадание готово и подписано обеими сторонами, все только начинается. В процессе создания сайта из-за различных ограничений (технических, временных и пр.) всегда приходится вносить коррективы. Поэтому полезно договориться с разработчиками о регулярных встречах (раз в две недели, раз в месяц), на которых вы сможете подводить промежуточные итоги и обсуждать изменения.

Предусмотреть заранее все сервисы, которые вы завтра захотите иметь на своем сайте, не удается никому. При составлении первого технического задания на разработку сайта я советую ориентироваться на годовую перспективу, то есть продумать, какие задачи должен решать сайт сегодня, а какие – через несколько месяцев. Серьезно пересматривать функционал сайта и дорабатывать его нужно примерно раз в год.

Кому поручить разработку сайта

Штатным сотрудникам

  • если вы планируете часто обновлять не только контент, но и структуру сайта (добавлять новые элементы, формы, кнопки, страницы);
  • планируете много необычных элементов на сайте; вам сложно изложить письменно все свои замыслы, многое придется объяснять устно;
  • разработчикам придется передавать много конфиденциальной информации;
  • вам понадобиться большое количество мелких доработок; 

Сторонним специалистам:

  • если вы планируете лишь наполнять готовый сайт информацией, не меняя его структуру;
  • вам нужен типичный набор элементов на сайте (сайт не будет сильно выделяться среди аналогов);
  • вы не боитесь утечки информации;
  • вы не планируете часто дорабатывать сайт (тогда выплатить разовый гонорар выгоднее, чем платить ежемесячную зарплату).

«КЕХ еКоммерц»
Сфера деятельности: интернет-площадка для размещения бесплатных частных объявлений о продаже и покупке (Avito.ru)
Форма организации: ООО
Месторасположение: Москва
Численность персонала: 50
Количество ежедневно размещаемых новых объявлений: около 100 тыс.
Объем продаж через сайт: около 4 млрд долл. США

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль