text
Генеральный Директор

Управление знаниями персонала: как превращать навыки в стоимость

  • 12 декабря 2014
  • 4029
Фото © 1000ideas.ru
Фото © 1000ideas.ru

Многие руководители уже давно осознали, что эффективное управление знаниями персонала представляет собой реальное преимущество в конкурентной борьбе. Но мало кто понимает, какова их роль в повседневной работе организации. Наша статья посвящена вопросу, стоящему перед большинством руководителей: что такое эффективное управление знаниями персонала? Материал подготовлен по материалам книги «Как превратить знания в стоимость. Решения от IBM Institute for Business Value». Авторы в течение нескольких лет изучали опыт разных компаний и подготовили многообещающий план действий.

Эффективное управление знаниями персонала: от теории к практике

Как известно, дела идут намного лучше, когда люди доверяют друг другу. Быстрее заключаются сделки, команды действуют слаженнее, а люди интенсивнее учатся и творчески подходят к работе. Взаимоотношения, которые помогают компании работать эффективнее, называются социальным капиталом.

Понятие «социальный капитал» заимствовано из социологии и означает сумму реальных и потенциальных ресурсов, извлекаемых из совокупности взаимоотношений человека или группы. Инвестиции в эти отношения дают реальную выгоду, отражающуюся на результатах работы. Поэтому руководителю для эффективного управления знаниями нужно стремиться к тому, чтобы в коллективе установились прочные связи.

В качестве примера эффективного управления знаниями авторы приводят компанию SAS, делающую все для создания крепких взаимоотношений в коллективе. Текучесть кадров в ней не превышает 4%. При этом SAS удерживает людей не высокими зарплатами, а атмосферой. В компании созданы условия для занятий спортом и отдыхом, есть медицинский центр, два детских сада, организовано централизованное питание. Руководство устраивает еженедельные завтраки по средам: на угощение уходит 150 кг конфет.

Однако с трудом накопленный социальный капитал легко промотать. Исследования, проведенные IBM Institute for Business Value, выявили причины утраты доверия работников к компании и друг к другу:

  1. Популярная ныне система «свободного размещения» сотрудников в офисе (сотрудники не имеют собственных рабочих мест, а занимают любой свободный стол). Такое размещение позволяет экономить офисное пространство, но ставит под удар взаимоотношения в коллективе и не позволяет людям сделать рабочее место «своим» с помощью каких-то личных вещей и сувениров.
  2. Реинжиниринг. Повышая эффективность бизнес-процессов, реинжиниринг также разрушает сложившиеся социальные связи в коллективе.
  3. Харизматический лидер, возведенный в ранг суперзвезды. Он подчиняет своим интересам всю организацию и нарушает сложившиеся нормы взаимопомощи и справедливости.
  4. Лицемерие руководителей. Утверждая необходимость соблюдения правил, начальство одновременно злоупотребляет ими ради «особых случаев». Неоднозначность правил приводит к развитию у сотрудников паранойи.

Для укрепления доверия в коллективе руководству необходимо сделать первый шаг и научиться верить сотрудникам. К сожалению, опросы показывают, что более трети работодателей регулярно изучают содержимое компьютеров подчиненных, а многие просто помешаны на охране и старательно следят, как бы работники чего не стащили. 

В литературе часто подчеркивается, что с развитием компьютерных технологий живое общение между людьми уменьшается, а значит, социальный капитал тоже сокращается. Авторы исследования пришли к другому выводу: за последние годы появился ряд технологий, которые позволяют расширить круг взаимодействия и способствуют укреплению взаимоотношений внутри организации. Наиболее распространенные из них — форумы, базы данных и программные средства для коллективной работы. Они не только облегчают связь в территориально разделенных организациях, но и снимают проблемы застенчивости или эмоциональной несдержанности, часто возникающие при личном общении.

Распространение знаний внутри организации основано на неформальных социальных сетях: мы охотнее делимся знаниями с теми, кого знаем лично и кому доверяем. Анализируя социальные сети, авторы книги приходят к интересному выводу: от людей, с которыми мы знакомы, в значительной мере зависит характер наших знаний. Так, инженеры и финансовые аналитики в пять раз чаще обращаются за необходимой информацией к другим людям, чем к «обезличенным» источникам (архивам или базам данных).

Хотя социальные сети не появятся по распоряжению начальства, руководителям важно знать, кто в их организации какими знаниями владеет и как происходит передача этих знаний по неформальным каналам. Авторы дают конкретный совет директорам компаний: нанимая на работу специалистов, следует не только знакомить их со структурой и историей предприятия, рассказывать о компьютерной системе и правилах работы, но и доносить до сотрудников со стажем то, что знают новички. С этой целью некоторые компании регулярно проводят «ярмарки знаний», в ходе которых отделы демонстрируют свой коллективный опыт.

Управление знаниями персонала: как превращать навыки в стоимость

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Генеральный Директор»
Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь! Более 10 000 Ваших коллег уже здесь
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы бесплатно
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подтвердите свободный доступ и получите все права пользователя Школы генерального директора.

Доступ открыт только для Вас и его нужно активировать именно сегодня, иначе он сгорит.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.