Правила приобретения коммерческой недвижимости, которые надо знать

11876
Фото © Shutterstock
Фото © Shutterstock

Антон Кудряшов, Директор по коммерческим вопросам и развитию бизнеса компании Red Development, Москва


  • Пошаговый алгоритм приобретения коммерческой недвижимости
  • Приобретение коммерческой недвижимости со свидетельством собственности и без: плюсы и минусы  

Вне зависимости от того, какую покупку вы планируете  и с какой целью (это касается не только приобретения коммерческой недвижимости), вам предстоит сделать такие шаги.

Покупка коммерческой недвижимости: пошаговый алгоритм

1. Определение цели покупки. Первый вариант – приобретение с целью получения дохода, например для сдачи в аренду или последующей перепродажи. Второй вариант – покупка для себя (под офис, производство, склад и т. д.).

2. Выбор нужного типа недвижимости. Это может быть склад, производственная площадка, торговое помещение, офис. Также на этом этапе стоит определиться со статусом приобретаемой недвижимости. Возможны два варианта. Первый – приобретение коммерческой недвижимости со свидетельством собственности. В таком случае подписывается договор купли-продажи недвижимости. Второй вариант – приобретение коммерческой недвижимости, на которое свидетельство собственности еще не получено (строящиеся и не введенные в эксплуатацию объекты либо недавно построенные здания, находящиеся в стадии ввода в эксплуатацию). При покупке этой недвижимости подписывается договор соинвестирования или подобный ему.

3. Поиск помещения. На этом этапе определитесь, кто будет заниматься поиском. Лучше обратиться к профессиональным консультантам. Их услуги стоят 1–4% цены приобретаемой недвижимости.

4. Осмотр помещения и знакомство с документами. Стоит обратить внимание на соседние постройки, подъездные пути, близость метро. Важно оценить качество здания (как давно смонтированы коммуникации и инженерные системы и насколько они соответствуют современным стандартам, какая компания и когда строила или реконструировала объект). Также нужно узнать, какие компании располагаются рядом (стоматологический кабинет или, например, учебное заведение – не лучшие соседи для солидного офиса). Выясните, есть ли у здания управляющая компания и насколько она заслуживает доверия. Наконец, обратите внимание на объекты инфраструктуры в здании и по соседству. Изучите правоустанавливающие документы, на основании которых продавец получил права на помещение, и закажите свежие выписки из этих документов.

5. Приглашение эксперта. До заключения сделки по приобретению коммерческой недвижимости покупателю нужно привлечь юристов, которые специализируются именно в области купли-продажи коммерческой недвижимости. Нередко случается, что компании приглашают юристов, специализирующихся в других областях, и те за деньги клиента получают новый для себя опыт. При этом они тратят время обеих сторон сделки и деньги покупателя, который оплачивает услуги, на выяснение якобы важных нюансов и ознакомление с документами, не имеющими отношения к делу; юристы даже не могут внятно объяснить, зачем им эти документы и что из них можно узнать, – им просто нужно создать видимость бурной деятельности. Эксперты должны провести юридический due diligence документов на приобретаемый объект недвижимости и оценить, насколько помещение «чисто», а также внести в договор купли-продажи пункты, защищающие интересы покупателя.

6. Изучение договора купли-продажи. Важные аспекты, на которые следует обратить внимание: как производится оплата, как происходит передача недвижимости, какие штрафные санкции предусмотрены для сторон договора в случае нарушения его условий, а также какие гарантии стороны дают друг другу и какова ответственность за их неисполнение. 

7. Подписание договора. Перед заключением сделки договор лучше сшить, чтобы подписями и печатями оказались скреплены сразу все дополнения и приложения. Важно проверить полномочия сторон на совершение сделки, а также наличие всех требуемых одобрений, если договор подписывается с юридическим лицом, либо нотариально заверенное согласие супруга (супруги), если контрагент лицо физическое. На практике об этом документе забывают чаще всего, поэтому, например, наша компания, в первый раз отправляя список необходимых бумаг, всегда предупреждает, что надо непременно получить согласие супруга (супруги) на сделку.

8. Оплата. Ее механизм в особом описании не нуждается. Помните: в банке обязательно потребуют предоставить договор, по которому производится оплата, или хотя бы его копию.

9. Регистрация недвижимости. После подписания договор купли-продажи недвижимости направляют в Росреестр. Эта структура выдает покупателю свидетельство собственности на недвижимость и зарегистрированный договор ее купли-продажи.

Налоги с приобретения коммерческой недвижимости не платятся. Далее, если компания-собственник сама использует помещение, она платит только налог на недвижимость (он небольшой). Если же вы сдаете объект в аренду, предприятие должно платить также НДС и налог на прибыль, поскольку аренда приносит доход собственнику. Если помещение, как это часто бывает, оформлено на индивидуального предпринимателя или физическое лицо, то платится налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Приобретение коммерческой недвижимости со свидетельством собственности и без: плюсы и минусы 

В числе преимуществ приобретения коммерческой недвижимости со свидетельством – очевидная юридическая надежность сделки. Договор купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации, и покупатель получает свидетельство собственности на приобретенный объект. Есть и ряд иных плюсов – например, возможность предложить приобретенное помещение как залог при получении кредита. Это, кстати, еще один из путей использования недвижимости наряду с размещением на купленных площадях собственной компании, сдачей помещений в аренду и перепродажей.

В случае со строящимися объектами, на которые права собственности еще не зарегистрированы, есть риски, связанные со сложностями при оформлении собственности или вводе объекта в эксплуатацию. Такие затруднения чреваты сдвигом сроков, в которые вы сможете начать использовать недвижимость. А среди плюсов этого варианта – цена: объекты, не введенные в эксплуатацию и потому не имеющие свидетельства собственности, продаются дешевле помещений, права на которые уже оформлены.

Говорит Генеральный Директор

Леонид Гуштуров, Генеральный Директор компании «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»), Москва

Покупая коммерческую недвижимость, выбирайте объекты, на которых представлены несколько поставщиков услуг связи. Тогда Вы сможете получить адекватное ценовое предложение на телекоммуникационные услуги. Уточните, способны ли операторы, работающие на территории бизнес-центра, сохранить номера телефонов Вашей компании при переезде. Например, «Акадо Телеком», помимо номеров, может также перевести в новый офис IP-адреса и VPN-каналы предприятия. Если на объекте наш узел уже есть, эта операция выполняется в течение нескольких часов. Если же в здании нужно организовать новый узел, то, пока идут работы, мы обеспечиваем переадресацию телефонных звонков на имеющиеся стационарные и мобильные номера клиента. У нас есть опыт решения и более сложных задач. Скажем, при переезде головного офиса сотрудники обычно переводятся в новое здание в течение нескольких дней. В таких случаях «Акадо Телеком» поддерживает бесперебойную работу единой компьютерной и внутрикорпоративной телефонии, а также обеспечивает постоянный доступ всех специалистов к информационным системам компании.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль