Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось

14144
Фото © megamozg.ru
Фото © megamozg.ru

Александр Бочкин, Генеральный Директор ООО «Инфомаксимум», основатель системы контроля рабочего времени CrocoTime, Саранск (Республика Мордовия)


  • Как начать стартап в кризис
  • 5 правил прибыльных стартапов

По статистике, в России от концепта до стадии реализации доходят только 10% стартапов. И это в относительно благополучные времена. Что уж говорить о кризисе, когда даже крупные игроки оказываются на грани выживания, проводят оптимизацию и сокращение расходов. Я постараюсь кратко, но максимально информативно рассказать, как начать стартап в кризис.

Наша система контроля рабочего времени успешно вышла на рынок в самом начале кризисных явлений в экономике 2014 года. Идея создания CrocoTime возникла весной 2013, когда компания переживала не лучшие времена: 2 неудачных проекта позади; бюджет стремительно близился к нулю; мотивация на том же уровне; команда, которой скоро нечем будет платить и которую ждут приличные гонорары в других компаниях. Стало понятно: если в ближайшее время не взяться за дело, компании придет конец.

Мы сделали ставку на прошлые наработки: взяли инфраструктурную часть проекта (которая сейчас обеспечивает системе эксклюзивную производительность) из прошлого неуспешного проекта, проанализировали рынок и поговорили с потенциальными клиентами. Решение ориентироваться именно на крупный бизнес пришло не сразу, но направление в разработке мы взяли верное. Полгода мы работали над продуктом, и по старым связям нашли компанию, которая согласилась купить еще по сути «сырой» продукт. Для нас было принципиально важно найти клиента, который поверит в нас.

К началу 2014 года мы заключили несколько договоров о продаже, но говорить о том, что мы «крепко стоим на ногах» было еще очень-очень рано. В феврале было уже понятно, что 2014 год окажется не просто сложным, а действительно кризисным. В такой ситуации даже крупным компаниям будет нелегко, что говорить о нас, только выходящих на первые продажи.

Стартап в кризис: время возможностей или конец всему?

Вместо того чтобы опускать руки и занимать выжидательную позицию, мы решили использовать кризис «по полной».  Крупные организации оптимизируют затраты, сокращают бюджеты и расходы на персонал? Мы предложим им инструмент по оптимизации затрат, который поможет компании не только сохранить прежние позиции, но и постараться их улучшить. Конкуренты повышают цены, сокращают разработчиков и отказываются от новых проектов? Мы усиливаем разработку опытными профессионалами, которые потеряли работу и не так «дорого стоят» на рынке труда, не завышаем цены и сокращаем сроки выпуска обновлений. В бизнесе просматривается тенденция к сокращению расходов на маркетинг и PR? Мы релоцируем маркетолога из северной столицы, развиваем партнерские отношения со СМИ (предоставляем статистику), предлагаем совместные проекты и экспертные комментарии по оптимизации затрат, так востребованные в кризисный период.

Все силы большинства компаний в кризис направлены на составление прогнозов и антикризисных планов. В этом мы согласны с большинством, поэтому разработали свой.

  • Cамые прибыльные сферы бизнеса, в которых можно неплохо заработать
  • l&g t;

    Правила прибыльных стартапов

    Правило 1. Оптимизировать и регламентировать бизнес-процессы. Часто стартапы не утруждают себя составлением подробных и четких планов, скриптов продаж, оптимизацией внутренних процессов. Мы решили идти по другому пути. Ввели в работу систему постановки задач (используем решение wrike), которая экономит время на обсуждениях, позволяет поставить задачу любому сотруднику, не отвлекая его от текущей работы, показывает руководителю и менеджеру проекта текущее состояние дел. Естественно, установили сотрудникам и собственную систему: она помогает лучше планировать временные затраты на задачи, показывает сколько времени сотрудник тратит на те или иные дела. Занялись переработкой бизнес-процессов компании. Для отдела разработки уменьшили влияние спонтанных коммуникаций в сторону планируемых мероприятий, также увеличили сроки, на который должен быть составлен план разработки. В отделе продаж серьезно подошли к вопросам регламентации возможных ситуаций и написания скриптов под свой продукт.

    Правило 2. Провести глубокий анализ рынка, поддерживать постоянную обратную связь с клиентами. Нередки случаи, когда команда стартапа воображает себя корпорацией уровня Apple и думает, что лучше, чем клиент знает, что ему нужно. В миллионе случаев к одному это неверно. Вечный совет «играйте против правил» от современных тренинговых агентств мы считаем не верным. Больше нам импонирует совет из книги «45 татуировок менеджера», который гласит: «сначала научитесь играть по правилам и лишь потом ищите свой путь».

    Поэтому постоянная обратная связь с клиентами стала нашей первоочередной задачей. Система контроля времени CrocoTime должна в первую очередь удовлетворять их потребности, а уже потом предлагать новые фишки.

    Правило 3. Усилить отделы продаж и технической поддержки. Мы исходили из прогноза, что спрос на продукт с усилением кризисных явлений увеличится. Поэтом приняли решение заранее подготовить отделы продаж и технической поддержки к увеличению объема работы. Прогноз оправдался.

    Правило 4. Ускорить разработку. Наши конкуренты «старше» нас минимум в 2 раза. Наше же преимущество - в мобильности и оперативности. Мы еще не доросли до служебных записок, приказов по организации и другой бюрократии. Быстро принимать решения, реагировать на изменения потребностей клиентов - это плюс. Поэтому совет: поняв, какой функционал будет востребован клиентами в ближайшее время, бросьте все силы на его разработку.

    Правило 5. Ориентироваться на зарубежных клиентов: СНГ, Европа, Китай. Из-за нестабильности российской экономики логично было направить свои мысли и усилия на другие страны. У нас первые продажи в СНГ и Европе состоялись уже к середине года, план по освоению рынка Европы уже реализуется.

    CrocoTime – молодой продукт, фактически вышедший на рынок в конце 2013-го года. 2014 год для системы, не смотря на кризис, стал отличным дебютом. Пользователями программы учета рабочего времени стали крупнейшие компании страны. Мы вышли на стабильные показатели прибыли, расширили штат, переехали в новый, более просторный и удобный офис. 

    Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось


    ООО «Инфомаксимум» 
    Сфера деятельности: разработка высокопроизводительных сетевых систем (IT-сфера)
    Численность персонала: 17
    Годовой оборот: увеличился в 10,7 раз (в 2014 году по сравнению с предыдущим)
    Основные клиенты: ОАО «Газпром», Ростех, Тинькофф Кредитные Системы, Группа ГАЗ, Hellmann Worldwide Logistics, «Объединённая металлургическая компания» (ОМК), Протек, Панавто-Yamaha и др.

    Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подпишитесь и получите свежий номер журнала "Генеральный Директор", в котором:
    Подписаться со скидкой 55%>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем Ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и Вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль