text
Генеральный директор

Бизнес в кризис: чего делать нельзя

  • 6 ноября 2015
  • 8085
Бизнес в кризис: чего делать нельзя

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


Известный факт, что глава Panasonic Мацусита во время Великой депрессии не уволил ни одного сотрудника, в то время как тысячи фирм обанкротились. «Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача — не следствие плохих времен», - говорил он. Как же вести бизнес в кризис, чтобы остаться на плаву?  

Антикризисное управление Мацуситы

29 октября 1929 г. рухнул фондовый рынок в США, и экономика неумолимо покатилась вниз. General Motors уволила 50 % своей рабочей силы. Последовавшие за этим сокращения в других компаниях превратили миллионы людей в безработных. Тысячи фирм обанкротились.

В результате последовавшей за 29 октября паники на мировых финансовых рынках японская экономика быстро пришла в упадок. К 1 декабря1929 г. объем продаж Matsushita Electric сократился более чем наполовину. Склады начали переполняться нереализованной продукцией. Угроза финансовой катастрофы внезапно стала реальностью.

Многие менеджеры MEI видели единственный выход в массовом увольнении, вплоть до половины персонала. Однако Мацусита дал иные указания: 

С этого момента сократите производство вдвое, но никого не увольняйте. Мы сократим выпуск не за счет увольнений работников, а за счет того, что они будут работать половину рабочего дня. Мы будем продолжать выплачивать ту же зарплату, какую они получают сейчас, но отменим все выходные. Мы попросим работников приложить все усилия к тому, чтобы продать накопившиеся запасы

Данная идея была для японцев новшеством. В 1929 году практика противостояния экономическому спаду путем перевода производственного персонала в сферу сбыта была еще неизвестна.

Решение Мацуситы было встречено работниками с одобрением. Когда сотрудники MEI стали тратить множество часов в неделю на то, чтобы распродать готовую продукцию, а выпуск составил половину от прежнего уровня, запасы стали быстро исчезать. В феврале работники вернулись к своим обычным обязанностям.

Эта история из книги Коносуке Мацуситы «Лидерство Мацуситы»

Антикризисное управление Джека Уэлча

Руководить предприятием во время кризиса надо так, как будто все уже позади, считает экс-СЕО General Electric Джек Уэлч. В своей знаменитой книге «Победитель» он рассказал о пяти аспектах, с помощью которых ему удавалось преодолевать кризисы.

 

Первый аспект. Приступайте к поискам выхода из ситуации при первых же признаках кризиса, исходя из худшего сценария. Предположите, что ваша проблема серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

Второй аспект. Согласитесь с тем, что нет таких тайн, которые не станут всем известны. Одна из самых распространенных ошибок в кризисных ситуациях – замалчивание фактов. Гораздо лучше раскрыть масштаб возникшей проблемы еще до того, как это сделают другие. Чем более открыто вы говорите о проблеме и о том, как ее разрешить, тем больше доверия вы внушаете тем, кто наблюдает за вами как внутри вашей организации, так и за ее пределами.

Третий аспект. Предположите, что предпринятые вами меры по преодолению кризиса будут выставлены журналистами в самом худшем свете. Вам надо определить вашу позицию прежде, чем это сделают другие. Иначе ваша недальновидность будет истолкована как признание вины. Даже если СМИ не проявят интереса к вашим событиям, они обязательно вызовут интерес у ваших работников. Открыто обсудите сложившуюся ситуацию. Определите свою позицию. Объясните, почему возникла данная проблема и как вы намерены ее решить. 

Четвертый аспект. Предположите, что преобразования затронут, как организационные процессы, так и персонал. Обычно дело не заканчивается только организационными переменами. Людям требуются те, кто возьмет на себя ответственность за кризисную ситуацию. Увольнение этих людей малоприятная процедура, но она необходима, чтобы компания могла возобновить движение вперед. 

Пятый аспект. Предположите, что ваша организация все же уцелеет и благодаря тому, что случилось, станет еще сильнее. Нужно уметь извлекать уроки из каждого кризиса.  Когда кризис уже позади, всегда возникает желание вычеркнуть его из памяти. Не делайте этого. Извлекайте из кризиса максимум пользы. При каждом удобном случае обучайте своих подчиненных тому, чему научились сами во время кризиса.

Антикризисное управление Джеймса Килтса

Выходить из кризиса трудно. «Но есть несколько правил, которые помогут вам избежать его», - пишет своей книге «Ничего лишнего» экс-СЕО Gillette Джеймс Килтс.

Никогда не преследуйте нереалистичные и недостижимые цели. Проводите тщательный анализ, чтобы определить темп роста, приемлемый для вашей компании. Не на год-два, а на долгий срок. Гонка за высокими показателями – прямой путь к провалу. «Проблема чересчур смелых прогнозов подрывает положение СЕО», - считает Уоррен Баффет.

Контролируйте затраты. И поддерживайте их на уровне, который будет способствовать достижению конкурентного преимущества.  Для этого вам нужно сравнить свои затраты с затратами конкурентов и добиваться лучших результатов.

ОРНР (остановка роста накладных расходов) должна стать вашим образом жизни не только на год или на трудное время, а навсегда. Внушите своей компании, что ОРНР – это не одноразовая мера, а фундаментальная стратегия организации.

Следите за динамикой роста рыночной доли – мерила жизнеспособности бренда. Она всегда должна быть положительной. В противном случае у вас могут начаться проблемы.

Инвестиции в маркетинг брендов должны быть весомыми и разумными. Установите подходящий уровень отношения рекламных затрат к объему продаж для каждой категории и следите, чтобы он постоянно поддерживался.

Избегайте перенасыщения торговых точек своей продукцией. Продавая дистрибьюторам больше товара, чем нужно покупателям, только для того, чтобы достичь планового квартального показателя, вы рискуете попасть в замкнутый круг. Помните, что никогда не нужно гнаться за недостижимым.

Книги этих выдающихся руководителей «Победитель», «Ничего лишнего» и «Лидерство Мацуситы» представлены в Библиотеке «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении». Прочитать каждую из них вы сможете всего за 15 минут, поскольку мы бережно отобрали для вас только главные мысли «без воды» и повторов.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.