Неверные способы составления бюджета

5084
Неверные способы составления бюджета

Фото: Flickr

По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»


Мы расскажем о типичных ошибках бюджетирования, чем они грозят и как их не допустить.

Неверные способы составления бюджета

Самый знаменитый СЕО General Electric Джек Уэлч в своих книгах «Мои годы в GE» и «Победитель» предлагает совершенно иной подход к составлению бюджета. Когда его стали применять в General Electric, то полностью отказались от употребления слова «бюджет», заменив его на «оперативный финансовый план».

Уэлч считает, что процесс составления бюджета – это широкий, всеохватывающий диалог между представителями подразделений и руководством компании, в ходе которого стороны обсуждают два основных вопроса: как мы можем превзойти результаты прошлого года? и что делают наши конкуренты, и как мы можем их обойти? В итоге составляется оперативный финансовый план, который в отличие от стандартного бюджета может меняться по мере изменения условий. За год подразделение или предприятие может сменить два или три оперативных плана.

Уэлч приводит 2 неверных способа составления бюджета. Вот они.

Способ 1. «Урегулирование Путем Переговоров» - бюджет-компромисс. Составляя бюджет, сотрудники подразделений преследуют одну простую негласную цель – свести к минимуму свой риск и получить самые высокие вознаграждения. План действий генеральных директоров является полной противоположностью планам отдельных подразделений. Они хотят, чтобы в плане каждого подразделения предполагался значительный рост продаж и прибылей. В итоге стороны находят компромисс – что-то среднее между тем, что предлагала каждая из сторон. Все довольны, хотя, по мнению Джека Уэлча, ничего хорошего в этом нет.

Способ 2. «Фальшивая Улыбка» - бюджет, навязанный сверху. Сотрудники подразделений представляют генеральному директору свой план и получают в ответ пару ничего не значащих фраз типа: «Хорошая работа. Благодарю вас». Затем руководство компании решает, сколько в действительности можно получить с этого подразделения. И сообщает о своем решении руководителю подразделения. Проблема возникает, если руководство компании не дают логических обоснований принятых им решений. А руководители подразделений берут деньги и тратят их как последние шалопаи.

Роберт Таунсенд, самый знаменитый генеральный директор Avis Rent a Car, одной из крупнейших в мире компаний по прокату легковых автомобилей, в своей книге «Сломай систему», предостерегает, что бюджеты не должны готовиться наверху и спускаться вниз. Их должны формировать рабочие подразделения. Любые изменения также должны обсуждаться с подразделением, иначе весь процесс превратится в фикцию. Скудный бюджет побуждает сотрудников проявлять чудеса изобретательности. Ограничьте их финансовые возможности. Они составят план, который будет не только менее затратным, но и более быстрым и эффективным.

Доктор Игорь Ансофф, отец стратегического менеджмента, посвятил целую главу своей знаменитой книги «Стратегический менеджмент» процессу бюджетирования и выделения ресурсов. Бюджетирование он называет ключевой формой стратегического поведения организации. Выживание компании зависит от хорошо продуманного выделения бюджетных средств.

Прочитать бестселлеры Игоря Ансоффа «Стратегический менеджмент», Джека Уэлча «Мои годы в GE» и «Победитель», Роберта Таунсенда «Сломай систему» вы можете в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». Прочтение каждой книги займет не более 15 минут. 

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль