Маркетинг и реклама без вложений: 7 шикарных идей из практики

69853
Фото © Flickr
Фото © Flickr
Хромов Андрей
Руководитель
  • Маркетинг без вложений: семинары для клиентов и бумажные письма
  • Самый малозатратный маркетинг - партнерство
  • Маркетинг без вложений – маркетинг, построенный на общении
  • 7 примеров рекламы без вложений

Когда привычные маркетинговые инструменты перестают приносить желаемый эффект, а денег у компании недостаточно, стоит попробовать выстроить маркетинг без вложений огромных средств при помощи собственных сотрудников. Именно они помогут найти наименее затратные способы продвижения товаров и услуг. В этой статье руководители компаний делятся своим опытом повышения продаж без существенных вложений в маркетинг (см. также Семь способов рекламы без вложений).

Маркетинг без вложений: семинары для клиентов и бумажные письма

Владимир Сизых, Директор по маркетингу компании «Разумные деловые технологии», Москва

Малозатратный маркетинг не значит менее качественный. Многое зависит от талантов штатных маркетологов и возможности подключить к продвижению товаров сотрудников других подразделений. Расскажу способах маркетинга без затрат, которые используем мы.

Идея 1. Контекстная реклама. Требует небольшого (но постоянного) бюджета, привлекает на сайт целевую аудиторию – людей, которые в поисковике сформулировали запрос, релевантный Вашей услуге. Удобна тем, что можно менять настройки (ключевые слова) и отслеживать эффективность вплоть до каждого телефонного звонка в компанию. Важное условие – контекстная реклама должна быть постоянной, разовая акция не позволит Вам долго снимать сливки. Мы, например, тратим на этот канал продвижения порядка 5% маркетингового бюджета.

Идея 2. Бесплатные семинары для клиентов. В одном семинаре участвует 15–30 человек, из них половина приезжает в офис, половина слушает семинар онлайн. Затраты на организацию: время сотрудников, 5–10 тыс. руб. на кейтеринг и чай-кофе. Семинары позволяют решить две важные задачи:

  • информировать клиентов об услугах;
  • получать живую обратную связь от заказчиков (помогают определить, что в Вашем предложении цепляет клиентов, а что нет, какие потребности Вы не закрываете своей услугой).

Замечу, что этот инструмент эффективен при условии регулярного обновления клиентских баз. Иначе посещаемость мероприятий снизится или их будут посещать одни и те же люди. Другое условие – соответствие темы семинара потребностям приглашенных.

Вряд ли имеет смысл продавать с помощью семинаров услуги. Дело в том, что участники – это чаще всего менеджеры, аналитики, эксперты и начальники отделов, то есть люди, у которых нет достаточных полномочий для принятия решения (например, о покупке Ваших услуг). Зато они могут подсказать, в чем нуждаются их компании, и Вы сможете использовать эту информацию, планируя маркетинговую работу. И еще один нюанс: семинары – отличный способ работы с клиентами, но только если Вы завоевали репутацию эксперта в определенной сфере. Иначе на Ваши семинары никто не придет. В моей практике был случай. Компания, где я работал, открыла новое направление бизнеса. Ранее мы успешно проводили семинары по основной услуге компании, а через полгода после запуска нового направления решили организовать несколько семинаров и на эту тему. Однако целевая аудитория к нам не шла: клиенты не ассоциировали компанию с новой услугой.

Идея 3. Бумажные письма. Долгое время я был уверен, что в век тотального господства Интернета бумажные письма не работают. Оказалось, я был не прав: после рассылки 18 писем с предложением по не самой массовой услуге мы получили четыре заказа. Замечу, что этот инструмент работает в основном с крупными клиентами. Письма оформляли от имени Генерального Директора на фирменном бланке компании (а он у нас очень солидный, производит впечатление).

Однако написать хорошее бумажное письмо не так просто, вот каким минимальным требованиям оно должно удовлетворять.

  1. Одно письмо – одна просьба. Соответствие просьбы уровню адресата. Бессмысленно предлагать руководителю организации «почитать описание суперполезного решения», актуального лишь для одного из подразделений компании, – это задача не его уровня. Передавать это письмо, пусть даже с красивым описанием, руководителю конкретного подразделения он не будет (по крайней мере, если его об этом прямо не попросили).
  2. Сухая ясная формулировка просьбы. Представьте себе, какой будет реакция на Вашу просьбу. Если она Вас устраивает – хорошо, если нет – письмо надо переделать. Например, меня просят ознакомиться с документом. Я ознакомился и... отправил листок в корзину – просьба выполнена. Удачно сформулированная просьба: «Пожалуйста, окажите содействие в организации встречи с профильным руководителем». В этом случае у Вашего предложения больше шансов быть рассмотренным.

Максимальный эффект без затрат приносит одновременное использование маркетинга, направленного на широкую аудиторию (например, контекстная реклама, семинары), и персонализированных инструментов (например, письма). Если говорить о конкретных результатах, то получается, что на один рубль, который компания вкладывает в маркетинг в целом, мы получаем 4–12 руб. выручки.

Самый малозатратный маркетинг – партнерство

Андрей Хромов, Генеральный Директор компании «Аристос», Москва

Идея 4. Обойтись без существенных вложений в маркетинг или рекламу и при этом привлечь клиентов можно с помощью партнеров. Например, компания по поставке автозапчастей договаривается со службой такси о размещении своей рекламы в автомобилях (как вариант – в подголовниках сидений). Взамен поставщик рекомендует эту службу такси своим клиентам. При этом затраты минимальные – стоимость печати листовок.

В области электронной коммерции подобные симбиозы возникают чаще, чем в других отраслях бизнеса. Так, у нашей компании сложилось несколько партнерских союзов с другими участниками рынка. Чаще всего это договоренность о том, что в каждый свой заказ интернет-магазин партнера вкладывает наши рекламные листовки с промо-кодом, по которому можно получить скидку или дополнительный бонус, делая заказ уже у нас. Точно так же мы сопровождаем свои доставляемые заказы печатной рекламой компании-партнера.

Проблема заключается в выборе партнера. Сотрудничество можно наладить даже с условными конкурентами – другими интернет-магазинами. Например, есть вероятность, что человек, заказывающий в интернет-магазине одежду, захочет завтра же купить у нас блендер. Конечно, лучше найти возможность сотрудничества с более подходящим партнером, например для продавца обуви – это продавец косметики по уходу за обувью, для продавца электроники – сервис по починке ноутбуков и телефонов, для туроператора – магазин пляжных принадлежностей и т. д., но это сложнее.

Если оценивать эффективность такого вида рекламы без затрат в чистом виде, то может показаться, что она не так уж и высока. Однако, начав сравнивать, мы увидим, что примерно такую же отдачу приносит публикация рекламной полосы в журнале средней руки и т. д. Но очевидно, что по затратности эти средства продвижения несопоставимы: регулярная реклама в СМИ обойдется в десятки раз дороже. Как говорится, зачем платить больше.

Маркетинг без вложений – маркетинг, построенный на общении

Юлия Ярмош, Директор бюро маркетинговых услуг «Лука», Липецк

Есть немало малозатратных способов маркетинга, помогающих увеличить число клиентов и доход компании.

Идея 5. Стимулируйте менеджеров активно продавать личным примером. Возьмите за правило хотя бы один день в месяц лично заниматься продажами. Идите в отдел к своим менеджерам, садитесь к телефону и начинайте обзванивать клиентов. Пусть сотрудники слышат, как Вы общаетесь, какие приводите аргументы, как работаете с возражениями. Не обязательно заниматься холодными звонками, можно обзванивать старых клиентов, которые перестали делать заказы. Помимо решения основной задачи, Вы узнаете, в чем компания уступает конкурентам, и сможете улучшить свое предложение, например, с помощью бесплатной доставки, системы бонусов, путем расширения ассортимента за счет сопутствующих товаров и пр. Вам станет понятнее, в каких маркетинговых инструментах нуждается компания. Кроме того, Вы узнаете о недочетах в работе менеджеров. Замечания недовольных клиентов могут послужить основой для изменений в работе отдела продаж. Часто продавцы доносят до начальства искаженную или заведомо ложную информацию о причинах прекращения сотрудничества с клиентом. На моей памяти было несколько случаев, когда руководитель узнавал истинную причину ухода клиента (невыполненные обещания, хамство менеджера), лишь пообщавшись с ним лично.

Идея 6. Опрос клиентов. Установите один день в месяц, когда сотрудники должны заниматься опросом своих клиентов на предмет отношения к компании. Вопросы могут быть примерно такими:

  • «Какие наши продукты или услуги для Вас наиболее интересны?»;
  • «Довольны ли Вы качеством обслуживания?»;
  • «Что еще Вы хотели бы видеть в перечне наших товаров или услуг?».

Цель опроса – показать клиенту заинтересованность в его мнении, а также выявить маркетинговые возможности, которые до сих пор остались неиспользованными. Так, один букинистический магазин благодаря опросам выяснил, что клиентам было бы интересно получать на свою электронную почту информацию о новых поступлениях с кратким описанием издания. Что они и организовали, более того, сейчас этот магазин планируют переделать в антикафе и уже на его базе реализовывать книги. Идею с антикафе тоже подсказали клиенты.

Другая компания, занимающаяся продажей металлопроката, благодаря опросам выяснила, что основной их клиент не конечный потребитель, а перекупщик, у которого нет технической возможности даже распаковать металл. Тогда сотрудники стали вкладывать в каждый заказ листок с описанием товара, распечатанный на фирменном бланке. Таким образом, конечный потребитель узнавал, у кого он покупает металл на самом деле, и следующую заявку направлял непосредственно поставщику.

Идея 7. Конкурс на лучшую идею для повышения продаж. Объявите среди сотрудников компании конкурс: тот, кто придумает недорогой способ повысить продажи, получит денежную премию (именно финансовое вознаграждение, а не вымпел и кубок). Это может быть незначительная на первый взгляд вещь. Я знаю пример, когда розничный магазин по совету одного из продавцов поменял белые ценники на цветные, яркие и бросающиеся в глаза. Это сразу повысило продажи в несколько раз.

7 идей рекламы без вложений

1. Ветки дерева. Компания в преддверии праздников 14 февраля, 23 февраля и 8 Марта развесила стикеры с описанием своих услуг и контактными данными прямо на ветках дерева, растущего у тротуара. В то время года деревья стояли голыми, поэтому яркие листочки сразу привлекали к себе внимание.

2. Упаковка. Перечень новых предложений или описание новой продукции Вы можете разместить непосредственно на упаковке Ваших товаров.

3. Деньги, документы. Сделайте штамп с кратким описанием Вашего товара или услуги и ставьте оттиски везде, где уместно: на письмах, документах и даже... на денежных купюрах, например: «доставка цветов, тел...». По опыту одного Вашего коллеги, 1 из 10 клиентов узнавал о компании именно таким образом.

4. Обед. Салон красоты обменялся листовками с близлежащим рестораном, в котором обедают офисные сотрудники. А чтобы поддержать тему обеда, посетителям предлагалось отведать «бьюти-ланч», воспользовавшись условиями, действовавшими только в дневное время.

5. Карман. Владелец магазина по продаже костюмов заказал тысячу монет, покрыл каждую тонким слоем серебра и золота. Во время упаковки изделия продавец незаметно подкладывал монетку в карман пиджака. Позже, когда покупатель мерил костюм дома, он находил монетку, радовался и обязательно рассказывал об этом друзьям и знакомым.

6. Скатерть. Договоритесь с рестораном, что Вы обеспечите их скатертями, правда, на них будет стоять логотип Вашей компании.

7. Фотография. Предложите фотосалону оплачивать печать снимков клиентов. А на обороте фото размещайте свою рекламу. Одна японская компания создала на этом бизнес.


ЗАО «РДТеХ – Разумные деловые технологии»
Сфера деятельности: управленческий и технологический консалтинг, разработка и внедрение информационных систем
Численность персонала: 286
Годовой оборот: 2,029 млрд руб.

ООО «Аристос»
Сфера деятельности: управление фирменным интернет-магазином компании Philips (www.shop.philips.ru)
Численность персонала: 80

Бюро маркетинговых услуг «Лука»
Сфера деятельности: маркетинговые и социологические исследования, изучение рынков, аудит рекламы
Территория: головной офис – в Липецке; услуги оказываются клиентам в Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Ростовской, Ярославской областях и в Республике Чувашия
Численность персонала: 11 (по договору)

Маркетинг и реклама без вложений: 7 шикарных идей из практики



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль