Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

6976
Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

Фото: Depositphotos

Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL


В 2014 году российский рынок торговых центров пополнился 1,63 млн кв. м площадей, снижение к предыдущему году составило 10%. Впервые более 35% этого показателя составил ввод торговых центров в Москве – 602,6 тыс. кв. м, что является историческим максимумом столичного рынка и приравнивается к суммарному результату трех предыдущих лет.

В том числе в течение 4-го квартала в Москве было введено 317,5 тыс. кв. м, что в пять раз превышает показатель аналогичного периода прошлого года, а в России в целом – 800 тыс. кв. м, что на 16% ниже квартального показателя в 2013 году. Крупнейшими торговыми центрами 2014 года в Москве стали ТРЦ «Авиапарк» (228,5 тыс. кв. м GLA) и «Вегас Крокус Сити» (112,5 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Амбар» (90 тыс. кв. м) в Самаре, ТЦ «Гринвич» 4 очередь (85 тыс. кв. м) в Екатеринбурге и ТЦ «Планета» (72,9 тыс. кв. м) в Новокузнецке.

Динамика ввода новых торговых центров в России

Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

На 2015 год девелоперы заявляют более 2,6 млн кв. м новых торговых площадей в целом по России. По прогнозам экспертов, реально введено будет не более 1,9 млн кв. м, однако и такой результат может стать рекордным показателем для российского рынка ритейла. В том числе в Москве анонсирован ввод около 900 тыс. кв. м, но на рынок выйдет около 500 тыс. кв. м. Значительную долю ввода 2015 года сформируют проекты, открытие которых было перенесено с прошлого года.

Динамика ввода новых торговых центров в Москве

Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

В числе крупнейших проектов 2015 года в Москве – «Кунцево Плаза» (66 тыс. кв. м), Columbus (136 тыс. кв. м), «Ривьера» (100 тыс. кв. м), MARi (70 тыс. кв. м), в регионах – ТЦ «Гудок» в Самаре (115 тыс. кв. м), ТЦ «Арена» (95 тыс. кв. м) в Барнауле и ТРК «Алмаз» (90 тыс. кв. м) в Челябинске.

 

Динамика строительства и ввода новых торговых центров будет находиться под давлением рыночной ситуации – некоторые столичные и многие региональные объекты могут быть заморожены в связи со снижением спроса со стороны ритейлеров и недоступностью финансирования: девелоперы не будут начинать строительство новых объектов, а лишь будут заканчивать те, что находятся на продвинутой стадии. В то же время в небольшом числе региональных городов возможен запуск новых проектов в связи с абсолютной ненасыщенностью локального рынка качественным ритейлом и относительно высокой покупательной способностью. В таких городах, как Пермь, новые ТЦ с высокой долей вероятности будут пользоваться спросом со стороны ритейлеров.

По итогам 2014 года снижение арендных ставок в торговых центрах Москвы составило до 20%. Средняя ставка аренды варьируется в диапазоне 0,4-1,45 тыс. долл. за кв. м в год, максимальная – 2,4-4,5 тыс. долл. в год. На фоне ожидаемого снижения развития экономики страны в 2015 году и роста конкуренции среди новых торговых центров аналитики не ожидают улучшения данных показателей. Тем не менее, спрос на успешные качественные торговые центры будет стабильным, что поддержит ставки в топовых объектах на высоком уровне.

 

В условиях когда московские торговые центры фиксируют снижение покупательской активности, ритейлеры оптимизируют свои затраты на аренду и закрывают нерентабельные магазины. В регионах покупательная способность жителей ниже, чем в столице, и очевидно, что они пострадают в этой ситуации больше, и это также скажется на ставках аренды.

 

Текущая ситуация по-разному влияет на различные форматы арендаторов. Девальвация рубля и макроэкономическая неопределенность приводят к переориентации потребительского спроса. Особенно негативно это влияет на розничные компании сегмента «средний плюс», в то время как компании низкого ценового сегмента (масс-маркет, дискаунтеры), наоборот, приобретают новых покупателей. Ожидается, что меньше всего в кризисное время потеряют следующие группы арендаторов: продуктовые супермаркеты и гипермаркеты, детские товары и фуд-корт (исключая супермаркеты и рестораны высокого ценового сегмента, которые в большей степени находятся под влиянием санкций и ослабления рубля).

Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

В 4-м квартале доля вакантных площадей в московских торговых центрах осталась на уровне предыдущего квартала и составила 6%, в то же время в целом за год показатель вырос на 3,5 п.п. В успешных торговых центрах с высокой посещаемостью и конверсией доля вакантных площадей не превышает 1%, что подтверждает их востребованность и в текущий период.

 

Сейчас, в условиях растущей конкуренции и снижения реальных доходов населения, торговым центрам нужно больше времени, чтобы завоевать свою потребительскую аудиторию и выйти на заявленный показатель посещаемости. Это сдерживает активность ритейлеров в части аренды площадей в проектах, находящихся на ранней стадии реализации, а также открытий магазинов вместе с дверями торгового комплекса. В результате со второй половины 2014 года мы имеем не более 30-45% работающих арендаторов на момент запуска торгового центра, тогда как основная часть открывается три-девять месяцев спустя, что сегодня является трендом. Тем не менее, новые торговые центры в настоящий момент могут предложить гибкие условия, а те, что отличаются продуманной концепцией и хорошей локацией, со временем станут не менее эффективными и успешными, чем давно работающие комплексы. 

В связи с большим заявленным объемом ввода новых ТЦ и пересмотром ритейлерами своих портфелей брендов, закрытием убыточных точек продаж и даже ухода с рынка отдельных игроков, аналитики ожидают роста общей доли свободных площадей в ТЦ Москвы до 8% в 2015 году.

 

Баланс рынка торговых площадей Москвы

Анализ рынка торговых центров: как рекордные объемы скажутся на ставках аренды

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль