text
Генеральный Директор

Как создавать рынки с нуля: опыт корпорации Sony

  • 29 октября 2015
  • 3940
Как создавать рынки с нуля: опыт корпорации Sony

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


Главным в уcпехе SONY были не технологии, а маркетинг. Акио Морита, основатель этой корпорации, был блестящим маркетологом – он умел создавать рынки «с нуля». Он писал: «Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же знаем это. Поэтому, вместо того чтобы производить многочисленные исследования рынка, мы концентрировали свои творческие способности на создании того или иного продукта и его применении, старались создать для него рынок, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт».

У Акио Мориты было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен, писатель. Но его отличительной чертой всегда было новаторство. Он поменял быт и привычки миллионов людей во всем мире, а также сформировал новую предпринимательскую культуру послевоенного японского бизнеса. К примеру, традиционно японские бизнесмены предпочитали не брать людей со стороны, а иметь дело с родственниками и знакомыми. Акио Морита сломал эти стереотипы: открытые конкурсы вакансий стали в Sony традицией, а менеджменту Мориты стали учиться другие бизнесмены. 

Самая главная задача руководителя, по мнению, Мориты, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения со своими подчиненными. Отсюда первый принцип ведения бизнеса от Акио Мориты из его книги «Становление корпорации SONY».

Принцип №1: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди» 

Только отношение к своей компании как к родной семье может обеспечить эффективное взаимодействие между руководством и исполнителями. «Компании, которые достигли в стране наибольшего успеха, — это те компании, которые сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров», — говорил Морита. Именно такой тип отношений обеспечил успех японских корпораций в ХХ веке.

Принцип №2: «Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. Каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все сотрудники вкладывали свой ум» 

Задача каждого сотрудника генерировать новые идеи, способствующие развитию кампании. В этом правиле, по словам Мориты, не должно быть исключений.

 

Принцип №3: «В мире не существовало бы никакой возможности для прогресса, если бы мы делали точно то же, что и наши начальники. Я всегда говорю нашим работникам, чтобы они не придавали слишком большого значения тому, что говорят им их руководители. Я говорю: “Действуйте, не ожидая инструкций”» 

Корпорации Sony удалось разработать множество уникальных инженерных решений, которые позволили ей постоянно опережать своих конкурентов на рынке электроники. А один из сотрудников Sony, Лео Эсаки, за разработку туннельного диода был удостоен в 1973 г. Нобелевской премии — беспримерный случай для промышленной компании. Все эти достижения были следствием политики стимулирования творческих способностей сотрудников корпорации, которую Акио Морита проводил со дня основания Sony.

Принцип №4: «Мы выпускали товары, которые никогда прежде не были в продаже и фактически никогда прежде не производились…» 

Корпорация Sony постоянно рисковала, вкладывая средства в производство новых, не опробованных на рынке товаров, в то время как другие компании выжидали, будет ли очередная техническая новинка пользоваться спросом у потребителей.

 

Принцип №5: «Нам надо было научить наших клиентов обращаться с товарами, произведенными по новым технологиям. Для этого нам пришлось открыть собственные магазины и создать свои пути поставки товаров на рынок» 

Учитывая новаторский характер производимых Sony продуктов, Акио Морита пошел на неординарный для промышленных компаний того времени шаг: первым в Японии он сделал ставку на собственную сеть сбыта и распространения продукции. «Мы с самого начала понимали, что… посредники на третьем или четвертом этапе просто не смогут иметь такой же интерес или энтузиазм по отношению к нашей продукции и нашим идеям, как мы. Для этого нам пришлось открыть собственные магазины и создать свои пути поставки товаров на рынок», — писал Морита в своих воспоминаниях.

О других секретах Акио Мориты, о том, почему его прозвали «вездесущим японцем», и как ему удавалось успешно выводить на рынок товары, о которых никто не имел ни малейшего представления, вы сможете прочитать всего за 15 минут в краткой версии книги Акио Мориты «Становление корпорации SONY» в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.