Антикризисное управление компанией сегодня: 3 актуальных совета

11483
Антикризисное управление компанией сегодня: 3 актуальных совета

Фото: Flickr

Константин Бакшт, Генеральный Директор и собственник компании «Капитал-Консалтинг», Москва – Самара – Саратов


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Антикризисное управление компанией при падении курса рубля
  • Как предотвратить зависимость компании от валютных потрясений 

Также Вы прочитаете

  • Усложнится ли работа бухгалтерии из-за введения условных единиц 

Разберемся, в какой момент стоит действительно начинать беспокоиться и предпринимать меры антикризисного управления компанией.

В 2014 году рубль стал падать. Курс доллара превысил отметку 40 руб., а евро впервые в истории достиг рекордной отметки в 51 руб. Для сглаживания валютных колебаний Центробанк начал продавать валюту большими объемами. Сложившаяся ситуация поставила одни компании на грань разорения и пошатнула положение других. Помня о кризисе 1998 года, многие представители малого и среднего бизнеса поддались панике – начали скупать валюту, менять поставщиков, снижать издержки.

Антикризисное управление компанией в современных условиях

Совет 1. Сначала убедитесь, что колебания валюты не носят временный характер. Обычно руководители начинают делать попытки уберечься от колебаний валютных курсов в конце лета, когда на рынке нарастают пессимистичные ожидания относительно падения экономики, девальвации рубля и роста инфляции.

Я советую здраво смотреть на ситуацию и действовать только при реальном возникновении проблемы. Если проанализировать изменения курсов доллара и евро за период с 2008 (или даже 2005) года по настоящее время, то можно увидеть, что колебания не превышали 10% и в основном оказались спекулятивными. В этом году доллар и евро после нескольких месяцев роста также начали падать. Поэтому, прежде чем начинать переживать, подождите, пока рост курса составит хотя бы 15–20% от привычного уровня или 5% от ранее достигнутых исторических максимумов (например, 57–58 руб. за евро).

Совет 2. Переведите прайс-листы в условные единицы. Эти простые меры антикризисного управлениякомпанией позволят избежать влияния мелких колебаний курсов валют, независимо от того, чем занимается компания: поставками сырья и товаров, предоставлением услуг, производством или торговлей.

Условная единица равна доллару (евро). Приравняйте условную единицу, например, к доллару США по курсу ЦБ РФ на день расчетов. Или, как любят делать турфирмы, к одному доллару США плюс 2% от суммы заказа. Можно сделать привязку к курсу евро. Клиенты спокойно реагируют на такую схему. У нас была забавная ситуация. Десять лет назад некоторые клиенты, посмотрев прайс-лист на наши услуги, спокойно спрашивали, в чем указаны цены: в долларах или евро. Они были выражены в рублях. Тогда, благодаря подсказке клиентов, мы пересмотрели ценовую политику, не дожидаясь кризисов и падения курсов. С тех пор в нашем прайс-листе расценки указаны только в условных единицах.

Фиксированная условная единица. Если колебания курсов незначительны и Ваша деятельность не сильно связана с международным партнерством, за условную единицу можно принять фиксированную сумму, например 35 руб. Если курс доллара начнет скакать, можно будет скорректировать внутренний курс, не меняя цены в условных единицах. При этом реальные расчеты производить в рублях. Так часто поступают в сфере услуг. Пример – договоры аренды недвижимости. В них указывают, что оплата происходит в рублях, но имеет привязку к курсу условной единицы. Как вариант можно установить порог колебаний, в пределах которого курс будет фиксированным. Ставка пересматривается, только если валюта выходит за пределы коридора.

Условная единица приравнена к валюте поставщика. Если Вы импортируете сырье, комплектующие или готовую продукцию, оставлять цены в рублях рискованно. Логичнее привязать прайс-листы к курсу той валюты, которой оперирует поставщик. Однако на практике такое встречается редко, мне, например, приходилось лишь однажды видеть прайс-лист в японских иенах.

Ежедневный пересчет цен. Для производственных и торговых компаний выходом из положения становятся однодневные прайс-листы, когда цены пересчитываются раз в сутки с учетом курсов валют. Подобная мера дисциплинирует клиентов и поставщиков, позволяет добиться оперативной оплаты счетов и своевременного оформления документов. Так живут многие торговые и производственные компании, чья деятельность зависит от цен на зарубежное сырье или от условий обслуживания в иностранных банках.

Антикризисное управление компанией сегодня: 3 актуальных совета

Совет 3. Отличайтесь от конкурентов. Чтобы товар Вашей компании клиенты покупали даже при смене ценовой политики, нужно предлагать эксклюзивные условия на рынке, чем-то отличаться от конкурентов, иметь хорошее соотношение цена – качество. Другими словами, проблемой для Вас может стать не скачок валют как таковой, а отсутствие преимуществ перед другими игроками рынка. Когда у Вас все как у всех – и ассортимент, и качество, и цены, и местоположение, Вы не можете поднять стоимость товаров или услуг без того, чтобы не снизить конкурентоспособность.

Помните, что на абсолютно конкурентном рынке совокупная прибыль стремится к нулю. Если сильно влияние поставщиков, которые выкручивают руки и диктуют свои условия, если каждый год в нишу приходят все новые игроки и появляется больше заменителей или аналогов Вашего товара, то Вы сможете заработать ровно столько, сколько потеряют другие. Самое лучшее, что можно сделать, – не работать на таком рынке. Нужно искать другую, менее занятую нишу, предлагать качественно новый товар либо услугу. Или же как можно больше развивать эксклюзивность в данном сегменте и выживать за счет этого. Тогда и колебания курсов валют вряд ли сильно пошатнут Ваше положение на рынке.

>

Какие меры антикризисного управления стоит предпринимать сегодня

Павел Меньшиков, Автор проекта «Эффективная финансово-бухгалтерская служба», Москва

Несколько лет назад расчеты в у.е. приводили к путанице в учете. Разница, возникающая из-за изменения курса валюты на дату оплаты по сравнению с датой отгрузки, рассчитывалась в бухгалтерском и налоговом учете по разным методикам, в итоге бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения отличались. Еще был слабо регламентирован вопрос корректировки суммы НДС на дату оплаты, который был исчислен на дату отгрузки.

Сейчас в результате внесения поправок в Положения о бухгалтерском учете и в Налоговый кодекс многие вопросы сняты. Курсовые разницы по расчетам в у. е. в бухучете рассчитываются по той же методике, что и суммовые разницы в налоговом учете, а НДС, исчисленный на момент отгрузки, на дату оплаты не корректируется. Самый простой вариант с точки зрения бухгалтерии – отгрузка после предоплаты в 100%. Тогда курсовые и суммовые разницы не возникают. Наиболее трудоемкий вариант – получение аванса, отгрузка, а затем расчеты.

При переходе на новую систему ценообразования главное развести взаимодействие с одним и тем же покупателем по разным прайс-листам (рублевому и выраженному в у.е.). Чтобы не возникало путаницы в расчетах, лучше подписать с контрагентом новый договор, а не допсоглашение к старому. Это позволит правильно настроить бухгалтерскую программу и облегчит объяснения с налоговиками. Кроме того, Вашей бухгалтерии необходимо внести изменения в бухгалтерский и налоговый планы счетов, а именно ввести отдельные субсчета для ведения расчетов в условных единицах: счет 62.31 «расчеты с покупателями и заказчиками (в у.е.)» и счет 62.32 «расчеты по авансам, полученным в у.е.».

Справка


Константин Бакшт имеет многолетний опыт продаж, ведения собственного бизнеса и консультирования в таких сферах, как телекоммуникации, недвижимость, операции с ценными бумагами и др. Специализируется на построении корпоративных продаж «под ключ» (выполнил свыше 400 проектов в России и странах СНГ). Автор семи деловых бестселлеров, в том числе книг (обе – СПб. [и др.]: Питер) «Боевые команды продаж» (2-е изд.; 2009) и «Построение отдела продаж: с нуля до максимальных результатов» (3-е изд.; 2011).

ООО «Капитал-Консалтинг»
Сфера деятельности: бизнес-обучение, консалтинг, выстраивание деятельности отдела продаж «под ключ»
Численность персонала: 100
Клиенты: Сбербанк России, компании «Агромир», «Арханг», «Вымпелком», «Комус», «Мегафон», «МТС», «Нивада», «Савушкин продукт», StudioKids, холдинг «Инкотекс» и др.

Павел Меньшиков окончил экономический факультет Московского института стали и сплавов. Эксперт по выстраиванию бизнес-процессов и созданию эффективных подразделений, в том числе бухгалтерско-финансовых служб. Выполнял заказы крупнейших индустриальных холдингов, в частности Объединенной металлургической компании и компании «Уралкалий». Автор книги «Бухгалтерия без авралов и проблем. Руководство для главного бухгалтера» (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014).

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль