Основатель гипермаркетов Auchan недоедает

33338
Основатель гипермаркетов Auchan недоедает

Фото: Flickr

По материалам проекта «Главная мысль. Книги в кратком изложении»


«Когда я прошу сотрудников следить за расходами компаний, они прислушиваются к моим словам, потому что я сам не бросаю деньги на ветер, - пишет в своей знаменитой книге «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье» основатель гипермаркетов «Ашан» Жерар Мюлье, - Чтобы жить счастливо, надо жить скромно».

В семье Мюлье скупость — традиция, передающаяся из поколения в поколение. Однако основатель «Ашан» превзошел всех своих предков: он экономит практически на всем. О Жераре Мюлье во Франции ходит масса анекдотов: во время застолья в буржуазных домах кто-нибудь из приглашенных обязательно расскажет очередную байку на эту тему. Самая известная — о том, что Жерар любит проводить деловые обеды в ресторанах быстрого питания Flunch. «Благодаря этому гости знакомятся с моими ресторанами, а компания немного экономит», — неоднократно объяснял он.

Близкие друзья, приглашенные в гости к основателю Auchan, иногда с трудом сдерживают улыбку. «У них только что сломалась стиральная машина, — рассказывает один из них, — и жена Жерара Бернадетта битый час расспрашивала нас, где лучше купить новую, в Boulanger или в Auchan. Какой срок гарантии? Можно ли в случае чего обменять?»

«Он абсолютно непредсказуем», - говорят про Мюлье люди, работающие в «Ашан». Жерар всем своим гостям, знакомым, соискателям неизменно задает один и тот же вопрос: «Год вашего рождения?»  и аккуратно записывает даты на обратной стороне визиток. Основатель группы Auchan, возглавлявший компанию на протяжении 45 лет, — страстный поклонник нумерологии. Несколько секунд на расчеты и испытующий взгляд на удивленное лицо собеседника - только выполнив эту формальность, он усаживается в кресло и начинает разговор.

В своей книге «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье» Жерар рассказывает о том, как начинал свой бизнес. Сначала семья не хотела его поддерживать финансово, но все-таки предоставила помещение. Несмотря на рекламу и скидки, первый финансовый год заканчивается полным провалом — убытки составили 200 000 франков. Через три года, отчаявшись ждать, когда сын сведет концы с концами, Жерар Мюлье-старший вызывал его в свой кабинет: «Ты все еще ничего не зарабатываешь. Знай, что из этого можно сделать определенные выводы: либо ты не справляешься, либо этот бизнес не прибылен». «Это было для меня ударом, — рассказывал позже Жерар-сын. — В первый момент я хотел все бросить, но отец был хорошим педагогом. Спустя пару минут он добавил: “Даю тебе еще три года, чтобы себя проявить”».

Ныне Auchan входит в десятку крупнейших мировых продовольственных ретейлеров. В своей книге Жеран Мюлье раскрывает принципы работы своих компаний.

Принцип №1: «Продавать как можно больше товаров, как можно дешевле, максимальному числу клиентов» 

Владелец компании Carrefour Марсель Фурнье охотно делился опытом с новичками в розничном бизнесе. На одной из встреч он наглядно продемонстрировал Жерару Мюлье, что лучше продать 100 коробок печенья с наценкой в 1 сантим, чем 10 коробок с наценкой в 10 сантимов. Вернувшись в свой магазин, Мюлье немедленно применил этот принцип по отношению к напиткам и алкоголю. Отныне он стал делать одну и ту же наценку на виски и на минеральную воду. Результат сказался немедленно, новость быстро распространилась. «Чем больше мы снижали цены, тем быстрее становилась оборачиваемость наших запасов», — вспоминал Мюлье. 

Принцип №2: Большие площади 

В 1961 году Мюлье побывал в США, где ознакомился с принципами функционирования гипермаркетов: большие площади, система самообслуживания и наличие обязательной бесплатной парковки. Он понял, что образ жизни французов, так же как и американцев, меняется: становится все больше работающих женщин, а продажи автомобилей стремительно растут. Эти два социальных феномена в самое ближайшее время значительно изменят поведение потребителей. Следовательно, именно за гипермаркетами будущее. С этого момента Мюлье покупал только крупные участки земли (не менее 30 гектаров) и открывал магазины площадью до 13000 кв.м.

Принцип №3: Диверсификация ассортимента 

Семья Мюлье пристально следила за изменениями в потребительском поведении французов. К началу 1970-х годов в общем семейном бюджете рядового потребителя значительно снизилась доля расходов на питание. Если в 1949 году они составляли 44%, то в 1970-м снизились до 26%. Реакция Мюлье не заставила себя ждать. В «Ашане» появился большой выбор непродовольственных товаров (электро-бытовая техника, одежда, товары для дома и т.д.). А концерн Мюлье стал приобретать компании, занятые торговлей промышленными товарами.

Принцип №4: «Делиться знаниями, властью и имуществом» 

Жерар Мюлье нашел собственное решение проблемы нехватки квалифицированных управленцев. Его рецепт: «Делиться знаниями, властью и имуществом. Делиться знаниями — значит обучать и развивать персонал; делиться властью — значит делегировать полномочия и доверять; наконец, делиться имуществом — значит предоставить сотрудникам возможность стать акционерами компании. В Auchan примерно 100 000 сотрудников владеют 15% капитала. Миноритарное владение акциями осуществляется через единый инвестиционный фонд, куда сотрудники вкладывают суммы, полученные в качестве их доли в прибылях компании. Самый известный пример работы данной системы — кассир Тереза Гудуну, которая после 23 лет работы в Auchan сняла со счета сумму в 480 000 евро.

О других принципах работы и секретах клана Мюлье из книги «Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье»,  вы узнаете за 15 минут, подписавшись на краткие версии книг

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль