3 модели лидерства: только одна из них успешна

8015
3 модели лидерства: только одна из них успешна

Фото: Flickr

По материалам проекта "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении"


Известный американский конфликтолог Марк Герзон выделяет три модели лидерства: Демагог, Менеджер и Посредник. По его мнению, первые две – ошибочны. Только лидер-посредник способен открыто и честно встречать возникающие конфликты, творчески подходить к управлению компанией и в итоге сделать ее успешной.

Демагог

По-другому его можно назвать диктатором. Чтобы завоевать или удержать власть, он играет на обычной человеческой боязни перемен. В организации такой лидер культивирует атмосферу страха, управляет с помощью угроз и устрашения. Страх повсюду – и в душе самого Демагога тоже. Он боится потерять власть после того, как вследствие открытого конфликта станет понятно, насколько трагичны неудачи компании. Лидерство Демагога выражается в бесконечных обвинениях какого-либо сотрудника или целого отдела во всех бедах организации. Демагоги постоянно пытаются свалить свои неудачи на кого-либо другого и господствовать за счет страха сотрудников, боящихся стать очередными козлами отпущения.

Менеджер

Минус даже очень эффективного Менеджера в том, что он видит себя только в рамках четко определенной территории. Для него важно, чтобы у его сотрудников, его клиентов все шло хорошо – но не важно, что происходит с «другими», находящимися вне его сферы деятельности. Будучи замкнутым в своей компетенции, Менеджер теряется в нестандартной ситуации, когда нужно видеть общую картину. Идеал Менеджера – бесконфликтная организация. Но такой не бывает. Менеджер думает, что конфликтов можно избежать, а когда конфликт все же возникает, он его игнорирует. Но одним молотком дом не построишь. Так и в управлении недостаточно одного-единственного навыка – гасить конфликты.

Посредник

Посредник представляет собой лидерский подход, который трансформирует различия, превращая их в возможности. Такой тип лидера превращает конфликт из деструктивной и разделяющей силы в объединяющую и оздоравливающую. Посредник способен «видеть», «заботиться» и «держать руку на пульсе» даже в случае сложных и запутанных ситуаций. Эта модель не требует специального образования или тренингов. Просто нужно знать, какие инструменты необходимо использовать.

В каждом из нас так или иначе сочетаются черты перечисленных типов лидерства. Исход любого конфликта во многом зависит от того, какой из них преобладает в данной ситуации. По сути, в каждом из конфликтов мы сами выбираем тактику. Сделанный выбор приведет либо к бесконтрольному развитию конфликта, либо к трансформации различий в возможности.  

3 модели лидерства: только одна из них успешна

Инструменты лидера-посредника

Каждый из нас может научиться искусству Посредника – для этого достаточно лишь ознакомиться с некоторыми правилами игры. Марк Герзон выделил восемь инструментов, с помощью которых вы сможете эффективно управлять любыми конфликтами. Их он описывает в своей книге «Лидерство через конфликт». Вот они.

1. Целостное видение. Это принятие всех сторон конфликта, учитывая при этом всю его сложность. Первый инструмент не связан с каким-либо действием. Он связан с наблюдением. Лучше осмотреться перед тем, как ринуться в бой. Вы должны убедиться, что, прежде чем предпринять какие-либо шаги, сделали все возможное, чтобы увидеть более широкую картину.

2. Системное мышление. Как только у нас появляется намерение понять весь конфликт в целом, мы обычно начинаем мыслить системно: стараемся определить максимально возможное количество важных элементов конфликтной ситуации и понять взаимосвязи между ними.

3. Присутствие. Конфликтом можно серьезно заниматься только в полную силу и при полном погружении. Присутствие означает, что мы вовлечены полностью, а не приглашены в качестве бестелесного «мыслителя», что мы готовы применить все интеллектуальные, эмоциональные и духовные ресурсы, чтобы засвидетельствовать конфликт и трансформировать его.

4. Исследование. Способ задавать вопросы, ответы на которые дают основную информацию о конфликте, необходимую для понимания способов его трансформации. Неважно, сколько знаний у вас в голове, - рано или поздно придется обратиться к мудрости других, иначе ваш анализ наверняка будет неполным. Помимо вопросов узкой профессиональной специализации лидеры должны также разбираться в том, что находится за профессиональными границами. Посредники копают все глубже, они задают вызывающие вопросы, даже если это рискованно.

5. Сознательное общение. Посредники дают понять участникам конфликта, что у них всегда есть выбор относительно стиля общения. Когда лидер знакомит антагонистов со всем набором способов обсуждения (словесная битва, дебаты, дискуссия, обсуждение, совещание, диалог, молчание и т.д.), он сразу же влияет на качество общения. Оно становится более творческим и результативным.

6. Диалог. Диалог, основанный на исследовании, создает атмосферу доверия и максимально усиливает человеческую способность строить мосты и проводить перемены. Цель диалога в конфликтных ситуациях состоит не только в улучшении качества обсуждения, но и в том, чтобы заложить фундамент для последующих действий по трансформации – оппоненты начнут сотрудничать, что создаст предпосылки для последующих перемен.

Всего Марк Герзон выделяет 8 инструментов лидера-посредника. Прочитать их все в его книге «Лидерство через конфликт» вы можете всего за 15 минут. Эта книга представлена в Библиотеке «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении».

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль