Степень MBA: что она даст и как ее получить

9340
Степень MBA: что она даст и как ее получить

Фото: teslaeducation.com

Галина Логвинова, Генеральный Директор Компания MBA Consult, Москва


В этой статье Вы прочитаете

  • Как выбрать бизнес-школу для получения степени MBA
  • Традиционное очное обучение MBA
  • Заочное обучение MBA
  • На какие вопросы следует ответить Генеральному Директору до поступления

Для получения степени MBA (англ. Master of Business Administration – Мастер делового администрирования) необходимо затратить время, деньги и проявить силу воли. Стоит ли игра свеч? Зачем состоявшемуся Генеральному Директору еще один документ об образовании? Что дает профессиональному топ-менеджеру обучение MBA? А может, это просто мода? Из предлагаемой статьи Вы поймете, какие усилия придется приложить для получения степени MBA, и узнаете, в чем отличия американского и европейского подхода к обучению.

Степень МВА – это наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Такую квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента. По нашим данным, основные причины поступления менеджеров высшего звена в бизнес-школы на программы МВА таковы:

  • желание и необходимость структурировать приобретенные ранее навыки;
  • стремление получить дополнительные знания по актуальным для дальнейшей работы темам;
  • потребность в расширении круга профессионального общения (Network).

Сегодня степень МВА является общепризнанной во всем мире. Присуждать ее имеют право только аккредитованные бизнес-школы – западные или российские.

В мировой практике существует несколько форм обучения по программам МВА:

  • Full-time MBA (полноценное очное обучение, как правило, на протяжении двух лет; существенный недостаток – придется оставить работу);
  • Part-time MBA (по содержанию соответствует Full-time MBA, длится дольше – от полутора до трех лет, позволяет учиться без отрыва от работы; минус – ограниченность общения с сокурсниками);
  • Distance Learning, или e-learning (обучение через Интернет; идеальный вариант для тех Генеральных Директоров, которые по какой-либо причине не могут выехать за пределы страны);
  • Executive MBA – EMBA (условно можно эту форму назвать заочной – она позволяет совмещать обучение с работой).

Среди руководителей пользуется успехом еще одна форма обучения MBA – Executive Education. Это краткосрочные курсы для управленцев среднего и высшего звена без присуждения степени.

Наиболее популярны, пожалуй, Full-time MBA и Executive MBA. По опыту нашей работы с уверенностью можно сказать, что вторая из них – Executive MBA – максимально удовлетворяет требованиям Генерального Директора. Об этих формах чуть подробнее.

Обязательное и специализированное обучение MBA

Вне зависимости от формы обучения учебная схема всех бизнес-школ предполагает обязательные и необязательные дисциплины. Все зависит от политики школы. Например, в программу Full-time MBA в Chicago GSB входит один обязательный курс – Leadership Effectiveness and Development (LEAD), а все остальные студент вправе выбрать самостоятельно. Подход других школ менее гибок.

Важно понимать, что специализаций МВА, о которых многие ошибочно говорят в последнее время, не существует. Нет официального разделения на General MBA и специализированные программы. Можно говорить о некоторых «уклонах» бизнес-школ, но это касается исключительно общих предметов, таких как бухгалтерия, финансы. «Уклон» означает лишь, что школа сильна в подготовке специалистов в конкретной области. Термин «специализированные программы» уместно применять только в отношении очень узких, эксклюзивных направлений: спорт, дизайн, мода, нефтедобыча.

Степень MBA: что она даст и как ее получить

Традиционное очное обучение MBA

Традиционные очные программы МВА (Full-time Programs) почти всех американских бизнес-школ рассчитаны на два года обучения, а европейских – на год, иногда даже на десять месяцев. Учебный год разделен на два (реже три) семестра. В первый год обучения студенты обязаны прослушать несколько обязательных курсов (они составляют около 40% от всей программы), а во второй – 12 и более предметов по выбору.

Принято считать, что обучение в Европе оптимально для людей с экономическим образованием и значительным опытом работы. Двухгодичные программы скорее подойдут гуманитариям или людям с небольшим практическим опытом.

Преимущества Full-time MBA – активное взаимодействие с другими студентами. Также эта программа дает возможность выбора большого количества факультативных курсов. Однако, если Вы предпочтете эту форму, придется оставить работу. Кроме того, стоимость обучения по курсу Full-time MBA достаточно высока.

Заочное обучение MBA

Форма Executive MBA (ЕМВА) позволяет получить магистерскую степень Генеральным Директорам, которые не могут на долгое время (год-два) оставить свою работу и компанию без присмотра. Студенты EMBA, в отличие от занимающихся по очной форме, встречаются реже, скажем, раз в два месяца, и совмещают работу с учебой. При этом в ходе обучения они могут отрабатывать практические задания (кейсы), построенные на реальных ситуациях их предприятий, и применять полученные результаты. Наш опыт показывает, что довольно часто обучение таких слушателей оплачивают компании.

При обучении по некоторым программам EMBA студенты могут перемещаться из одной школы в другую, проходя курсы у нескольких преподавателей. Программы Executive MBA (часто описываемые как global, хотя пока не существует программы, которая бы объединяла все континенты), конечно, предполагают частые разъезды, но дадут возможность оценить разные стили преподавания и впоследствии не просто отметить в своем резюме, но и использовать полученный международный опыт.

Если Вы планируете по окончании обучения сменить работу, минусом может оказаться то, что в рамках этих программ чаще всего не предлагают услуги по трудоустройству (большая часть студентов спонсируется их же работодателями). Однако ситуация постепенно меняется.

Кто платит за диплом МВА

По данным Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, статистика оплаты обучения по программе MBA не только в этой школе, но и в других практически не меняется: 70–75% слушателей оплачивают обучение самостоятельно, 25–30% учатся за счет компаний. Большая часть обучающихся за счет компании относится к топ-менеджменту.

Говорит Генеральный Директор

Вадим Мамонтов, Генеральный Директор ООО «Парк.Ру», Москва

Причин, по которым я решил получить степень MBA, несколько. Основная – отрасль, в которой мы работаем (высокие технологии), очень динамично развивается, и опыт бизнес-школ здесь, безусловно, применим. Также хотелось обзавестись новыми знакомыми в бизнес-среде. И еще одна причина – преимущества современных форматов обучения. Нам было предложено сочетание вечернего обучения с занятиями в выходные дни. Должен сказать, нужно иметь серьезную уверенность в необходимости образования, быть готовым жертвовать тремя вечерами в неделю и некоторыми выходными на протяжении двух лет. Сейчас, по окончании обучения, мне ничуть не жаль потраченного времени. Получил я очень много, все мои ожидания оправдались, во многом результат даже превысил планировавшийся. В частности, я не рассчитывал на такой хороший контакт с группой. На нашей двухлетней программе EMBA Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ учились люди в возрасте 36–37 лет, в основном директора-собственники и топ-менеджеры. Большинство топ-менеджеров из нашей группы к концу обучения сменили работу или задумались об этом. Кто-то пошел на повышение, кто-то открыл свое дело. А в начале даже намерений таких не было, все были успешны в своих компаниях. Наверное, дело в том, что это обучение качественно меняет отношение к бизнесу, к работе. Это очередная ступенька в развитии.

4 вопроса, на которые лучше ответить до начала обучения MBA

Прежде чем приступать к сбору документов и сдаче тестов для поступления в бизнес-школу, важно задать самому себе несколько вопросов и проделать ряд процедур.

1. Решите, нужна ли Вам степень МВА. Она не является панацеей и не может изменить в лучшую сторону судьбу каждого. Скорее это инструмент, который хорош для достижения определенных Вами же целей.

2. Определите, готовы ли Вы потратить время на подготовку к поступлению и на само обучение. Очень важно сразу это понять: получение степени МВА займет большую часть Вашего свободного (и не только) времени. Из опыта работы могу сказать: многие из нынешних студентов жаловались на катастрофическую нехватку времени при подготовке. Их основной совет будущим аппликантам (претендентам): делайте все заранее!

Выбор школы и формата обучения занимает обычно от года до двух. Подготовка к поступлению в западную школу займет 10–12 месяцев (в российскую школу, вероятно, чуть меньше). За это время аппликанту следует подготовиться к тестам GMAT и TOEFL, сдать их (иногда и не один раз), подготовить пакет документов (официальную копию диплома с перечнем дисциплин, рекомендации, эссе). Затем может последовать интервью, которое проводится либо в самой школе, либо по телефону, либо в Москве. Если все складывается успешно, Вы поступаете. Длительность обучения зависит от выбранной Вами программы. В общей сложности придется посвятить получению степени МВА около четырех-пяти лет.

3. Проанализируйте, готовы ли Вы к поступлению в бизнес-школу:

Во-первых, у Вас должно быть высшее образование.

Во-вторых, способности к бизнесу и хотя бы двух-трехлетний опыт работы в нем.

В-третьих, отличное знание английского.

В-четвертых, возможность оставить работу, на год-два уехать из страны или периодически выезжать за ее пределы на краткосрочные модули.

4. Рассчитайте, сколько Вы готовы потратить на обучение и сможете ли оплатить свои дополнительные расходы. Плата за обучение в бизнес-школах достаточно высока. Обучение в одной из 25 лучших школ (Топ-25) обойдется в среднем в сумму от 50 до 80 тыс. долл. США. В России стоимость МВА значительно ниже – колеблется от 4500 до 20 000 долларов.

Если Вы выбрали очную форму, то помимо оплаты обучения, проживания, медицинской страховки, учебников Вы должны учесть и так называемые скрытые издержки – потерю дохода на основной работе. Учащиеся, занимающиеся неполное время, могут себе позволить подработать, но совмещать работу с учебой весьма непросто, а на первом году обучения практически невозможно.

Что касается затрат на подготовку к поступлению, то они индивидуальны и зависят от того, пользуетесь ли Вы услугами консультантов (и в каком объеме), и других условий.

Экспресс-обучение МВА

Существует и такая форма обучения, как мини-MBA. Это укороченные программы в виде семинаров на определенные темы. Западные институты с хорошей репутацией предпочитают называть эти курсы тренингами. Российские бизнес-школы позиционируют мини-МВА как нечто среднее между тренингами и классическим МВА – для тех, кто хочет несколько большего, чем тренинг, и несколько меньшего, чем МВА. Организаторы утверждают, что сократили время обучения за счет ликвидации «общих» предметов (продолжительность курса мини-МВА не превышает шести месяцев). Так, за бортом остались английский язык, информационные технологии и другие непрофильные предметы. Девиз таких программ – «только самое ценное». Однако программа мини-МВА не является альтернативой MBA, хотя некоторые операторы рынка образовательных услуг утверждают обратное. Она не дает права на получение степени мастера делового администрирования.

По материалам статьи Т. Матвеевой «МВА на скорую руку»


Говорит Генеральный Директор

Дмитрий Петровский, Генеральный Директор компании ComNews, Санкт-Петербург – Москва

Лучше, если бизнес-образование у Генерального Директора есть – оно не повредит. Кроме того, кое-где без диплома МВА не принимают на работу. Однако, на мой взгляд, наличие бизнес-образования не имеет отношения к успеху и успешности. К тому же в бизнес-школе учат не бизнесу, а базовым вещам, которые, как правило, нужны в определенном объеме в зависимости от уровня бизнеса. Большинство миллионеров, которые сами заработали свои деньги, степени не имеют.

Вадим Мамонтов, Генеральный Директор ООО «Парк.Ру», Москва

Для себя, например, пользу от обучения я определил так: появляется возможность скорректировать самооценку. Поскольку, когда работаешь Генеральным Директором в собственной компании, оценить себя практически невозможно, наоборот, ты сам даешь оценки другим. А тут тебя постоянно оценивают – коллеги по учебе и преподаватели, да и сам постоянно оцениваешь себя в ходе выполнения учебных заданий.

Что касается практической пользы бизнесу, то я получил новые деловые связи – с сокурсниками. С некоторыми преподавателями теперь мы будем сотрудничать – в частности, привлечем их к работе над стратегией компании. Среди однокурсников были и люди из рекрутингового бизнеса; лучше узнав меня и поняв мои потребности, они нашли для моей компании сотрудников, ставших нашими новыми «звездами».

Как выбрать бизнес-школу для получения диплома MBA

Европа, Америка или Россия? Это один из ключевых вопросов. Ответить на него Вы должны сами исходя из собственных интересов, потребностей, пожеланий и пристрастий. Подход к МВА-образованию американских и европейских школ во многом схож. На обоих континентах присуждается степень мастера делового администрирования. Обучение в основном проходит на английском языке. Однако образовательные модели Старого и Нового Cвета все же разнятся: при схожести целей отличается политика их достижения.

К примеру, состав студентов и преподавателей в европейских школах более интернационален. Здесь лучше развиты программы обмена между школами (как европейскими, так и американскими и азиатскими) и корпоративного партнерства. Предлагается большее количество краткосрочных программ (рассчитанных на год-полтора). В американских бизнес-школах в отличие от европейских менее высоки требования к опыту работы аппликанта, и их студенты моложе.

Что касается российских школ, то государственные требования к программам МВА были разработаны на основе международных стандартов. Диплом мастера делового администрирования в России был утвержден только в 2000 году. С тех пор выпускники аккредитованных российских бизнес-школ начали получать дополнительный диплом к документу о высшем образовании, свидетельствующий о присвоении квалификации «мастер делового администрирования». В связи с тем, что российская система МВА значительно моложе, чем западная (особенно американская), аппликанты, которые задумываются о получении бизнес-образования, чаще выбирают именитые западные бизнес-школы.

Какая именно бизнес-школа? Выбирать конкретную бизнес-школу лучше по отзывам, рекомендациям и рейтингам. Наиболее известные из них – ежегодные рейтинги изданий BusinessWeek, U.S. News & World Report, Financial Times2. Изучая результаты исследований, обращайте особое внимание на такие пункты, как методика обучения, месторасположение, учебный план, качество жизни, профессорско-преподавательский состав, учебная нагрузка, состав будущих сокурсников, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также – если для Вас это важно – перспективы получения работы.

Вообще я рекомендую высылать свои данные в восемь – десять школ одновременно. Обычно документы отправляют в две – четыре престижные школы, вероятность поступления в которые низка, в две-три менее престижные, поступить в которые проще, и еще в две-три школы «про запас» (в последние Вы поступите наверняка).

Обучение МВА в кредит

Сегодня многие ведущие западные бизнес-школы предлагают специальные кредитные программы для желающих пройти курс обучения по программе МВА. Некоторые школы заключили договоры с Европейским банком реконструкции и развития и голландским ABN Amro Bank, Гарвардская бизнес-школа подписала соглашение с Citybank, а Wharton – с PNC Bank. Суть этих финансовых договоренностей в том, что банки предоставляют студентам, осваивающим программу МВА, долгосрочные кредиты на обучение, размер которых практически полностью покрывает затраты. Срок погашения кредитов составляет от тринадцати с половиной до двадцати лет. Нельзя не отметить, что кредиты предоставляются под достаточно высокий для западной системы кредитования процент: в зависимости от условий договора ставка может составлять от 7,75 до 11 процентов годовых.

На российском рынке кредитных предложений для обучения немного (BSGV, Сбербанк), и пользуются ими пока не более пяти-семи процентов слушателей.

Говорит Генеральный Директор

Вадим Мамонтов, Генеральный Директор ООО «Парк.Ру», Москва

При выборе бизнес-школы я ориентировался, конечно, на рейтинги, но основным аргументом все же стали рекомендации моих партнеров из Московского университета.

Ольга Михеева, Генеральный Директор ООО «Агентство социально-экономического партнерства», Москва

За время моего сотрудничества в западных компаниях, специализирующихся на обучающих программах для некоммерческих организаций, я накопила серьезный опыт фандрайзинга1, руководства крупными проектами.

Со временем все больший интерес у меня стала вызывать работа в компаниях по организации деловых мероприятий для реального сектора экономики. Несмотря на имеющийся опыт, это требовало и соответствующего бизнес-образования, а поскольку я собиралась продолжить работу в международной компании, выбор был сделан в пользу обучения в Англии.

Я выиграла грант Британского совета, хотя конкурс был пятьдесят человек на место. Основным критерием, по которому производился отбор, было четкое понимание кандидатом цели: для чего ему необходимо это обучение. Британский совет предоставил возможность выбора учебного заведения, и из списка наиболее интересным показался Birkbeck College, University of London, в который я и поступила.

Другими не менее серьезными критериями отбора претендентов были умение работать в команде и управленческий опыт, ведь бизнес-обучение предполагает наличие у руководителя не только лидерских качеств, но и навыков работы с людьми (в любой области бизнеса). Среди моих сокурсников было несколько человек, которые поступили в бизнес-школу сразу после получения степени бакалавра, – и они, надо сказать, заметно проигрывали, особенно при решении практических задач (бизнес-кейсов). Студенты с опытом работы – профессиональные менеджеры – были успешнее в том числе потому, что прекрасно осознавали, зачем им эта учеба.

Нужно отметить, что именно групповая работа по решению практических задач бизнеса подготовила меня к управлению бизнес-процессами в моей компании. Существенным фактором успешности выпускников Birkbeck College является и то, что обучение проходит в мультинациональной среде. Сейчас это актуально для большинства активно развивающихся предприятий, в том числе и для моей компании, перед которой стоят задачи выхода на международные рынки, поиска новых партнеров за рубежом.

Принципиально важным для меня было то, что я уехала из Москвы: я получила возможность в новых условиях осмыслить свой опыт, расставить приоритеты и определить дальнейшие перспективы, а также сосредоточиться на получении образования – учеба занимает практически все время. Получение магистерской степени в Великобритании – это год, и это занятия «не поднимая головы».

Командная работа в ходе занятий дала мне возможность оценить свои силы и быть оцененной другими (ведь в ходе этой работы тебя оценивают, и очень строго), и этот год придал мне уверенности в себе. Без такого опыта я вряд ли решилась бы создать компанию и возглавить ее.

Российская система обучения MBA решает другие задачи

Георгий Ананчик, Председатель совета директоров группы компаний «Виктория», Калининград – Москва

В этом году я окончил двухгодичную российскую программу MBA. Начинал учиться в Калининграде, пока там работал, а когда меня перевели на работу в Москву, доучивался заочно. Я знаю, что западная система MBA немного отличается от российской. Но не могу сказать, какая из них полезнее. Западная система нацелена на решение большого числа кейсов из существующей практики. А в нашей программе, наверное, их меньше, поскольку организаторы понимают, что руководителям зачастую действительно не хватает даже базовых знаний. Российская система, таким образом, решает сразу две задачи: «насыщение» слушателей основной управленческой информацией и анализ примеров – как из российской практики, так и из западной. Но кейсов из российской практики не так много, и они, может быть, не столь показательны, так как носят часто гипертрофированный, радикальный характер. Возможно, в нашей ситуации это более уместно, но я считаю, что период самых радикальных изменений миновал и в устоявшемся – в основном уже – бизнесе больше следовало бы давать знаний, связанных с регулярным менеджментом, с ежедневным повышением эффективности.

Знания, получаемые в российских бизнес-школах, все-таки ниже положенного для MBA уровня. Пока существует потребность именно в базовых знаниях, пока есть возможность на этом зарабатывать и нет особой нужды бегать и искать слушателя на эту программу, она будет в таком виде существовать. Как только наступит следующий этап – появится недовольство программой, возрастет число людей, которые приходят за новым качеством знания, но получают то, что уже слышали на каких-то предыдущих стадиях своего образования, – российские программы будут вынуждены измениться. Во время обучения мы давали оценку преподавателю каждой дисциплины и материалу. Я совершенно честно писал, что это я уже слышал, что мне неинтересно. Не знаю, насколько повлияет мое мнение, но если таких оценок будет много, что-то должно измениться.

1Фандрайзинг – специальные мероприятия или программа, направленные на привлечение ресурсов, чаще всего финансовых, для конкретных целей. – Примеч. редакции.


Справка


Галина Логвинова – Генеральный Директор MBA Consult с 2000 года. Окончила Кубанский политехнический университет. Имеет два высших образования: по специальностям «инженер, механик, конструктор» и «экономист-финансист».

Компания MBA Consult образована в 1998 году. Специализируется на подготовке желающих к поступлению в лучшие западные бизнес-школы: Harvard, Stanford, Wharton, Kellogg, Berkeley, Carnegie Mellon, Duke, Cornell, Yale, Darden, Rochester, INSEAD, IMD, London Business School и др. Задача компании – подготовить претендентов, желающих получить качественное бизнес-образование, к сдаче тестов GMAT и TOEFL и оказать практическую помощь на каждом этапе поступления.

Вадим Мамонтов – выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ; в 2004–2006 годах проходил обучение по программе Executive MBA Института бизнеса и делового администрирования Академии народногохозяйства при Правительстве РФ.

Компания «Парк.Ру» основана в 1995 году, специализируется на управлении информационными потоками, анализе информации из открытых печатных и онлайн-источников и правовых баз.

Издательская группа ComNews основана в 1998 году, офисы компании расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Специализируется на издательской, исследовательской и консультационной деятельности. Выпускает пять специализированных деловых СМИ: интернет-газету новостей телекоммуникационного бизнеса www.ComNews.ru, ежемесячный деловой журнал «Стандарт», ежегодники «Энциклопедия связи» и «Кто есть кто в телекоммуникациях».

Ольга Михеева окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; в 2003–2004 годах обучалась в Birkbeck College, University of London, получила степень Master of Science in International Busiess.

Агентство социально-экономического партнерства образовано в 2006 году.Основное направление деятельности – организация и проведение деловых мероприятий: конгрессов, форумов, конференций, круглых столов, семинаров, выставок.

Георгий Ананчик окончил Калининградское высшее инженерное морское училище; в 2004– 2006 годах прошел обучение по программе MBA в Калининградском институте международного бизнеса (Государственном институте управления).

Группа компаний «Виктория» – торговая компания, созданная в 1993 году в Калининграде. Управляет сетями разных форматов: около 120 магазинов «у дома» «Квартал», 37 дискаунтеров «Дешево», сеть супермаркетов «Виктория» (шесть магазинов) и магазин мелкооптовой торговли «Кэш» в Калининграде.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Доставка новостей@

Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





© 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

Журнал «Генеральный Директор» –
профессиональный журнал руководителя

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно скачать документ, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • библиотека Генерального Директора
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль