text
Генеральный Директор

Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось

  • 27 января 2016
  • 14206
Фото © megamozg.ru
Фото © megamozg.ru

Александр Бочкин, Генеральный Директор ООО «Инфомаксимум», основатель системы контроля рабочего времени CrocoTime, Саранск (Республика Мордовия)


  • Как начать стартап в кризис
  • 5 правил прибыльных стартапов

По статистике, в России от концепта до стадии реализации доходят только 10% стартапов. И это в относительно благополучные времена. Что уж говорить о кризисе, когда даже крупные игроки оказываются на грани выживания, проводят оптимизацию и сокращение расходов. Я постараюсь кратко, но максимально информативно рассказать, как начать стартап в кризис.

Наша система контроля рабочего времени успешно вышла на рынок в самом начале кризисных явлений в экономике 2014 года. Идея создания CrocoTime возникла весной 2013, когда компания переживала не лучшие времена: 2 неудачных проекта позади; бюджет стремительно близился к нулю; мотивация на том же уровне; команда, которой скоро нечем будет платить и которую ждут приличные гонорары в других компаниях. Стало понятно: если в ближайшее время не взяться за дело, компании придет конец.

Мы сделали ставку на прошлые наработки: взяли инфраструктурную часть проекта (которая сейчас обеспечивает системе эксклюзивную производительность) из прошлого неуспешного проекта, проанализировали рынок и поговорили с потенциальными клиентами. Решение ориентироваться именно на крупный бизнес пришло не сразу, но направление в разработке мы взяли верное. Полгода мы работали над продуктом, и по старым связям нашли компанию, которая согласилась купить еще по сути «сырой» продукт. Для нас было принципиально важно найти клиента, который поверит в нас.

К началу 2014 года мы заключили несколько договоров о продаже, но говорить о том, что мы «крепко стоим на ногах» было еще очень-очень рано. В феврале было уже понятно, что 2014 год окажется не просто сложным, а действительно кризисным. В такой ситуации даже крупным компаниям будет нелегко, что говорить о нас, только выходящих на первые продажи.

Стартап в кризис: время возможностей или конец всему?

Вместо того чтобы опускать руки и занимать выжидательную позицию, мы решили использовать кризис «по полной».  Крупные организации оптимизируют затраты, сокращают бюджеты и расходы на персонал? Мы предложим им инструмент по оптимизации затрат, который поможет компании не только сохранить прежние позиции, но и постараться их улучшить. Конкуренты повышают цены, сокращают разработчиков и отказываются от новых проектов? Мы усиливаем разработку опытными профессионалами, которые потеряли работу и не так «дорого стоят» на рынке труда, не завышаем цены и сокращаем сроки выпуска обновлений. В бизнесе просматривается тенденция к сокращению расходов на маркетинг и PR? Мы релоцируем маркетолога из северной столицы, развиваем партнерские отношения со СМИ (предоставляем статистику), предлагаем совместные проекты и экспертные комментарии по оптимизации затрат, так востребованные в кризисный период.

Все силы большинства компаний в кризис направлены на составление прогнозов и антикризисных планов. В этом мы согласны с большинством, поэтому разработали свой.

  • Cамые прибыльные сферы бизнеса, в которых можно неплохо заработать
  • l&g t;

    Правила прибыльных стартапов

    Правило 1. Оптимизировать и регламентировать бизнес-процессы. Часто стартапы не утруждают себя составлением подробных и четких планов, скриптов продаж, оптимизацией внутренних процессов. Мы решили идти по другому пути. Ввели в работу систему постановки задач (используем решение wrike), которая экономит время на обсуждениях, позволяет поставить задачу любому сотруднику, не отвлекая его от текущей работы, показывает руководителю и менеджеру проекта текущее состояние дел. Естественно, установили сотрудникам и собственную систему: она помогает лучше планировать временные затраты на задачи, показывает сколько времени сотрудник тратит на те или иные дела. Занялись переработкой бизнес-процессов компании. Для отдела разработки уменьшили влияние спонтанных коммуникаций в сторону планируемых мероприятий, также увеличили сроки, на который должен быть составлен план разработки. В отделе продаж серьезно подошли к вопросам регламентации возможных ситуаций и написания скриптов под свой продукт.

    Правило 2. Провести глубокий анализ рынка, поддерживать постоянную обратную связь с клиентами. Нередки случаи, когда команда стартапа воображает себя корпорацией уровня Apple и думает, что лучше, чем клиент знает, что ему нужно. В миллионе случаев к одному это неверно. Вечный совет «играйте против правил» от современных тренинговых агентств мы считаем не верным. Больше нам импонирует совет из книги «45 татуировок менеджера», который гласит: «сначала научитесь играть по правилам и лишь потом ищите свой путь».

    Поэтому постоянная обратная связь с клиентами стала нашей первоочередной задачей. Система контроля времени CrocoTime должна в первую очередь удовлетворять их потребности, а уже потом предлагать новые фишки.

    Правило 3. Усилить отделы продаж и технической поддержки. Мы исходили из прогноза, что спрос на продукт с усилением кризисных явлений увеличится. Поэтом приняли решение заранее подготовить отделы продаж и технической поддержки к увеличению объема работы. Прогноз оправдался.

    Правило 4. Ускорить разработку. Наши конкуренты «старше» нас минимум в 2 раза. Наше же преимущество - в мобильности и оперативности. Мы еще не доросли до служебных записок, приказов по организации и другой бюрократии. Быстро принимать решения, реагировать на изменения потребностей клиентов - это плюс. Поэтому совет: поняв, какой функционал будет востребован клиентами в ближайшее время, бросьте все силы на его разработку.

    Правило 5. Ориентироваться на зарубежных клиентов: СНГ, Европа, Китай. Из-за нестабильности российской экономики логично было направить свои мысли и усилия на другие страны. У нас первые продажи в СНГ и Европе состоялись уже к середине года, план по освоению рынка Европы уже реализуется.

    CrocoTime – молодой продукт, фактически вышедший на рынок в конце 2013-го года. 2014 год для системы, не смотря на кризис, стал отличным дебютом. Пользователями программы учета рабочего времени стали крупнейшие компании страны. Мы вышли на стабильные показатели прибыли, расширили штат, переехали в новый, более просторный и удобный офис. 

    Как начать прибыльный стартап в кризис: правила от тех, кому удалось


    ООО «Инфомаксимум» 
    Сфера деятельности: разработка высокопроизводительных сетевых систем (IT-сфера)
    Численность персонала: 17
    Годовой оборот: увеличился в 10,7 раз (в 2014 году по сравнению с предыдущим)
    Основные клиенты: ОАО «Газпром», Ростех, Тинькофф Кредитные Системы, Группа ГАЗ, Hellmann Worldwide Logistics, «Объединённая металлургическая компания» (ОМК), Протек, Панавто-Yamaha и др.

    Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя

Школа руководителя

Проверьте свои знания и приобретите новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать все файлы
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Простите, что прерываем Ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
2 минуты, и Вы продолжите читать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.