Туристический бизнес переживает сложные времена

20285
Туристический бизнес переживает сложные времена

Фото: Shutterstock


Череда банкротств, скорее всего, продолжится, и 2015 год ожидается непростым. В зоне риска находятся операторы, которые заказали длительные чартерные программы. Выжить на рынке туристическому бизнесу помогут ориентация на индивидуальные нужды клиентов, развитие и инвестирование в онлайн-сервисы и консолидация с другими игроками отрасли.

К 2015 году конкурентов на туристическом рынке существенно поубавится

На туристическом рынке сложилась непростая ситуация. За последние месяцы разорилось сразу несколько туроператоров, что подорвало доверие к рынку как со стороны клиентов, так и со стороны страховых компаний. По данным Ростуризма, после эвакуации из-за рубежа 50 тыс. клиентов обанкротившихся туроператоров фонд ассоциации «Турпомощь» практически опустел. «В отрасли наблюдается системный кризис, – считает Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. – Первая причина лежит в плоскости государственного регулирования, поскольку Министерство культуры так и не смогло разработать ключевые механизмы контроля и оценки деятельности туроператоров, а также отрегулировать взаимоотношения туроператоров с партнерами (турагентами, перевозчиками, страховщиками и отельерами). Вторая – в неэффективности внутреннего менеджмента. Ситуацию осложняют неблагоприятная экономическая обстановка и колебания курсов валют. Однако в целом закрытие компаний и санация рынка – нормальный процесс. Во всех смежных с туризмом отраслях (банковской, страховой) прослеживается укрупнение бизнеса, и тот же путь развития ждет, скорее всего, и туристический бизнес. Важно только, чтобы это происходило в межсезонье, чтобы не страдали туристы. Туризму нужен отработанный механизм защиты потребителей, возможно, аналогичный тому, который уже есть в банковском секторе».

По мнению экспертов, череда банкротств, скорее всего, продолжится еще некоторое время. В зоне риска – операторы, которые заказали длительные чартерные программы и не имеют достаточных оборотных средств. Банки могут отказать им в продлении кредитов. «На рынок отрицательно влияют ограниченные возможности банков в предоставлении кредитов по адекватным ставкам и отсутствие предложения со стороны страховщиков, – убежден Владислав Шевцов, СЕО проекта DaTravel.com. – В такой ситуации предпосылок к развитию рынка лично я не вижу. Сохранение нынешних объемов уже будет большой удачей».

«По результатам первого полугодия можно сделать вывод, что самыми популярными направлениями у наших клиентов стали Турция (21% от общего объема продаж), Египет (14%), Греция (8%), Испания (8%), Таиланд (7%), Кипр (6%), Доминикана (4%), Италия (4%), ОАЭ (3%), Болгария (2%), – рассказывает Сергей Ватутин, Генеральный Директор сети агентств «1001 Тур». – 2015 год будет достаточно непростым, но турфирмам, которые успешно доживут до следующего летнего сезона, работать станет легче, потому что конкурентов на рынке существенно поубавится. В следующем году мы не ожидаем столь же ожесточенного демпинга, как в текущем. Поэтому отдых в некоторых странах, например в Греции, может немного подорожать. Также неизбежно вырастет доля внутреннего туризма».

Выжить на туристическом рынке помогут онлайн-сервисы, индивидуальные туры и консолидация с другими игроками

Чтобы снизить риски, турагентства могут предпринять следующие действия.

Инвестировать в интернет-ресурсы. Рост объема туристических онлайн-продаж в России за прошлый год превысил 33%. Ожидается, что данная ситуация даст еще больший толчок бронированию через Интернет. По словам Андрея Гаврилова, «турагентам нужно иметь удобный доступ к простым и динамичным системам бронирования, а также улучшать работу бэкофиса, который выстраивает взаимоотношения с партнерами». «Мы отмечаем все предпосылки к росту онлайн-продаж, – добавляет Сергей Ватутин, – за последние три–пять лет выросло уже новое поколение туристов, готовых приобретать услуги, не выходя из дома, и розничные игроки вынуждены считаться с этим. В первом полугодии мы инвестировали в разработку и продвижение собственных интернет-ресурсов (вложения составили 5,3% от прибыли) и во все виды продвижения в Сети (1,8%)».

Уделять внимание индивидуальным нуждам клиента и кастомизировать продукт. Эксперты отмечают, что в Европе более 50% спроса составляют высокорентабельные индивидуальные туры. «Нужно соответствовать любым требованиям туриста, который приходит в агентство, и иметь возможность сформировать любой тур по его запросу», – уверен Андрей Гаврилов. «Туристическим агентствам надо учиться удовлетворять любые запросы клиентов и активно работать с системами онлайн-бронирования отелей, билетов и т. д.», – полагает Сергей Ватутин. «Руководителям турагентств нужно максимально кастомизировать продукт, чтобы снизить маржу, – комментирует Владислав Шевцов. – В 2015 году я ожидаю увеличения доли недорогих туров и отток части клиентов в сектор самостоятельных путешествий или в стремительно развивающийся сектор туров, собранных из специальных тарифов регулярных авиаперевозчиков и отелей». 

Консолидироваться. Эксперты советуют руководителям турагентств консолидировать усилия, помогать друг другу и вместе максимально сокращать издержки. Один из способов, – вступление в отраслевые союзы и ассоциации. «Мы призываем вступать в отраслевой альянс именно сейчас, когда на рынке сложилась неблагоприятная ситуация, – говорит Андрей Гаврилов. – Сегодня лучше держаться всем вместе. Мы предлагаем образовательные проекты, а с 1 января 2015 года будем формировать компенсационный фонд».

Туристический бизнес переживает сложные времена

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль