Восемь принципов великих компаний

3695
Восемь принципов великих компаний

Фото: Bloomberg

По материалам проекта «Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении»


Итогом многолетней работы знаменитого Джима Коллинза стало формулирование восьми основных принципов, которые отличают выдающиеся компаний от компаний посредственных. Он изложил эти принципы в своем бестселлере «От хорошего к великому». Мы расскажем вам о них.

Результаты и выводы Коллинза прошли строгий контроль и полностью удовлетворяют самым жестким требованиям, выработанным участниками исследования. Достаточно сказать, что каждое из основных положений итоговой концепции пути «от хорошего к великому» оказалось значимым для 100% рассмотренных компаний, добившихся выдающихся результатов. Вот эти 8 принципов величия.

Первый принцип. Всё начинается с руководителя

Коллинз изобрел формулировку «руководитель пятого уровня». Пятый уровень, по мнению Коллинза, расположен где-то над привычными четырьмя ступенями бизнес-иерархии (высокопрофессиональный сотрудник, ценный член команды, компетентный менеджер, эффективный руководитель). «Руководитель пятого уровня» сочетает уникальную скромность с не менее уникальной профессиональной волей. Именно такой руководитель может быть сосредоточен на успехе дела больше, чем на собственных амбициях. Он будет способен вызывать подлинный энтузиазм, а не приступы страха или бравады, и сумеет подготовить достойного преемника.

Второй принцип. Люди важнее бизнеса

Коллинз утверждает: в первую очередь надо сделать так, чтобы нужные люди были на борту, а ненужные — за бортом, и только после этого решать, куда собственно плыть. То есть вопрос «Что делать?» — в лучшем случае второй по счету, но никак не первый. По Коллинзу, единственная перспективная модель — коллектив равно талантливых и увлеченных людей, которые постоянно задают друг другу сложные вопросы и спорят до хрипоты. Кен Иверсон из сталелитейной компании Nucor, которую Коллинз включил в число 11 великих, описывает атмосферу в компании так: «Обсуждения становились настолько напряженными, что люди начинали наскакивать друг на друга. Лица наливались кровью, вены вздувались. Мы обсуждали часами, пока не приходили к чему-то».

Третий принцип. Взгляните суровым фактам в лицо

Правильные решения принимаются только тогда, когда ни одна проблема не игнорируется и не замалчивается. Кажется, это должно быть всем очевидно, но на практике далеко не у всех хватает уверенности и самоотверженности, чтобы признавать наличие больших неприятностей. Так, до 1973 года в почтовом бизнесе Штатов мирно существовали компания Pitney Bowes, которая занималась машинами для сортировки писем, и компания Addressograph, которая делала машины для копирования адресов. Всем было очевидно, что подобный бизнес не вечен. Но Pitney Bowes взялись за перепрофилирование (сделав ставку на новую офисную технику), а Addressograph — нет. К 2000 году Pitney Bowes имела оборот свыше $ 4 млрд, а Addressograph довольствовалась $ 100 млн. Фред Пердью из Pitney Bowes резюмировал это так: «Моя работа — переворачивать камни и смотреть, что под ними, даже если то, что я вижу, адски кусается».

Четвертый принцип. Не проигрывает только ёж

В своем эссе «Еж и Лиса» английский философ Исайя Берлин вывел два типа поведения: лиса изобретает массу способов изловить и съесть ежа, еж отвечает ей всегда одной и той же защитой — и всякий раз успешно. По мнению Коллинза, именно это сочетание простого решения и непоколебимого упорства дает по-настоящему прорывной эффект. В качестве примера можно вспомнить Чарльза «Корка» Уолгрина, руководителя компании Walgreens, который в свое время принял простое «ежовое» решение: Walgreens выходит из ресторанного бизнеса и создает сеть аптек шаговой доступности. За 5 лет компания продала 500 ресторанов и настроила уйму аптек (рекорд плотности — 9 аптек на квадратную милю), стараясь при этом, чтобы каждая из них была на углу: тогда покупатели смогут входить и выходить со всех сторон. В итоге Walgreens сумела возглавить этот новый для себя сегмент.

Пятый принцип. Определите свою гору

Коллинз предлагает «ежу», прежде чем тот станет упорным, найти ответ на три простых вопроса. Что это за вопросы, а также остальные принципы величия вы узнаете всего за 15 минут, прочитав книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому» в Библиотеке «Главная мысль. Книги в кратком изложении». 

Читайте в ближайших номерах журнала "Генеральный Директор"
    Читать>>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа руководителя

      Школа руководителя

      Проверьте свои знания и приобретите новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      

      Оформите подписку, чтобы не пропустить свежие новости

      150 000 + ваших коллег следят за нашими новостями





      © 2011–2016 ООО «Актион управление и финансы»

      Журнал «Генеральный Директор» –
      профессиональный журнал руководителя

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62404 от 27.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Генеральный Директор». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

      Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

      • методики, проверенные на практике
      • библиотека Генерального Директора
      • правовая база
      • полезные подборки статей
      • участие и просмотр вебинаров

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль