text
Генеральный директор

Сезонность спроса: как планировать продажи

  • 2 декабря 2014
  • 10676
Сезонность спроса: как планировать продажи

Фото: Shutterstock

Ирина Королева, Главный эксперт управления энергосбытовой деятельности ОАО «ОГК-2», Москва


В этой статье Вы прочитаете

  • Как сделать работу более гибкой, если деятельность фирмы сильно зависит от сезонности спроса
  • Как компании планируют цикличность деловой активности

Некоторые виды деятельности имеют ярко выраженный сезонный характер – летний (услуги уличных кафе, установка стеклопакетов, дорожный ремонт, ландшафтный дизайн) или зимний (снегоуборочные работы, проведение корпоративных мероприятий). Сезонность спроса можно обнаружить и в строительстве, туристическом бизнесе, логистике, оптовой и розничной торговле. Есть сферы бизнеса, где периодические колебания спроса случаются даже в пределах одной недели (например, продажа определенных продуктов питания увеличивается в выходные и предпраздничные дни).

Понятие «сезонность» официально закреплено в российском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ установлено (подпункт 5 п. 2 ст. 64), что одним из оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть «производство и (или) реализация товаров, работ или услуг, носящих сезонный характер». Также фактор сезонности спроса может учитываться при установлении коэффициента К2, используемого при расчете суммы единого налога на вмененный доход. Кроме того, Правительством РФ законодательно принят перечень сезонных отраслей промышленности, работа в которых в течение полного сезона при исчислении пенсионного страхового стажа учитывается как работа в течение полного года. Подходы к планированию и анализу сезонности продаж принципиально не изменились.

Планирование рыночных колебаний. Конечно, самый правильный способ учета сезонности спроса и рыночных колебаний при планировании деятельности компании – это бизнес-прогнозирование, то есть научно обоснованное описание возможного состояния фирмы в будущем, базирующееся на интуитивно-логическом анализе сезонности и выявлении тенденций развития. Методы прогнозирования можно подразделить на две большие группы: эвристические и математические (или количественные). Количественные методы требуют достаточного объема данных о колебаниях деловой активности предприятия за несколько лет (в идеале – за все время работы). Подробно такие подходы здесь я рассматривать не буду. Если Вы считаете, что Ваша компания располагает сведениями для применения количественных методов, поручите финансово-экономической службе подготовить требуемые расчеты и их обоснования.

Если данных не хватает, лучше применять эвристические методы. Самый распространенный из них – экспертный. Он основывается на получении информации от потенциальных экспертов, в роли которых могут выступать клиенты, поставщики, менеджеры по продажам, а также отраслевые ассоциации и научные учреждения, занимающиеся исследованиями Вашего рынка. Анализ деятельности конкурентов (если таковой возможен) тоже даст представление о сезонности спроса. Плюс метода – в возможности получать ценные сведения из необщедоступных источников и нетривиальные заключения экспертов.

 Сезонность спроса: как планировать продажи

Впрочем, каким бы из методов ни были получены прогнозы, воспринимайте их лишь как информацию для размышления, а не как руководство к действию.


Могу привести такой пример. Один красноярский магазин, торгующий меховыми изделиями, тщательно подготовился к зимнему повышению спроса. Расчет основывался на фактических данных о продажах за все три года деятельности магазина. Прогноз выглядел достоверным и не вызывал сомнений. Однако в тот год в регионе выдалась аномально теплая зима и большинство потребителей решили обойтись без меховых обновок. Этот случай доказывает, что даже самые основательные прогнозы, в полной мере учитывающие статистику прошлых лет, могут оказаться ошибочными и обернуться серьезными убытками.

Чтобы подстраховаться от такого исхода, разумно использовать сценарное планирование. Пусть, помимо основного плана, у Вас под рукой всегда будет план Б – на случай, если все пойдет совсем не так, как предполагалось.

Организация работы в компании, деятельность которой зависит от сезонности спроса. К анализу сезонности продаж нужно готовиться заблаговременно, чтобы любое изменение конъюнктуры компания встретила во всеоружии.

С приближением подъема организации традиционно проводят предсезонную подготовку: формируют портфель заказов, приобретают оборудование и материалы, заключают договоры аренды (только на период сезонного оживления), нанимают дополнительный персонал (тоже на временной основе). Такая подготовка и существенные дополнительные затраты оправдывают себя, поскольку позволяют обеспечить достаточность ресурсов и оптимальное распределение нагрузки на бизнес.

Что касается сезонных спадов, есть много технологий, повышающих эффективность работы. Главное, чтобы затраченные время, деньги и труд были соизмеримы с масштабом организации и состоянием рынка. Эффект от таких мероприятий оценить сложно. Во многих случаях нет смысла корректировать сезонность спроса и стимулировать сбыт на стадии спада. Дешевле и менее рискованно настроиться на определенный ритм и поддерживать его.

План работы во время спада должен включать мероприятия, выполнение которых необходимо, но в периоды оживления нецелесообразно. На это время планируются отпуска, обучение персонала, обновление программного обеспечения, переезды, ремонт офисов.

Справка


Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии (ОГК-2)
Сфера деятельности: производство электроэнергии.
Форма организации: ОАО.
Территория: головной офис – в Москве, филиалы – пять тепловых электростанций: Псковская ГРЭС, Серовская ГРЭС (Свердловская область), Ставропольская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1 (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Троицкая ГРЭС (Челябинская область).
Численность персонала: 4862.
Общая установленная мощность: 8695 МВт.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И продолжить чтение статьи
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.